Прямые и косвенные налоги – примеры и отличия систем налогообложения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые и косвенные налоги – примеры и отличия систем налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
-
налогоплательщик;
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
единица обложения;
-
налоговые льготы;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления;
-
налоговый оклад;
-
источник налога;
-
налоговый период;
-
порядок уплаты;
-
срок уплаты налога.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
Что такое косвенные налоги?
В свою очередь, косвенные налоги — те, которые налогоплательщик может в установленном законом порядке:
- предъявить к фактической уплате иным лицам (оставаясь при этом де-юре плательщиком соответствующих налогов);
- выполняя функции плательщика, применять различные законные способы сведения к нулю либо к минимуму налоговой нагрузки по косвенному налогу.
Исторически сложилось так (и это было закреплено в российской правовой системе), что основными косвенными налогами стали (п. 2 приложения № 18 к договору о ЕАЭС от 29.05.2014):
- НДС.
Объект налогообложения по нему — реализация товаров и услуг (в общем случае).
НДС платится, если от необходимости его начисления российский хозяйствующий субъект не освобожден законом — например, если он не работает на УСН или том же ЕНВД.
НДС начисляется в процентах от стоимости товара. Конкретный размер налога зависит от разновидности продаваемого изделия. Значения НДС в России: 18%, 10% и 0%.
- Акцизы.
Акциз представляет собой, как правило, фиксированный налог, размер которого устанавливается законом исходя из конкретного типа товара. За алкогольную продукцию акциз один, за бензин и табак — другой.
Таким образом, косвенные налоги взимаются не за результат транзакции (прибыль, получение чего-либо в собственность, получение статуса), а фактически за саму транзакцию. Точнее — начисляются на налоговую базу, представленную тем или иным элементом транзакции. В данном случае — стоимостью товара (когда платится НДС) или фактом его продажи (когда платится акциз).
Финансовая нагрузка при косвенном налоге: пример
ООО «Трейдинг-Консалтинг» осуществляет оптовые поставки яблок по цене 70 рублей за 1 кг. ООО «Вендинг-Лендинг» покупает их с учетом НДС 18%, то есть отдавая за яблоки по 82,6 рубля за 1 кг.
Затем ООО «Вендинг-Лендинг» продает яблоки в розницу — по цене 94,4 рубля за килограмм. При этом в отпускную цену входят: стоимость яблок — 80 рублей за 1 кг и НДС 18% в размере 14,4 рубля.
НДС, полученный от покупателей, — 14,4 рубля за каждый килограмм яблок, ООО «Вендинг-Лендинг» должно уплатить государству. При этом фирма вправе уменьшить НДС на тот, что был включен в стоимость яблок от ООО «Трейдинг-Консалтинг» — то есть на 12,6 рубля.
Выходит, что в «чистом» виде ООО «Вендинг-Лендинг» должно государству НДС с каждого килограмма яблок в сумме 1,80 рубля (из 14,4 вычитаем 12,6).
Но собственная налоговая нагрузка фирмы по НДС — нулевая. Фактический денежный приход — 94,4 рубля за 1 кг яблок — превышает фактический денежный расход — 84,4 рубля (82,6 рубля за 1 кг яблок + чистый НДС к уплате в сумме 1,80 рубля) ровно на 10 рублей. То есть столько бы и заработала фирма, если бы не платила НДС (и если ее поставщик не платил бы) — покупая яблоки за 70 рублей и продавая за 80 рублей за 1 кг.
Таким образом, субъект платит НДС косвенно — выполняя обязанности по его исчислению и перечислению в бюджет, но не неся реальной финансовой нагрузки.
Рассмотрев примеры прямых и косвенных налогов, ознакомимся более подробно с перечнем установленных законодательством России бюджетных платежей и попробуем определить, к какому виду налогов их правомерно отнести. Для удобства отобразим информацию в таблице.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.
Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.
В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:
- англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
- евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
- латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
- смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.
Косвенные налоги и эластичность спроса
Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).
Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.
Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.
Соотношение прямых и косвенных налогов
Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.
Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.
Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.
Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.
Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.
Определение косвенного налога
Что значит косвенный налог? Налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Основная их особенность состоит в том, что бремя выплат несет на себе конечный потребитель. Косвенные налоги обязательны для уплаты и условно легко собираются. Это объясняется тем, что они включены производителем в стоимостный показатель товаров и услуг.
