Можно ли днем ездить с габаритными огнями вместо ближнего света?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли днем ездить с габаритными огнями вместо ближнего света?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При этом самостоятельно установить ДХО на машины, в которых они не предусмотрены штатно, теперь трудно. С одной стороны, это не запрещено, а с другой — потребует обязательной регистрации в ГИБДД проделанных технических изменений в конструкции машины. Процедура эта сложна и не всегда проходит удачно. Купленные в магазине китайское светодиодные «реснички» должны соответствовать российскому ГОСТу Р 41.48-2004, который регламентирует размещение световых приборов, их светимость и функциональную схему подключения. К примеру, пункт 6 статьи 19.5 закрепляет углы для направления потока излучения. В горизонтальной плоскости излучение должно расходиться на 20 градусов, а в вертикальной плоскости на 10 градусов. Естественно, добиться такой точности неквалифицированным мастерам трудно.
Зачем нужно габаритное освещение автомобиля
Как сказано в Правилах дорожного движения (ПДД), габаритные огни – это лампочки (оптические приборы), главная функция которых – визуальное обозначение размеров движущегося или остановившегося автотранспорта. Чтобы не путать габаритки с другой автомобильной светотехникой, нужно точно знать, где находятся габаритные огни у машины. Расположены они по бокам машины, а также спереди и сзади, устанавливаются попарно и на одной линии. Габаритки либо являются частью фар, либо являются отдельной единицей. Включается такая автомобильная светотехника в следующих ситуациях:
Габаритные огни нужны для визуального обозначения размеров движущегося или остановившегося автотранспорта.
- плохая видимость на дороге. Согласно ПДД габаритки включаются во время снегопада, сильного и не очень тумана, сильные осадки, сумерки;
- передвижение в тоннелях;
- в роли обозначения машины во время стоянки в ночное время суток. Иногда дополнительно водители включают также и аварийку.
Включая подфарники, вы обозначите свой транспорт, облегчая езду и себе, и встречным автомобилям. Начинающие водители часто уверены в том, что габаритные огни – это дневные ходовые огни, но это не так. Яркость подфарников намного меньше, чем у дневных ходовых огней. Не повторяйте данную ошибку!
Ответственность при технически неисправных фарах
Лампы в фарах имеют свойство со временем перегорать, особенно если были использованы изделия, произведенные без соблюдения ГОСТа. Это случается обычно в самый неподходящий момент, например, во время выезда на объездную дорогу. В этом случае водитель также несет ответственность и может получить штраф за негорящую фару. Это объясняется тем, что такой транспорт является потенциально опасным для других участников движения.
Будет ли тут наказание? Нарушение входит в перечень неисправностей, при котором использование транспорта запрещается. Осветительные приспособления выделены отдельным пунктом, так как обеспечивают видимость водителю. Если один прибор неработающий или загрязнен, в дневное время инспектор ГИБДД может сделать устное предупреждение. Но такое бывает крайне редко, а если водитель эксплуатирует транспорт ночью, то это является правонарушением, и избежать наказания не получится.
Так как большинство вышеперечисленных норм отсылают нас к Перечню неисправностей, то ответственность необходимо смотреть именно за это. И она предусмотрена единственным наказанием в КоаП за нарушение любого из условий и неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС.
Часть 1 статьи 12.5 КоАП предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за это. Назначается наказание за следующие нарушения по использованию света:
- отсутствует фара как ночью, так и днём,
- перегорела или отсутствует лампочка в фаре.
Ст. 12.20 Кодекса также предписывает штраф 500 рублей или предупреждение за нарушение пользования световыми приборами. Она назначается при следующих нарушениях:
- вы не включили ДХО днём,
- вы едете без света ночью.
Это наказание налагается при исправных световых приборах.
Если фара перестала работать в пути
Как мы уже указали выше, ПДД допускают возможность ехать до места стоянки или ремонта, если неисправность возникла в пути. А перед началом движения Правила обязывают водителя проверить работоспособность машины на все условия Перечня неисправностей.
Потому, если при остановке инспектором ГИБДД вы заявите, что условие, влекущее нарушение, возникло в пути, и вы следуете до того места, где сможете устранить недостаток, то штраф выписывать неправомерно.
