Как внести изменения в инструкции по охране труда с учетом новых требований?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как внести изменения в инструкции по охране труда с учетом новых требований?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минтруд рекомендует проверять и пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет (п. 5.6 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 17.12.2002 № 80). Но работодатель вправе сам определить периодичность переутверждения локальных нормативных актов по охране труда для обучения персонала в зависимости от производственной необходимости. Поскольку законодательство в сфере безопасности динамично меняется и кроме планового пересмотра возникают другие причины, из-за которых нужно вносить изменения в инструкции.
Как часто нужно пересматривать и переутверждать инструкции
Отраслевые и межотраслевые правила могут устанавливать более короткий срок планового пересмотра инструкций. Если такие нормативные правовые акты прошли регистрацию в Минюсте, работодатель обязан соблюдать эти сроки. Например, для электротехнического и электротехнологического персонала пересмотр инструкций проводят не реже одного раза в три года (п. 1.2.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). При эксплуатации газового хозяйства работодатель обязан пересматривать инструкции по охране труда не реже одного раза в пять лет, а для работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года (п. 1.4.4 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций, утв. постановлением Минтруда от 12.05.2003 № 27).
Письмо Минэнерго № 09-1017
Чтобы установить срок пересмотра инструкций, руководствуйтесь не только правилами по охране труда, но и правилами технической эксплуатации. Например, при эксплуатации тепловых энергоустановок инструкции по охране труда пересматривают не реже одного раза в два года (п. 2.8.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго от 24.03.2003 № 115).
Регламент – это «общественный договор» работников организации. Он возникает там и тогда, где и когда появляется осознанная необходимость в рациональном разделении областей ответственности, гармонизации усилий для достижения общего результата.
Для успешной регламентации процесса необходимо стремление участников процесса и потребителей его результатов к достижению взаимовыгодного позиционирования себя в этом процессе. Поэтому психологической предпосылкой регламентации будет либо наличие «критической массы» работников, желающих навести порядок в процессе, либо твердая воля руководства. В обоих случаях правильное решение родится не сразу и потребует время на приобретение сторонников.
Об организации разработки регламентирующей документации подробно рассказано в специальной литературе [3], [18], [21], [39], поэтому ограничимся несколькими важными на наш взгляд замечаниями.
- Потребитель результатов процесса должен четко сформулировать требования к этим результатам.
- Цель процесса должна формулироваться извне процесса.
- Рабочая группа разработчиков регламента (или комплекса нормативных документов) должна правильно определить объекты, участвующие в процессах, и границы процессов. На этом этапе полезно рисование разнообразных схем, диаграмм и таблиц. Наиболее удачные из них – те, которые отражают суть и особенности описываемого процесса – следует включить в приложения к регламенту.
- Классификаторы и справочники, связанные с процессом, должны быть тщательно проработаны.
- Формы неунифицированных документов должны быть спроектированы с большой аккуратностью.
Рабочая группа разработчиков регламента должна включать специалистов, непосредственно занятых в процессе, а также потребителей результатов процесса. Если до регламентации при исполнении процесса имели место конфликты, то представители конфликтующих сторон должны войти в состав рабочей группы или, по крайней мере, должны приглашаться на ее рабочие заседания. Общее методическое руководство разработкой регламента может осуществлять специализированный отдел организации (обычно называемый отделом организационного развития, отделом корпоративных технологий, отделом интегрированного менеджмента качества и т.п.).
Поможет ли работе над регламентом использование специализированного программного обеспечения для описания процессов? Такое программное обеспечение позволит грамотно изложить уже принятое решение об организации процесса, но вряд ли поможет его найти. Исключение составляют случаи, где для поиска оптимального решения нужны многочисленные расчеты – здесь уже не избежать моделирования процесса в специальных программных средах. Несомненная польза от специализированного программного обеспечения для описания процессов состоит в автоматическом контроле ссылочной целостности описания.
Начав «с места в карьер» разрабатывать процесс в специальной среде и выбрав определенный формальный язык для представления процесса, можно столкнуться с тем, что выразительных возможностей этого языка не хватит для отражения особенностей процесса. Поэтому рекомендуется в начале работы использовать самые простые языки описаний и по мере раскрытия особенностей процесса детализировать описания. Наилучшая «проекция» процесса и наилучший язык (или несколько языков) описания выявятся в конце работы. Именно эти «проекции» и языки и следует использовать.
После достижения ясности относительно перечисленных компонент регламента можно подготовить черновой вариант текста и перейти к его согласованию. Нужно быть готовым к тому, что представления об описываемом процессе и текст регламента могут подвергнуться самым радикальным изменениям.