Посмотреть, какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным можно в таблице прямых и косвенных налогов.
Косвенные налоги в РФ делятся на:
- индивидуальные: ими облагаются отдельная категория товаров, относящиеся к высокодоходным;
- общие: ими облагается вся продукция, за исключением некоторых товаров, относящихся к социально-значимым.
Обратите внимание: в ряде случаев рассматриваемый вид сборов можно переложить на приобретателей. Повышение цены товара из-за НДС, взимаемого с продаж, может привести сокращению покупательского спроса. Для того чтобы сбыть товары, продавец вынужден снизить стоимость, но его никто не освобождает от выплат. И в этой ситуации, косвенный приобретает схожие черты с прямым сбором.
Чистые косвенные налоги – это сборы, уплачиваемые в российский бюджет за вычетом субсидий и льгот, положенных определенным юридическим лицам по отдельным направлениям их деятельности.
В чем разница прямых и косвенных налогов — отличия, примеры
Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров об отличиях прямых и косвенных налогов сообщает, что: «Косвенные налоги по факту уплачиваются потребителями, включаясь в стоимость товаров и услуг. Они не облагаются на конкретный объект, тогда как прямые устанавливаются в отношении определенного объекта (транспортные средства, недвижимое имущество, доходы). От них уклониться невозможно: потребитель, приобретая товар, уплачивает этот налог».
В чем различие прямых и косвенных налогов? НДС, акцизы, таможенные пошлины – это разновидности косвенного налогового сбора. От прямого они отличаются тем, что не зависят от дохода человека. Косвенные сборы платятся по умолчанию конечным потребителем, так как входят в стоимость товаров и услуг.
Важно: акциз не имеет единой ставки и устанавливается в индивидуальном порядке. То есть, акциз существует для каждой из групп одноименной продукции. Его ставка утверждается на один год, и далее – на 2 следующих за ним.
Например, налог на имущество относится к прямым, но не косвенным, как и прямой налог НДФЛ. Этот сбор обязан уплачивать в бюджет только тот человек, у которого в собственности находится имущество (налог на имущество) или есть доход — налог на доход физических лиц. Если имущества нет — платить налог не нужно. И этот же гражданин будет платить косвенный сбор при покупке товара в любом случае, от его личных данных размер налога и необходимость оплаты косвенного налога не зависит.
Отличия прямых и косвенных налогов можно отобразить в таблице.
показатели | прямой | косвенный |
кто платит | платит владелец имущества | конечный потребитель |
связь с государством | прямая | опосредованная |
облагаемый объект | имущество: движимое или недвижимое | услуга, товар, продаваемые |
определяющие факторы размера ставки | размер полученной прибыли | услуга и товар |
уровень открытости | человек или ЮЛ заранее знает, какую сумму ему нужно оплатить | закрытый характер, потребитель не знает, что в стоимость товара входит сбор |
расчеты | сложные | простые |
зависимость от факторов | да | нет |
Какие бывают прямые налоги
С прямыми налогами знакомы все юрлица нашей страны, даже льготники. Потому что ЕНВД, УСН – это тоже все прямые отчисления. Охарактеризуем наиболее распространенные прямые выплаты в бюджет:
- НДФЛ (в народе просто подоходный) – уплачивается работодателями за сотрудников и физиками за себя. Базой служит любой налогооблагаемый доход. Основная ставка – 13%, в особых случаях может быть от 15 до 35%;
- Налог на прибыль – плательщики юрлица. Они отчисляют от своей фактической прибыли. Ставка налога основная 20%, из нее 17% идет в бюджет региона, а 3 % в счет федеральной казны. Регионы могут понижать ставку до 12,5%. Есть еще особые ставки 0, 2, 13.5, 15 и 30 процентов. Они предназначены для отдельных категорий предприятий;
- Налог на имущество, в это понятие сюда включается: на недвижимость, земельный, транспортный, наследственный. Плательщиками могут быть и организации и физические лица. Объектом налогообложения является само имущество: кадастровая цена земли, цена и мощность машины и т.д. Деньги поступают в региональный и местный бюджет;
- Страховые взносы – это социальный налог, который платят работодатели, исходя из заработков своих работников. Средства поступают в Пенсионный фонд, Соцстрах, Медстрах. В дальнейшем они расходуются на пособия по больничному листу, пенсии, медобслуживание и иные социальные выплаты.
Прямые налоги — это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.
Прямые налоги взимаются:
- С доходов налогоплательщика, в момент получения им этих доходов;
- С имущества налогоплательщика, в момент его приобретения или каждый определенный период.
Объектом налогообложения для взимания прямого налога являются:
- Размер общего или налогооблагаемого дохода налогоплательщика;
- Общая или налогооблагаемая стоимость имущества.
Прямые налоги, в свою очередь, тоже можно разделить на 2 большие группы:
Группа 1. Налоги с фактически полученного дохода. В данном случае объектом налогообложения выступает фактический доход, который получил налогоплательщик. Сюда относятся такие налоги как:
- Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
- Налог на прибыль предприятий;
- Налог на инвестиционные доходы и т.д.
Группа 2. Налоги с предполагаемого (возможного дохода). В этой группе объектом налогообложения выступает доход, которые налогоплательщик потенциально может получить от использования тех или иных активов, то есть, сюда относятся налоги на различное имущество. Причем, факт взимания налога с предполагаемого дохода не говорит о том, что субъект обязательно получит этот доход, поэтому взимание этой группы налогов часто вызывает негодование. Сюда относятся следующие виды налогов:
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Налог на недвижимость;
- Налог на транспорт;
- Земельный налог и т.д.
Особенность прямых налогов заключается в том, что налогоплательщик здесь всегда напрямую ощущает некое налоговое давление разной степени тяжести. По этой причине от уплаты прямых налогов чаще всего пытаются уклониться и находят для этого много «лазеек»: искусственное занижение прибыли, недекларирование доходов, сокрытие имущества в собственности, занижение его стоимости и т.д. Поэтому доля доходов бюджета, приходящаяся на прямые налоги, как правило, меньше, чем доля, приходящаяся на косвенные.
Определение косвенного налога
Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека потребляющего товары и услуги, оплачивается косвенно правительству. Бремя налога может быть легко перенесено на другое лицо. Налог носит регрессивный характер, увеличивая спрос на товары и услуги, и наоборот. Налагается на каждого человека, одинаково богат он или беден. Администрация налога осуществляется либо с помощью центрального правительства или управления области.
Есть несколько видов косвенных налогов:
- Налог с продаж.
- НДС (налог на добавленную стоимость).
- Акциз.
- Таможенная пошлина.
- Сельскохозяйственный налог на прибыль.
Концепция налогообложения
Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.
Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.
Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.
Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.
Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.
Транспортный налог является региональным налогом. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Другими словами, если на вас зарегистрировано транспортное средство, которое ездит, летает или плавает, то вы автоматически становитесь плательщиком этого налога.
Освобождаются от уплаты налога следующие виды ТС: автомобили, оборудованные для использования инвалидами; промысловые суда; водные или воздушные суда, осуществляющие пассажирские или грузовые перевозки; транспортные средства, зарегистрированные на с/х товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.
Расчет налога происходит следующим образом:
В зависимости от типа транспортного средства налоговая база для расчета налога исчисляется одним из следующих способов:
- как мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;
- как тяга суммарная тяга реактивных двигателей килограммах силы в отношении воздушных транспортных средств;
- как валовая вместимость в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
- как единица транспортного средства в отношении прочих водных и воздушных транспортных средств.
Далее поговорим о ставках налога, которые зависят от вида транспортного средства. В этой статье мы приведем наиболее популярные ТС, налоговые ставки по другим видам транспорта можно посмотреть в Налоговом кодексе (ст. 361). Объектом налогообложения по всем этим транспортным средствам является мощность двигателя в лошадиных силах:
Вид ТС | Категория объекта н/о | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили | До 100 л.с. | 2,5 |
100 –150 л.с. | 3,5 | |
150 – 200 л.с. | 5 | |
200 – 250 л.с. | 7,5 | |
Свыше 250 л.с. | 15 | |
Мотоциклы и мотороллеры | До 20 л.с. | 1 |
20 – 35 л.с. | 2 | |
Свыше 35 л.с. | 5 | |
Снегоходы и мотосани | До 50 лс. | 2,5 |
Свыше 50 л.с. | 5 | |
Катера и моторные лодки | До 100 л.с. | 10 |
Свыше 100 л.с. | 20 | |
Гидроциклы | До 100 л.с. | 25 |
Свыше 100 л.с. | 50 |