А вот если вы едете без фары ночью, то в любом случае штраф правомерен, так как в тёмное время запрещается продолжать движение без работающего в установленном режиме ближнего света. В этом случае по букве закона в 2022 году вы обязаны вызвать эвакуатор либо буксировать автомобиль.
Кроме того, это положение со штрафом за езду без ближнего света распространяется не только на тёмное время суток, но и на условия недостаточной видимости: туман, дождь, снег и другие условия с видимостью дороги менее 300 метров.
Можно ли ездить без ПТФ?
А теперь давайте поговорим о ситуации, когда противотуманные огни предусмотрены конструкцией – то есть должны быть на вашем автомобиле. Но в силу разного рода обстоятельств – будь то ДТП, неисправность, простое желание убрать их с авто – их нет, и вы вынуждены ездить без противотуманок в различных условиях погоды, дорожной обстановки и времени суток.
И вот этот момент уже запрещён ПДД.
Пункт 3.1 Основных положений по допуску ТС говорит о том, что нельзя ездить на машине без предусмотренных конструкцией световых приборов. А противотуманки – это и есть такие приборы. Вы не обязаны их использовать, но на автомобиле они должны быть и точка!
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Все меры ответственности за нарушения перечня условий, при которых запрещается ездить на машине, в 2019 году регулирует статья 12.5 КоАП. И её первая часть устанавливает штраф за отсутствие ПТФ как одно из таких условий:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация транспортного средства запрещена, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом, без противотуманок ездить нельзя, и штраф за это 500 рублей. В редких случаях можно отделаться и предупреждением. Но последнее выносится, действительно, в очень редких случаях. Даже при обжалованиях штрафа судьи и начальники ГИБДД, согласно судебной практики, практически никогда не заменяют финансовую санкцию предупреждением.
Данный штраф за отсутствие противотуманных фар можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления, а других мер обеспечения (эвакуация, запрещения эксплуатации) не предусмотрено.
Но в 2019 году более страшная ответственность за отсутствие ПТФ, о ней мы и поговорим!
Ездить можно, но не у нас
А все дело в том, что на территории Беларуси с 25 мая по 6 июня проводилась специальная акция, обусловленная завершением учебного года.
В рамках этой акции все водители обязаны были ездить с включенными фарами даже в дневное время, поскольку в ПДД Беларуси требования о езде с включенным светом нет.
С 6 июня данное требование утратило силу в соседней Республике, вот только ряд новостных изданий, не разобравшись, интерпретировали его на наши ПДД.
Отменили требование включать свет днем и в Узбекистане — соответствующее положение вступило в силу с июня текущего года.
Еще раз отмечаем, что в российских ПДД никаких изменений в части отмена обязанности включать ближний свет днем не было.
С каким светом фар нужно ездить днем
В начале 2006 года всех российских водителей обязали в дневное время использовать БС при движении вне населенных пунктов. С 20.10.10 этот пункт переработали, и теперь каждый водитель обязан включать БС или ДХО при движении по любым трассам.
Невыполнение этих правил карается штрафом в 500 рублей или предупреждением, поэтому автолюбителям ничего не оставалось, как начать его выполнять. Однако споры о том, насколько это правило эффективно и актуально, не утихали. Одни говорили, что обозначенный светом автомобиль легче увидеть в условиях недостаточной видимости (в тумане, при сильном ливне, сумерках и в лесу), другие же сетовали на то, что из-за такого правила будет выше расход топлива, а лампочки будут перегорать чаще. Попробуем в этом разобраться.
Правила использования световых приборов
Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.
- использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
- использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
- не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
- не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
- не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.
Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.
Когда можно моргать фарами?
Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:
- для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
- если Вас ослепляет встречное транспортное средство.
При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.
Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.
Условия/свет | Светлое время | Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов | Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
---|---|---|---|---|---|
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | – | – | + | + | + |
Противотуманные фары | + 1 | – | + 2 | – | + 2 |
Дневные ходовые огни | + | – | – | – | – |
Задние противотуманные фонари | – | – | – | – | + |
Хотя Правила все расставили по своим местам, многие автолюбители стараются доработать свои старые автомобили, у которых еще нет штатных ДХО. В чем же причина? Дело в том, что необходимость целый день жечь лампы ближнего света может привести к тому, что вы гораздо скорее (особенно в случае, если источники света у вас галогеновые) останетесь с одной функционирующей фарой. А тогда любой инспектор на дороге ночью может остановить такую одноглазую машину, оштрафовать водителя, да еще и запретить дальнейшее движение. И ведь будет прав! Согласно п 2.3.1, «запрещается движение при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости».