Получив согласие всех заинтересованных сторон, следует подготовить план мероприятий по внедрению регламента. Этот план может быть отражен в приказе об утверждении регламента (или стать приложением к приказу). Среди мероприятий могут быть:
- признание утратившими силу локальных нормативных актов, ранее регламентировавших процесс, описанный в новом регламенте;
- внесение дополнений и изменений в локальные нормативные акты в связи с утверждением нового регламента;
- разработка новых локальных нормативных актов, необходимых для работы по новому регламенту;
- доработка или внедрение новых модулей автоматизированных информационных систем;
- изготовление бланков неунифицированных документов, используемых в соответствии с новым регламентом;
- изменения и/или дополнения к штатному расписанию;
- поиск кандидатов на новые должности; назначение или перевод работников на новые должности;
- обучение исполнителей процесса новым правилам работы;
- разъяснительная работа среди исполнителей процесса;
- сопровождение членами рабочей группы (разработчиками регламента) работы исполнителей в рамках нового процесса (так сказать, «опытно-промышленная эксплуатация» нового регламента);
- корректировка текста регламента по итогам «опытно-промышленной эксплуатации»;
- введение в действие скорректированной версии регламента;
- определение процедур контроля качества регламента.
В настоящий момент действующее законодательство не требует составлять распорядительную документацию, пользуясь общеобязательными унифицированными бланками. Зачастую можно встретить рекомендованные формы, но пользоваться ими необязательно. Приказы пишутся на предприятиях в свободной форме. Необходимо учесть, что документ в свободной форме также имеет свои тонкости. Речь идёт о:
- деловом языке речи;
- обозначении реквизитов организации;
- подписании официальной бумаги всеми упомянутыми в ней лицами;
- наличии основания и обоснования.
Написать распоряжение рекомендуется на фирменном бланке компании. Также всегда имеется возможность воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, однако фирменная форма видится более предпочтительной, так как на ней уже изложены все реквизиты фирмы. Если писать приказ с чистого листа, сведения об организации придётся прописывать вручную.
Исполнить текст распоряжения можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта обладают равной юридической силой, выбор лежит на плечах составителя.
Должностная инструкция в 2021 году
24 декабря
38976
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Должностная инструкция — это локальный документ, в котором отражены обязанности конкретного работника, занимающего определенную должность.
Требования к наличию должностной инструкции специалиста в организациях есть только в госучреждениях. В некоторых отраслевых нормах присутствует обязанность регламентирования должностных обязанностей:
Остальные руководствуются собственными потребностями в вопросе необходимости наличия должностных инструкций работников в организации. Возможно, в небольших компаниях они и не нужны, но на крупных предприятиях без конкретизации деятельности сложно проследить за качественным исполнением обязанностей.
Должностные инструкции предприятия (ДИ) — инструмент обоюдоострый, они нужны и работнику, и работодателю. Аналогичное мнение и у Роструда — письмо № 3042-6-0 от 9 августа 2007 г.
|
Правила оформления приказов, распоряжений
Приказ оформляется на бланке и содержит следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту, текст, подпись.
Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части отражаются причины издания приказа, даётся ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа. Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения. Распорядительная часть отделяется от констатирующей словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами и ставится двоеточие. Распорядительная часть текста приказа, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками.
Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределённой форме – «подготовить», «организовать», «обеспечить», «разработать» и другие.
Порядок оформления и образец
Унифицированная форма этого локального акта отсутствует. Но некоторые ведомства утвердили рекомендованные формы документа. Например, это предусмотрено приказами:
- ФСИН России от 05.06.2008 N 379;
- МВД России от 12.01.1998 N 19.
Фактически приказ об утверждении должностных инструкций в школе не будет отличаться от подобного документа, например, в больнице или пожарной охране подведомственной МЧС. В каждом из них одинаковая структура:
- шапка с указанием наименования организации, название локального акта, его номера и даты составления;
- суть распоряжения;
- перечень ДИ, которые надо утвердить, с указанием полного названия каждой должности отдельно;
- указание лиц, ответственных за исполнение поручений;
- подпись руководителя с указанием его полной должности и ФИО.
В приложении к приказу обычно дается текст всех утверждаемых должностных инструкций.
Бланк конкретного вида документа включает реквизиты:
-
01 «герб», либо 02 «эмблему», либо 03 «товарный знак (знак обслуживания)»
, если организация имеет право использовать что-то из этого списка; -
05 «наименование организации – автора документа»
. Под полным наименованием организации ниже в скобках может указываться сокращенное наименование (строго в соответствии с учредительными документами). См. Пример 2. Если автор документа имеет вышестоящую организацию, то она указывается (полно или сокращенно) над ним (Пример 2). Если приказ издается руководителем подразделения (например, филиала), то его наименование указывается ниже наименования организации-автора – реквизит 06 (Пример 1); -
09 «наименование вида документа»
– в нашем случае «ПРИКАЗ»; -
13 «место составления (издания) документа»
и - при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 10 «дата»
и
11 «регистрационный номер»
, а также
17 «заголовок к тексту»
.
П риказы содержат реквизиты, состав и порядок оформления которых определен в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Обращаю ваше внимание, что с 1 июля 2021 г. начнет действовать ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который заменит прежний ГОСТ Р 6.30-2003.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в России основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (если это не касается оборонной продукции). Поэтому при разработке Инструкции по делопроизводству за основу оформления реквизитов мы имеем право (но не обязаны) взять госстандарт, и нам не запрещается уточнять и дополнять его требования.
В настоящей статье далее будем рассматривать правила оформления реквизитов уже с учетом нового ГОСТ, а также рекомендаций «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Росархивом).
Внимание, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 изменились номера реквизитов, используемых в приказах, но принципиальных изменений в их оформлении не произошло, а на имеющиеся детали мы обратим ваше внимание
.
Далее в примерах настоящей статьи для обозначения реквизитов документов мы будем использовать нумерацию, введенную новым ГОСТ Р 7.0.97-2016. Правила оформления приказов и распоряжений едины (далее в тексте для упрощения будем упоминать только приказ).
На основании чего разрабатывают ИОТ?
В Требованиях 772н исчезла норма о том, что ИОТ разрабатывают на основании типовых инструкций. Тем более, в рамках «регуляторной гильотины» Минтруд отменил действие 178 ТИ с 1 января 2021 года — приказ от 11.08.2020 № 495.
С 1 марта 2022 года работодатель разрабатывает инструкции по охране труда на основании:
- государственных нормативных требований охраны труда (например, отраслевых Правил);
- собственных Правил (стандартов) по охране труда, утвержденных в соответствии с разделом II Требований 772н;
- анализа трудовой функции работников;
- результатов специальной оценки условий труда (СОУТ);
- требований соответствующих профстандартов;
- результатов оценки профессиональных рисков (ОПР) для работ по конкретной должности или профессии;
- анализа результатов расследования несчастных случаев или типичных причин несчастных случаев;
- определения безопасных методов и приемов выполнения работ;
- эксплуатационной и ремонтной документации производителя оборудования, собственной технологической документации (п. 19-20 Требований 772н).
При разработке ИОТ может быть полезен приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н об утверждении Примерного положения о СУОТ, с приложениями:
- примерный перечень опасностей и мер по управлению ими;
- примерный перечень работ повышенной опасности.
Для чего нужны должностные инструкции и приказ по их утверждению
Роль должностных инструкций вполне понятна и проста: в них четко прописываются задачи, которые обязаны выполнять работники компаний, находящиеся на той или иной должности, а также сопутствующие их деятельности условия труда.
При этом должностные инструкции не являются строго необходимыми документами, однако имеют самое широчайшее распространение и касаются представителей любых профессий. Их наличие позволяет защитить работодателя от необоснованных претензий со стороны подчиненных, а сотрудников в свою очередь – от чрезмерной нагрузки и исполнения тех функций, которые не входят и их прямые обязанности.
Должностные инструкции разрабатываются в индивидуальном порядке в соответствии со штатным расписанием предприятия и утверждаются приказом руководства – без этого документа они не вступают в законную силу.
При этом все должностные инструкции могут периодически меняться в плане содержащейся в них информации в зависимости от потребностей и текущей ситуации на предприятии, но откорректированные документы также нужно утверждать при помощи приказа руководителя.
Следует отметить, что сведения, вносимые в данные документы должны строго соответствовать рамкам законодательства РФ и никоим образом не нарушать гражданские и трудовые права работников.
Приказ на введение в действие должностных инструкций!!! нужен пример!
Должностную инструкцию библиотекаря районного методического кабинета (приложение 3)
1.4. Должностную инструкцию методиста по воспитательной работе районного методического кабинета (приложение 4)
1.5. Должностную инструкцию методиста по библиотечному фонду школьных учебников районного методического кабинета (приложение 5)
1.6. Должностную инструкцию методиста по учебным предметам районного методического кабинета (приложение 6)
1.7. Должностную инструкцию методиста по информационным технологиям районного методического кабинета (приложение 7)
2. Считать утратившими силу ранее действовавшие должностные инструкции работников структурного подразделения муниципального учреждения «Управление образования Родионово-Несветайского района» — районного методического кабинета от 01.01.2001.
3. Пункт 1 настоящего приказа применяется к правоотношениям, возникшим с 28 декабря 2010 г.
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Приказ об утверждении штатного расписания на 2020 год
Приказы по организации являются важной составляющей рабочего процесса, поскольку определяют самые основные аспекты деятельности. Этим документом руководитель назначает ответственных лиц, накладывает взыскания, определяет размер материального вознаграждения и многое другое. Немаловажным является приказ об утверждении штатного расписания. Только при наличии такового можно говорить о введении его в действие.
Штатное расписание является документом, содержащим сведения о необходимых организации штатных единиц определенной специальности, их распределение по структурным подразделениям и размер оплаты труда по каждой из них.
Все эти данные потом будут указаны в трудовом договоре, который заключается с работником. Такая норма закреплена статьей 57 Трудового кодекса и проверяющие органы могут запросить у работодателя штатное расписание с контрактами для сверки.
Статистические органы рекомендуют обращаться к унифицированной форме расписания при его составлении, но каждое предприятие может использовать свою с учетом специфики и особенностей.
Такое расписание помогает осуществлять планирование единиц специалистов и фонд оплаты труда на предстоящий период. Поэтому в большинстве хозяйственных субъектах документ ежегодно переутверждается. При изменении в количестве работников, а также их денежного довольствия, обязательно составляется новое штатное расписание и приказ о его вводе в действие.
Для чего нужны должностные инструкции и приказ по их утверждению
Роль должностных инструкций вполне понятна и проста: в них четко прописываются задачи, которые обязаны выполнять работники компаний, находящиеся на той или иной должности, а также сопутствующие их деятельности условия труда.
При этом должностные инструкции не являются строго необходимыми документами, однако имеют самое широчайшее распространение и касаются представителей любых профессий. Их наличие позволяет защитить работодателя от необоснованных претензий со стороны подчиненных, а сотрудников в свою очередь – от чрезмерной нагрузки и исполнения тех функций, которые не входят и их прямые обязанности.
Должностные инструкции разрабатываются в индивидуальном порядке в соответствии со штатным расписанием предприятия и утверждаются приказом руководства – без этого документа они не вступают в законную силу.
Как утверждают инструкции
Должностная инструкция включает перечень функциональных обязанностей, обозначает структуру подчиненности и пределы ответственности, перечисляет квалификационные требования, предъявляемые к должности, содержит иные аспекты в зависимости от кадровой политики организации. Трудовой кодекс не обязывает работодателей иметь такой документ, но он весьма полезен. Трудовая функция указывается в трудовом договоре, но неудобно описывать там подробно обязанности, поэтому для этого используется отдельный документ. Является локальным нормативным актом организации и утверждается, как другие нормативные акты. Может являться приложением к трудовому договору или самостоятельным ЛНА. При внесении изменений рекомендуем руководствоваться письмом Роструда №4412-6 от 31.10.2007.
Введение в действие новых ДИ происходит, когда меняется что-то в действующих (например, в связи с появлением профстандартов возникла необходимость в пересмотре квалификационных требований и функций по должностям) или появляются новые должности. В госструктуры поступают требования об изменениях от министерств и ведомств, которым подчинены эти структуры.
Примерный перечень приказов по охране труда в организации
Предоставить полный и исчерпывающий перечень приказов по охране труда для каждой организации невозможно, потому что объем будет определяться индивидуально, в зависимости от специфики деятельности и штата.
Но сформировать примерный список приказов по ОТ в организации, можно. Для этого нужно:
- определить основные мероприятия по охране труда, обязательные для конкретной организации;
- определить виды работ с повышенной опасностью;
- составить перечень документов с учетом данной информации.
Одним из основных приказов по охране труда считается приказ об утверждении «Положения о системе управления охраной труда» в организации, на основании которого и строится вся работа службы охраны труда на предприятии. Но только в том случае, если СУОТ адаптирована под вашу организацию, а не используется типовое положение.
Поэтому наравне по важности на предприятии должен быть приказ о возложении обязанностей по охране труда. Далее могут издаваться и иные организационные приказы ОТ в зависимости от специфики:
- об организации деятельности службы ОТ;
- о распределении полномочий в сфере охраны труда между должностными лицами в компании;
- о возложении обязанностей по обеспечению охраны труда по направлениям на предприятии.