Запрет на экспорт: что и куда нельзя вывезти из России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрет на экспорт: что и куда нельзя вывезти из России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Как избежать нарушений и штрафов

Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?

Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.

AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.
Читайте также:  Новый отчет вместо СЗВ-М в 2023 году

Виды таможенного контроля

Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

Порядок проведения таможенного контроля и что это такое

Все работающие в Российской Федерации инспекционно-досмотровые комплексы функционируют в соответствии с принятыми правительственными постановлениями. В нормативных и правовых актах, помимо понятийного аппарата, определяющего надзорных органов исполнительной власти, представлен и набор четких инструкций, в соответствии с которыми специалисты ФТС должны проводить те или иные вмешательства.

Таким образом, регламент деятельности варьируется исключительно в формате строго очерченных рамок, а при его реализации сотрудники постовых служб руководствуются ранее созданным указаниями. Технология проведения таможенного контроля – это этапы, понятия, принципы и порядок осуществления соответствующих мероприятий, очерченных правительственной документацией. К числу операций, которые, как правило, проводятся на местах, относятся:

  • устный опрос;
  • запрос бумажных и цифровых свидетельств;
  • назначение экспертизы;
  • сопровождение;
  • установление определенного маршрута;
  • учет продукции;
  • наблюдение;
  • проверка системы сертификационного регистрирования и пр.

Конечно, вопрос о транспортировке товаров через границу – это чрезвычайно важный аспект, нуждающийся в самом подробном рассмотрении. Однако перед предпринимателями, обладающими статусом участников внешнеэкономической торговой деятельности, постоянно появляется огромное количество иных задач самого разного уровня сложности.

Для автоматизации бизнес-процессов в 2021 году принято использовать специализированное программное обеспечение, например, сервис «Склад 15» от российского бренда «Клеверенс». Компания, занимающаяся разработкой профильного софта на протяжении последнего пятнадцатилетия, является надежным поставщиком решений для организаций, учреждений, транспортных зон, сетевых магазинов, фирм e-commerce и пр.

Ответственность за нарушения таможенных правил, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Под перемещением через таможенную границу РФ таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК).

При этом стоит отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы РФ (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ).

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также иная территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК, ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, прямо указанных в законодательных актах РФ по таможенному делу.

Ответственность за нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного контроля

Как уже упоминалось ранее, в силу специфики таможенного законодательства сложно разграничить нормы, регулирующие порядок таможенного контроля и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Данные понятия сильно взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. В связи с этим при рассмотрении положений об ответственности за нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения, были затронуты и некоторые положения о порядке таможенного контроля: понятие таможенного контроля, его формы, общие правила о месте и времени его проведения . В данной публикации нам хотелось бы обратить внимание читателя на следующие моменты.

См.: Егиазарова В., Сошников А., Турчина С. Ответственность за нарушения таможенных правил // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 127.

Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также определенные виды деятельности.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе — с момента пересечения таможенной границы РФ, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе, как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе — до момента пересечения таможенной границы РФ) (ст. 192 ТК).

В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственности за совершенные правонарушения.

Допускается освобождение от отдельных форм таможенного контроля на основании таможенного кодекса РФ, международных договоров РФ, а также в силу решения Председателя ГТК России либо лица, его замещающего. Такое освобождение может распространяться на конкретных лиц и на определенные виды товаров. Так, в соответствии со ст. 188 ТК таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи, от таможенного досмотра освобождаются военные корабли (суда), боевые и военно — транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

На лицах, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, лежит обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа также имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК).

Читайте также:  Инструкция: как работать с каталогом КТРУ

В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, таможенный контроль может проводиться также после выпуска товаров и транспортных средств, вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска.

В указанной ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами. Как правило, последующий таможенный контроль осуществляется в форме проверки финансово — хозяйственной деятельности организации. При обнаружении правонарушений лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ независимо от того обстоятельства, что таможенный орган уже принял решение о выпуске товаров и транспортных средств.

Статья 261 ТК предусматривает ответственность за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств идентификации, примененных таможенным органом РФ.

Идентификация является одним из видов таможенного контроля. В соответствии с ч. 1 ст. 185 ТК она может быть применена в отношении:

  • транспортных средств, помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
  • мест, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
  • товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

По решению должностного лица таможенного органа идентифицироваться могут также отдельные грузовые места. К примеру, идентификация товаров, перевозимых воздушными транспортными средствами, осуществляется путем наложения таможенных печатей и пломб на капроновые страховочные сети, крепящие грузовые места на борту воздушных судов, тросовую обвязку и т.п. (письмо ГТК России от 11 сентября 1995 года N 01-13/12992 «О применении Положения о таможенном перевозчике»).

Идентификация осуществляется, во-первых, с целью обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в частности, во избежание их утраты, уничтожения, повреждения. К примеру, при перевозке товаров железнодорожным транспортом средства идентификации применяются таким образом, чтобы из грузового отсека, на который наложены таможенные печати и пломбы, нельзя было извлечь предметы или поместить их туда, не оставляя видимых следов и не повреждая таможенных печатей и пломб (Правила оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденные Приказом ГТК России от 19 августа 1994 года N 426).

