Критерии малого и среднего бизнеса в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии малого и среднего бизнеса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.

Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.

Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.

Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.

Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.

Каким образом аудиторские организации участвуют в ведении реестра малых и средних предприятий

В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Обратите внимание:

  1. анализировать надо отчетность той иностранной организации, которая является участником российской организации по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1-ое число месяца, а не на начало года. Это следует из п. 1, 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Например, при смене участника 27 июня текущего года надо предоставить для анализа отчетность нового участника за прошедший год;
  2. ограничения дохода и среднесписочной численности установлены только для иностранных организаций, непосредственно являющихся участниками российских организаций. Проверять доход и численность материнских компаний иностранных участников на соответствие предельным величинам закон не требует.

Условия отнесения компаний и ИП к субъектам МСП

Условия отнесения компаний и ИП к категории субъектов МСП определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ).

Они включают:

  • условие о средней численности персонала;
  • условие к выручке от реализации товаров (работ, услуг);
  • условие о доле участия в уставном капитале (только для организаций).

В зависимости от соблюдения вышеуказанных условий компания или ИП относят к одной из следующих категорий МСП – среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие.

Указанный статус представителя малого или среднего бизнеса могут присвоить:

  • хозяйственному обществу (ООО или АО), товариществу и партнерству;
  • производственному или потребительскому кооперативу;
  • КФХ;
  • ИП.

Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности работников и выручки за предшествующий календарный год.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Читайте также:  Совмещение статуса ИП с основной работой: тонкости законодательства

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?

Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»

Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), — в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Государственный реестр и категории МСП: основные критерии

Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.

Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:

  • Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
  • Полное имя любого ИП или же название юрлица.
  • ИНН налогоплательщика.
  • Место жительства или нахождения.
  • Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.

Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:

  • Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
  • Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
  • Контракты по госзакупкам.
  • Партнерства с государственными заказчиками.

Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.

Льготы малым предприятиям

Выделение их в отдельную категорию преследует цель создать комфортные условия для малого бизнеса, его развития. На сегодняшний день действуют льготы, закрепленные целым рядом законодательных и нормативных актов:

  1. Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
  2. Лимит кассы можно не устанавливать.
  3. Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
  4. При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.
Читайте также:  Что такое обеспечительный платеж и как вести его учет

Кроме того, в отношении малых предприятий в настоящее время «заморожены» проверки со стороны Миграционной службы, Пожарнадзора, Технадзора, Трудиспекции. Таково общее правило.

Однако существует значительный список исключений из него. С проверкой могут прийти, если:

  • она касается валютного, таможенного законодательства;
  • относится к лицензируемой деятельности;
  • юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
  • МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).

Кроме того, из зоны проверок не уходит социальная, образовательная сфера, здравоохранение, энергетика. В плановом режиме проверяются сферы деятельности, связанные с гостайной, атомной энергией, радиационной безопасностью и т.п. Не освобождены от внешних проверок аудиторы.

Новые критерии малого и среднего бизнеса в 2023 году

Одним из ключевых изменений, которые ожидают малый и средний бизнес в ближайшие годы – это новые критерии, определяющие их статус и привилегии. В 2023 году стандарты для определения малого и среднего бизнеса будут пересмотрены и обновлены. Это может существенно повлиять на компании, которые попадут либо не попадут под новые требования.

Главной новостью станет то, что в критериях будет учитываться не только количество сотрудников и объем выручки, но и другие параметры, такие как уровень инноваций, оригинальность продуктов или услуг, экологическая направленность и вклад в социальную сферу. Это, очевидно, будет стимулировать изобретательность и социальную ответственность бизнеса.

Те компании, которые уже успешно реализуют вышеперечисленные принципы, могут рассчитывать на новые льготы, субсидии и дополнительные рыночные возможности. Тем же компаниям, которые традиционно не руководствуются этими принципами, придется серьезно задуматься о внедрении инноваций и новых подходов для сохранения конкурентоспособности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

  • Новые критерии также затронут финансовые вопросы, например, требования к минимальному размеру уставного капитала или общей сумме инвестиций. Что это значит для бизнеса? Возможно, предпринимателям придется искать дополнительные источники финансирования, чтобы удовлетворить новые требования.
  • Кроме того, новые критерии могут повлиять на налогообложение и отчетность. Возможно, введутся новые налоговые льготы или упрощенные отчетные формы для тех, кто соответствует новым стандартам.

В целом, новые критерии малого и среднего бизнеса в 2023 году будут пересматриваться с целью стимулирования инноваций и социальной ответственности предпринимателей. Те, кто привыкли работать в старых стандартах, могут столкнуться с новыми вызовами и трудностями, но те, кто готов изменяться и адаптироваться к новым реалиям, могут рассчитывать на дополнительные возможности и преимущества в будущем.

Новые требования к качеству товаров и услуг

В 2023 году малый и средний бизнес столкнется с новыми требованиями к качеству товаров и услуг. Клиенты станут все более требовательными и будут ожидать от компаний высокого качества продукции.

Важно понимать, что репутация бренда и уровень доверия клиентов напрямую зависят от качества предлагаемых товаров и услуг. Некачественные продукты или услуги могут привести к серьезным последствиям для бизнеса, таким как потеря клиентов и репутации.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, предприниматели должны следить за качеством всех процессов в своих компаниях. Нужно строго контролировать качество сырья и материалов, производственных процессов и конечного продукта. Также следует уделять внимание уровню обслуживания клиентов, чтобы удовлетворять их потребности и ожидания.

  • Стандартизация качества — важная часть современных стандартов в различных отраслях бизнеса.
  • В рамках новых требований, предприниматели должны соблюдать стандарты безопасности и экологические нормы.
  • Повышение квалификации и обучение персонала также являются важными элементами обеспечения качества для малого и среднего бизнеса в 2023 году.

Следует понимать, что малый и средний бизнес, которые смогут обеспечить высокий уровень качества товаров и услуг, могут рассчитывать на успех на рынке. Сотрудничество с такими компаниями также будет приоритетным выбором для клиентов, доверяющих только проверенным поставщикам.

Как определить среднее предприятие

Субъекты среднего предпринимательства обладают меньшим объемом преференций, чем малые предприятия России, но и этот статус приносит определенные выгоды.

Читайте также:  Оформление сделок купли-продажи дома без риэлтора в 2022 году

К ним относятся компании и ИП, у которых:

  • среднесписочная численность штата — 101–250 человек. Эта характеристика малого предприятия имеет только одно значения, но для средних организаций здесь есть несколько исключений: если организация входит в утвержденный Минпромторгом перечень компаний легкой промышленности, то для нее норматив по штату составляет от 251 до 1000 человек, а у организаций общественного питания этот показатель достигает 1500 человек;
  • годовой доход не превышает 2 млрд рублей.

Нужна ли аттестация рабочих мест на микропредприятиях?

Напомним, что аттестация рабочих мест еще с 2014 года заменена специальной оценкой рабочих мест. И согласно Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» она провится для всех, т.е. нигде не сказано, что микропредприятия могут не проводить такую оценку. Но есть одна возможность избежать лишних трат. Согласно статьи 3 этого закона «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников…»

Итак, заключайте с работником договор о дистанционной работе (в интернете можно найти образцы), в котором не предусмотрено предоставление рабочего места, а также графика работы. И тогда на вашем микропредприятии можно избежать процедур спецоценки на законных основаниях.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Тенденция по переводу налогоплательщиков не достигших суммовых показателей 10 млрд. рублей в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово.

Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли.

Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков.

При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала.

Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *