Понятие профессиональной деятельности юриста
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие профессиональной деятельности юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Он занимает особое место в практике. Юридический опыт может выражать как совокупный результат всей деятельности, так и определенные ее моменты. Его формирование происходит в процессе отбора в конкретных операциях, результатах, принятых решениях наиболее полезного, передового, целесообразного, общего, обладающего ключевым значением для нормативного регулирования отношений и последующего совершенствования практики элемента. В качестве компонентов юридического опыта выступают правовые положения. Они представляют собой достаточно устойчивые, выработанные в течение многих лет предписания, обладающие общей направленностью. В них аккумулируются стабильные и социально ценные фрагменты определенной практики. Положения могут быть правоприменительными и правотворческими, разъяснительными и распорядительными, нотариальными и судебными, охранительными и регулятивными, рекомендательными и обязательными.
Виды юридической деятельности: охрана порядка
В этой сфере отмечается наивысшая концентрация специалистов. Это обуславливается тем, что именно в области охраны порядка используются всевозможные санкции (административные, уголовные), осуществляется разбирательство разного рода споров (жилищных, семейных, гражданских, трудовых и пр.). Цель юридической деятельности заключается в обеспечении безопасности граждан, сохранности имущества, принадлежащего им и государству. Санкции могут оказать существенное влияние на статус лиц, к которым они применяются. Зачастую наказание кардинальным образом изменяет и саму жизнь субъектов. В этой связи к применению тех или иных наказаний необходимо подходить объективно и взвешено, руководствуясь исключительно буквой закона. Юридическая деятельность органов, обеспечивающих охрану порядка, жестко регламентируется нормами. К основным специалистам, задействованным в данной сфере, относят инспекторов ПДН, работников уголовно-исполнительных учреждений, прокуроров, судей, дознавателей, экспертов, следователей, приставов и пр.
Понятие, основные черты и особенности профессии юриста
В предыдущей главе было определено понятие профессии. Применительно к профессии юриста данное понятие может характеризовать особую социально-профессиональную группу общества, объединенную существенными профессиональными интересами (Н. Я. Соколов).
Таким образом, профессиональная принадлежность является одним из важных критериев выделения данной социальной группы.
Другим не менее значимым признаком профессиональной группы служит общность основных целей деятельности. В качестве таких целей обычно называют обеспечение нормального функционирования механизма правового регулирования. Отсюда следует, что на юристов в первую очередь возлагается социальная ответственность за состояние действующего законодательства, практику правореализации, эффективность борьбы с различными правонарушениями, за обеспечение законности и правопорядка в обществе.
Что такое юридическая деятельность
Само понятие раскрывается в следующем определении: труд профессионалов, непосредственно связанный с правовыми нормами, в котором используются специальные знания и методы. При этом все действия основываются на соблюдении существующих в этот момент законов. Также стоит упомянуть, что весь процесс включает в себя не только рациональное, но и моральное мышление. За счёт этого может выстраиваться логическая цепочка, которая в дальнейшем способствует правильному выбору в решении правоведческой задачи. Так, для достижения результата применяется отбор, анализ полученной информации и оценка случая.
Большое значение в практике имеют этические кодексы. В них сформулированы моральные нормы, за счёт которых руководствуются правоведы. Например, поведение судьи должно соответствовать требованиям, что прописаны в кодексе.
Тема 1.6. Государство и государственные образования как субъекты предпринимательской деятельности
1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права.
2. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).
2. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. (ст. 126 ГК РФ).
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите лекцию, используя презентацию, тема: «Государство и государственные образования как субъекты предпринимательской деятельности» из «Сборника презентаций по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»».
2. Ответьте на вопросы:
- В чем особенность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, как субъектов предпринимательской деятельности?
- Как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях?
Нравственные основы деятельности юрисконсульта
Осуществляет информирование работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимся к их деятельности. Консультирует работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам. Подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
Рекомендуем прочесть: Проект Закона О Выходе На Пенсию Ветеранов Боевых Действий
4) язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины — точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией;
Лучшие вузы для обучения
Выбор по умолчанию – специализированные юридические вузы, но соответствующие факультеты есть практически во всех университетах страны. Несколько примеров высших учебных заведений, в которых можно получить образование для дальнейшей работы юрисконсультом:
- Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России). Это один из ведущих вузов, где готовят специалистов по праву разных специализаций. Срок обучения на бакалавриате – 4 года (дневная форма) и 4,5 года (очно-заочно). При университете работает юридический колледж, у вуза 15 филиалов по всей стране.
- Российский государственный университет правосудия Верховного Суда Российской Федерации предлагает учиться на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре по направлению «Юриспруденция». Вуз имеет 11 филиалов, а также колледж, в который можно поступить после 9 или 11 класса школы.
- Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина. Здесь можно получить образование на очной и очно-заочной форме обучения, есть также ускоренная программа для выпускников колледжей. Университет активно развивает международное сотрудничество и имеет договора с вузами более чем 20 стран. Успешные студенты с хорошим знанием языков имеют возможность поучаствовать в программе «Семестр за границей».
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Конкурсы на юрфаке этого вуза составляют 30–40 человек на место, но зато у выпускников не возникает проблем с трудоустройством. На факультете работает 6 кафедр по разным направлениям права.
- Челябинский государственный университет имеет в своем составе Институт права, в котором готовят бакалавров и специалистов разных профилей: общее, гражданское, уголовное, государственное, коммерческое право.
Многие юридические вузы имеют в своем составе колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование и начинать трудовую деятельность, при этом обучаясь на заочной форме в университете.
Юридическая психология– наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».
Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в ХVII–ХVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В ХIХ в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humаnitа– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.
В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).
Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.
Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.
Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.
В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».
Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.
Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.
На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.
Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.
С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.
На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.
После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.
Юридическая психология следует общей психологической методологии и опирается на следующие постулаты:
• психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т. е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;
• психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях – мимике, поступках и действиях;
• психика обладает системными качествами – она многоуровнева, многоструктурна, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;
• психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);
• психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).
Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта.
Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным.
В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.
Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.
Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.
1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни – любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:
– включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
– стороннее наблюдение – испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;
– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;
– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.
В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.
2. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).
Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.
3. Биографический метод – это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. strаtum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т. е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.
4. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.
Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т. е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.
Психика как вместилище «модели реальности» особым образом организует информацию, поступающую из внешней среды, и реагирует на эту сконструированную реальность своим собственным способом. Поясним эту мысль: наше восприятие есть отражение объективной реальности, наше мышление способно анализировать прошлое и предвидеть будущее, но границы этих способностей ограничены нашими потребностями и целями. Мы воспринимаем не всю информацию, а только ту, которая для нас важна. Человек воспринимает световое излучение определенного диапазона и звуки строго определенной высоты, и эти спектры составляют лишь незначительную долю существующих в природе, они гораздо уже тех, которые воспринимают животные нашей планеты, но это именно тот диапазон, который важен для нас. Точно так же в любой житейской ситуации каждый из нас обращает внимание и реагирует только на те стимулы, которые важны лично для него. Так, представим себе автобусную остановку в центре города. Один человек, который куда-то опаздывает, будет реагировать только на подъезжающий транспорт в поисках нужного номера маршрута и думать о возможных последствиях своего опоздания; другой человек, который никуда не спешит, на той же остановке станет рассматривать проходящих мимо людей, возможно, он подслушает чей-то разговор или пронаблюдает ссору, может быть, обратит внимание на необычную машину, покурит и решит, к кому отправиться в гости; для третьего, водителя автобуса, остановка – всего лишь один из привычных атрибутов повседневной рабочей ситуации. Посмотрите, насколько различны восприятие и эмоциональные переживания трех людей, находящихся в одном месте и одном временном промежутке.
Благодаря развитию адаптивной функции психики живые существа становились больше приспособленными к выживанию, нежели их предки. Сравните: ящерица может запомнить место, представляющее опасность, например ловушку в углу сада, но не способна дифференцировать саму опасность (ловушку) и место (угол сада), собака же хорошо различает источник опасности и может с легкостью определить опасный объект в любом месте, что дает ей несомненные преимущества для выживания. Человечество же с его культурой, знаниями и технологиями вышло за пределы животного мира, его способность к выживанию гораздо выше: человек способен выжить и в условиях полярной стужи, и в пустыне, и даже в космическом пространстве, при современном уровне медицины может жить с заболеваниями, которые ранее или в иных условиях оказались бы фатальными. Все эти достижения, сделавшие человека суперприспособленным к выживанию, стали возможными благодаря развитию психики: памяти, фантазии, речи, мышления. Адаптивная функция раскрывается также через тот факт, что психика как носитель программ, приобретенных при жизни и достаточно легко корректируемых, гибко реагирует на изменяющиеся условия окружающей среды.
Как и любая другая наука, психология открывает законы функционирования психики. Рассмотрим основные из них, чтобы понять, каким образом протекает психическая деятельность. Психика имеет иерархическую структуру, т. е. состоит из взаимосвязанных и взаимоподчиненных структурных элементов. Эти элементы можно разделить на три условные группы: психические процессы, состояния и свойства.
Профессия юриста появилась гораздо позже, чем возникло государство. Прошло много столетий, прежде чем стали востребованы обществом специалисты в области права. Сначала они были задействованы исключительно в правоохранительной сфере жизни, т. е. сфере применения государственного принуждения. Постепенно суды стали брать на себя не только применение наказаний, но и рассмотрение различных споров между гражданами. Вступление в промышленную эру и создание корпораций породили бум экономических споров между организациями. Теперь практически немыслимо выиграть какое-либо даже несложное судебное дело без привлечения юриста. Дальновидные руководители организаций, чтобы не доводить отношения с деловыми партнерами до суда, берут юристов в штат и совету ются с ними. Затем юристы пришли в политику: знания в области права стати необходимы при создании законов, при решении управленческих вопросов и др. Что касается социальной сферы, то благотворное участие юристов было оценено в самую последнюю очередь: когда у государства появилась возможность в той или иной мере поддерживать неблагополучные слои общества.
Понятие профессиональной деятельности юриста
Понятие «юриспруденция» рассматривается как в практическом, так и в общетеоретическом смыслах.
Юриспруденция – дисциплина, исследующая основные законы, логичные закономерности становления, функционирования государства и права.
Данная формулировка в большей мере демонстрирует теоретическую сторону термина. В таком смысле синонимом понятия «юриспруденция» может выступать понятие «правоведение».
Юридические задачи юриспруденции (правоведения) – рассмотрение, анализ объективных правовых характеристик в их тесной связи с государством.
Практическая юриспруденция – являет собой профессиональную юридическую деятельность, а также систему подготовки юристов в учебных организациях.
В такой дефиниции наиболее ярко находит свое отображение практическая сторона анализируемого понятия. Главная цель юриспруденции с точки зрения профессиональной деятельности, полагает в прикладном применении познаний.
Благодаря существованию практического аспекта допустимо дифференцировать понятие юриспруденция от «юридической науки». Юриспруденция в процессе производства знаний, так само как юридическая наука, подразумевает их активное использование, иначе говоря взаимосвязана как с правотворчеством, так и с правоприменением.
В целом, юриспруденция являет собой специфическую область социальной активности, поскольку благодаря ей можно осуществлять нужды, требования общества в регламентации, сбережении превалирующих на конкретном этапе исторического развития социальных отношений.
В числе ключевых признаков юриспруденции выделяют:
- дисциплина входит в структуру общественных наук;
- отличается прикладным характером, одновременно удовлетворяет интересы практики и теории юридической науки;
- имеет свойства наук о мышлении, анализируя каким образом объективная реальность отображается в праве;
- имеет характеристики точных наук, охватывает конкретные знания, выраженные в точных конструкциях, определениях.
Цели и задачи юриспруденции очень многообразны. Так, одна из ключевых целей науки — теоретический анализ права. Являя собой обособленную систему разнообразных научных концепций, понятий о сути права, государства, юриспруденция охватывает деятельность, сопряженную с формированием теоретической аргументации для использования норм права.
Выполняя базовую цель юриспруденции – определение правопорядка, легитимности, а также правового режима их соблюдения, — специалисты в сфере юриспруденции обязаны изначально решить огромное количество разноплановых вопросов. Следовательно задачи юриста можно представить так:
- гарантия интересов, прав индивида. Благодаря разрешению такого вопроса можно вести речь о получении государством правового характера. В свою очередь в правовом государстве увеличивается мера ответственности за вынесение, реализацию конституционных указов, инструкций;
- вопросы прикладного характера, сопряженные с определенной областью юридической активности, к которой можно причислить судебную, адвокатскую деятельность, работу по охране правопорядка и прочее;
- становление, усовершенствование правовой науки, теоретических научных разработок в сфере права.
Понятие, виды и основные направления деятельности юриста
10) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим и научно-педагогическим и научным работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Регулирование отношений в сфере образования в Донецкой Народной Республике основывается на следующих принципах:
Профессиональные умения и навыки как структурный элемент профессионального сознания юристов характеризуют опыт правовой активности. В рамках настоящего исследования чрезвычайно важно определить тот минимальный набор навыков, который будет достаточным для выпускника юридического вуза, обеспечит ему в последующем эффективное осуществление профессиональной деятельности и будет свидетельством развитого профессионального сознания.
В настоящее время внимание исследователей в области юридического образования приковано к вопросу повышения качества подготовки юридических кадров в целом. При этом совершенно верно решение указанной проблемы напрямую связывается с изменением подхода к обучению студентов практическим навыкам и умениям. В то же время отсутствуют полномасштабные теоретические исследования данного вопроса. Кроме этого, очень часто авторы не проводят четкой грани между практическими навыками и профессионально важными качествами вообще.
В первую очередь, следует определить объем понятия «профессиональные умения и навыки юриста», соотнести его с другими пограничными терминами. Далее чрезвычайно важно установить перечень тех профессиональных умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического вуза. И, наконец, предложить направления формирования указанных умений и навыков.
Формирование профессиональных навыков и умений напрямую влияет, как уже было отмечено, на качество юридического образования в целом. Следовательно, модернизация практической подготовки юридических кадров невозможна без решения главного, фундаментального вопроса: какой юрист необходим современному российскому обществу. Однако юридическое сообщество и «потребители» услуг юридических работников не проявляют должной активности в разработке основных квалификационных качеств юридического работника.
В настоящее время единственными специалистами в области изучения профессиональных качеств юриста являются, как ни странно, только психологи1. С одной стороны это понятно, но с другой — только ученые-юристы, юридическое сообщество в целом, основываясь на потребностях общества, могут сформулировать требования к профессионально-юридическим качествам специалиста. Исследования юристов по этому вопросу, как уже было отмечено выше, сегментарны и бессистемны. Разработки же ученых-психологов являются более фундаментальными, хотя и их нельзя признать достаточными по всем параметрам (парадоксальная ситуация, которая сложилась уже давно: исследуется, главным образом, личность преступника, а личность юриста остается в тени).
Традиционно исследование любой профессиональной деятельности психологами сводится к описанию объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека, что находит выражение в профессиограмме, состоящей из знаний, навыков и личных качеств специалиста1. Вопрос о профессионально значимых качествах юриста не является решенным однозначно, при этом выделяют достаточно обширный перечень таких качеств . Совокупность требований, которым должен, по мнению ученых, практических работников и простых граждан, соответствовать любой юрист, также может включать и определенные навыки. К примеру, это могут быть навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций и т.д. В самом общем виде справедливо будет называть их профессиональными. Однако они не являются таковыми в строгом, собственном смысле слова. Поэтому, признавая бесспорную важность развития указанных умений и качеств в процессе профессиональной подготовки, считаем, что реализация этой задачи не может быть возложена исключительно на юридическое образование. Первостепенной задачей обучения в рамках юридического вуза должно стать формирование собственно профессиональных навыков и умений3.
Цели и задачи юриспруденции
Главным предназначением юриспруденции является поддержка и охрана общественных отношений с помощью правовых методов и средств. В словаре иностранных слов это определение трактуется как «правоведение», «научные подходы к праву» и «практическая деятельность юристов, решения органов суда».
Право выступает ядром юриспруденции. Это сложное и многоструктурное явление. Право — это и социальная категория, включающая в себя нормы морали и традиции, и специально-юридическая, т.е. выступающая как государственный инструмент.
Целью юриспруденции является установление закона и порядка. Для ее достижения деятелям необходимо решать множество вопросов. Самым приоритетным из них является защита прав и свобод человека и гражданина. Их успешное решение способствует формированию правового государства.
По этой причине ответственность за неисполнение конституционных норм существенно возрастает, в т.ч. числе за принятие законов, противоречащих ее предписанию.
Задачи юридической деятельности:
- Правотворчество и правоприменение, которые должны быть эффективными и рациональными, не содержать противоречий и недостатков, чтобы в последующем успешно реализоваться в поле правовой деятельности.
- Разработка специальных средств, направленных на преодоление нарушений порядка, а также на предупреждение их совершения.
- Профессиональная подготовка студентов в вузах и переподготовка юристов.
- Организация проведений научных исследований, т.н. научное творчество.
Юридическая деятельность организации, занимающейся производством, продажей и любой иной хозяйственной деятельностью, предполагает подписание договоров, соглашений, принятие, исполнение обязательств и пр. В настоящее время почти все крупные предприятия располагают штатом соответствующих специалистов. Они обеспечивают правовое сопровождение деятельности. Круг вопросов, которые решают такие сотрудники, достаточно широк. Чтобы эффективно реализовывать свои функции, специалисты должны хорошо разбираться в земельном, финансовом, гражданском, трудовом законодательстве, процедурах судопроизводства. Достаточно распространена сегодня предпринимательская юридическая деятельность. Многие предприятия пользуются услугами независимых консультантов, экспертов в области законодательства, доверяя им представление интересов в суде и госструктурах. Индивидуальная юридическая деятельность регламентируется законодательством. Нормативные акты определяют условия, при выполнении которых субъекту разрешается ею заниматься.