Иными словами — или учитесь менять лампу в фаре в темноте, под снегом, в мороз, причем быстро, как собирать автомат Калашникова, или же берегите лампы ближнего света фар. Поэтому днем советую ездить с противотуманками или ДХО. Установку последних владелец может произвести самостоятельно или в автосервисе, но при этом надо соблюсти требования к размещению и яркости таких огней.
Штраф за езду с одной фарой
Рассмотрим еще одну ситуацию, которая довольно часто встречается на отечественных дорогах. У автомобиля не горит одна фара ближнего света или один габаритный огонь, т.е. просто перегорела лампа. Такое нарушение можно не заметить сразу, если автомобиль не оборудован системой автоматической проверки работоспособности световых приборов.
В описанном случае водитель нарушает не правила использования световых приборов, а требования пункта 3.3 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
Документ запрещает эксплуатацию автомобиля в случае неработающей фары или загрязнения световых приборов. При этом наказание предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП – предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Подведем итоги данной статьи. За нарушение правил использования световых приборов в 2019 и 2020 году водитель получит минимальный штраф в размере 500 рублей. Однако не следует забывать, что если отсутствие света станет причиной дорожно-транспортного происшествия, то водитель автомобиля будет признан его виновником.
Если фара перестала работать в пути
Как мы уже указали выше, ПДД допускают возможность ехать до места стоянки или ремонта, если неисправность возникла в пути. А перед началом движения Правила обязывают водителя проверить работоспособность машины на все условия Перечня неисправностей.
Потому, если при остановке инспектором ГИБДД вы заявите, что условие, влекущее нарушение, возникло в пути, и вы следуете до того места, где сможете устранить недостаток, то штраф выписывать неправомерно.
А вот если вы едете без фары ночью, то в любом случае штраф правомерен, так как в тёмное время запрещается продолжать движение без работающего в установленном режиме ближнего света. В этом случае по букве закона в 2021 году вы обязаны вызвать эвакуатор либо буксировать автомобиль.
Кроме того, это положение со штрафом за езду без ближнего света распространяется не только на тёмное время суток, но и на условия недостаточной видимости: туман, дождь, снег и другие условия с видимостью дороги менее 300 метров.
Какие приборы используются ночью
Правильнее, конечно, сказать «в темное время суток», которое даже имеет определение в ПДД. Без сильного углубления в формулировки — это просто такое время, когда темно, в сумерках с утра или вечером и ночью.
Тут применяются фары в режимах дальнего и ближнего света. Если у вас ночная стоянка (или, если вы едите с прицепом, или поставлены на буксир), то необходимо перейти на габариты. Противотуманки в таком случае не должны работать отдельно, они сопровождаются дальним светом или ближним.
У кого имеется фара-прожектор, то не используйте ее, если едите по населенному пункту или когда видите встречный автомобиль. Это нарушение ПДД.
Правилами установлен порядок, который позволяет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. А потому не разрешается слепить встречных водителей дальним светом, если машины приблизились более чем на 150 м. Помимо того, водитель на встречной, может попросить вас переключить режим световых приборов. Это принято делать «морганием» фар.
Габаритки — это не ДХО
К сожалению, на старых карбюраторных автомобилях, отвечающих в лучшем случае стандартам Евро 2, таких устройств нет. Поэтому улучшать заметность машины нужно ближним светом фар.
Габаритные огни для таких задач не годятся. На международных рынках этот тип света называется Parking Light и сертифицирован только для обозначения машин на стоянках. Габаритные огни помогают водителям в городах с хорошей инфраструктурой рассмотреть припаркованный под фонарем автомобиль. Для подсветки транспортного средства во время передвижения они не годятся, так как не создают излучения достаточной яркости, чтобы перебить солнечные лучи.
Если инспектор ГИБДД заметит такой автомобиль без горящего ближнего света, он вправе наложить на водителя дисциплинарное взыскание. Согласно статье 12.20 КоАП РФ, «нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».