Во-вторых, идентификация производится для предотвращения осуществления с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, действий, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов (в том числе выдачи, перегрузки, выгрузки товаров, формирования из них новых товарных партий и пр.).

За разрешительные документы — 9% дел

Требования предоставить разрешительные документы встречается в 54 импортных деклараций из 100 (статистика 2019 года). Для экспортных деклараций — 11 из 100. К импортному грузу больше требований со стороны технического регулирования, получения разрешений от министерств.

Таможня завела 10 692 дела об АП за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров. Ответственность прописана в ст. 16.3 КоАП РФ. Количество дел по этой статье сократилось на 78% по сравнению с 2019 годом (19 022 дела).

Распространенная ошибка, которые приводят импортеров к нарушениям, — это отсутствие декларации или сертификата соответствия. Почему так происходит?

Нет единого перечня товаров. Чтобы понять, обязаны ли вы произвести оценку соответствия товара, нужно изучить технические регламенты. Сейчас действует 47 техрегламентов. Товар можно найти по описанию в регламенте, а не по коду ТН ВЭД. Есть спорные товары, для которых сложно сопоставить описание товара из документов от производителя и в техрегламенте. Это электротовары и оборудование.

Проверяйте товар в техрегламентах тщательней. Не забывайте проверять технические требования для упаковки товара. Просите сертификационный орган подтвердить в виде письма, что товар не подлежит обязательной оценке соответствия. Это письмо поможет при выпуске товара на таможне.

Что делать при задержании груза?

Зачастую с задержкой груза сталкиваются физические лица, которые заказывают себе товары для личного пользования из разных стран, включая Китай. Перевозкой их занимаются различные службы и организации.

Самой известной является ЕMS. Она отличается от обычной почты тем, что с прибытием посылки на почтовое отделение по адресу отправления заказчику приходит уведомительное письмо или смс на мобильный телефон о том, что посылка доставлена, и заказчик может ее забрать.

Если посылка отправлялась по этому каналу доставки, то ситуация несколько упрощается. Заказчику придет письмо о задержке. Если же посылка отправлялась обычной почтой, то заказчику самому придется выяснять, куда она делась. Это занимает много времени, ведь изначально нужно посетить почту, затем связаться с отправителем, подать заявку в таможню для выяснения задержки груза.

Виды таможенных правонарушений, предусматривающие административную ответственность

К таким проступкам относят действия:

  • отсутствие реакции на требование остановки автомобиля, следующего через госграницу в месте расположения органа таможни;
  • начало движения автомашины без разрешения, если авто находится в процессе контроля;
  • причаливание к судну без разрешения, если это плавсредство находится на стадии контроля;
  • препятствование доступа должностным лицам к имуществу таможни во время выполнения ими своих должностных обязанностей, если это имущество пребывает в стадии контроля;
  • несоблюдение сроков предоставления документов, требующихся для проведения контроля имущества;
  • сокрытие вещей, перемещение груза в обход точек пропуска и контроля, если состав контрабанды, других преступлений отсутствует;
  • перемещение грузов по поддельным, недействительным, похищенным документам через границу, при отсутствии состава контрабанды или других преступлений;
  • несоблюдение сроков декларирования при импорте товаров;
  • транспортирование, хранение, покупка товаров, прибывших на таможенную территорию минуя контроль.

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Каковы особенности таможенного декларирования товаров

Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие — предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.

Читайте также:  Как оформить договор дарения

Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.

Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.

Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:

  • Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;

  • Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;

  • Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

  • Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

  • Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

  • Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.

В каком случае возможно таможенное декларирование товаров для личного пользования

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.

Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).

Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.

В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.

  • Свойства товаров, их предназначение. Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

  • Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.

  • Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.

Нужен ли российский паспорт для выезда за границу в 2023 году

В большинстве случаев россиянам НЕ нужны внутренние документы для выезда за рубеж. Пограничники проверяют только загранпаспорт. Не имеет значения, биометрический он или обычный.

По российскому паспорту можно отправиться в Абхазию, Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Южную Осетию. Никаких отметок в документе не делается. На паспортном контроле можно предъявить и загранник, в нем штампы ставятся (кроме Абхазии и Южной Осетии).

Также следует помнить, что в Азербайджане могут отказать во въезде после посещения Армении, а в Грузии могут возникнуть вопросы, касательно ваших визита в Абхазию или Южную Осетию. Поэтому в Абхазию, Армению и Южную Осетию желательно брать российский паспорт.

При поездке в любую страну не будет лишним захватить с собой паспорт гражданина РФ — при утере или порче загранпаспорта он существенно облегчит жизнь. Для подстраховки документы стоит хранить отдельно.

Чем я в итоге рискую?

Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.

Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.

В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.

Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.

Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *