Ремонт машины по ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт машины по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Главные правила ремонта по ОСАГО
Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.
В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.
Так, например:
- срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
- максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.
Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.
Порядок оформления ДТП по ОСАГО: если виновник отказывается принять вину
Иногда при дорожно-транспортном происшествии может возникнуть спорная ситуация, определить нарушителя бывает очень сложно. Не всегда кто-то берёт на себя вину. Очень важно знать, что делать при аварии автомобиля по ОСАГО, если другая сторона отказывается взять на себя ответственность. Только в этом случае можно доказать свою невиновность. Порядок действий должен быть таким:
- Не перемещать автомобиль, он должен быть оставлен в первоначальном состоянии (предварительно включив аварийную сигнализацию и выставив соответствующие знаки на дороге)
- Вызов сотрудников дорожной полиции для фиксации ДТП
- Обращение в страховую организацию
- Вызов инспектора ГИБДД для документальной фиксации фактов, которые влияют на принятие судебного решение по определению виновника, свидетели аварии обязаны представить показания
Если нарушитель отказывается признать собственную вину, тогда следует обратиться к помощи квалифицированного юриста. Инспектор дорожной полиции может предложить подождать 2 месяца и договориться с виноватым, поскольку по истечении данного срока протокол об административном нарушении составить нельзя. Однако это может создать трудности с получением компенсации от страховой организации, поскольку все страховщики требуют без промедления предоставить документацию по ДТП.
Внимание! Страховая организация не имеет законодательного основания отказать в возмещении при поздней подаче документации. Это связано с тем, что чёткие сроки отсутствуют, период исковой давности гражданских дел – 36 месяцев.
Может произойти, что виновный водитель, который сразу после аварии признал собственную вину, однако в будущем может отказаться от собственных слов и подать судебный иск. В такой ситуации пострадавший будет должен доказать собственную правоту. Судебное разбирательство в этом случае может длиться много месяцев.
Какие документы необходимо при обращении за выплатой по ОСАГО
При отсутствии согласия между участниками ДТП либо величина ущерба превышает 100000 рублей необходимо вызвать инспекторов ГИБДД. На их действия будет влиять то, был ли причинён вред здоровью физических лиц либо нет.
Для получения возмещения в общем порядке следует представить страховщику такой пакет документов:
- Справка об аварии на дороге либо европротокол
- Протокол об административном правонарушении
- Документ, который подтверждает право собственности на автомобиль
- Полис гражданского автострахования
- Извещение о дорожном инциденте
- Схема ДТП
- Водительское удостоверение
- Реквизиты банковского счёта (если требуется денежное возмещение)
- Доверенность на транспортное средство (в случае необходимости)
В случае проведения экспертной оценки необходимо предоставить заключение специалистов и квитанцию об оплате. Если автомобиль будет эвакуирован, необходимо подать документацию, которая это подтверждает.
При причинении вреда здоровью физическим лицам работники ГИБДД обязаны оформить такую документацию:
- Протокол осмотра и схема дорожно-транспортного происшествия
- Определение о возбуждения административного дела против виновного автомобилиста
- Пояснения каждой стороны
- Справки о дорожно-транспортном происшествии (должны быть предоставлены каждой стороне)
Чтобы страховая произвела возмещение вреда, важно, чтобы в документации дорожного полиции была чётко обозначена причина случившегося. В бумагах должно говориться, что страхователь был вменяемым и не нарушал правила дорожного движения. Для этого необходимо получить расширенную справку ГИБДД. Её в будущем необходимо приложить при обращении в свою страховую по ОСАГО.
Внимание! Не стоит подписывать пустые схемы дорожно-транспортных происшествий и бланки с пояснениями. Это нужно сделать даже в тех ситуациях, когда работник дорожной полиции убеждает в отсутствии необходимости и времени. Иногда инспекторы обещают, что в будущем они самостоятельно заполнят бумаги. Карта происшествия и все измерения следует выполнить в присутствии каждого водителя.
Прямое возмещение и его порядок
Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.
Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.
При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:
- в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
- стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
- нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
- в результате аварии никто не пострадал;
- у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.
Ремонт по ОСАГО и его особенности
Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.
Процедура ремонта на станции:
Согласование ремонта | Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений; · определит, на какой станции смогут произвести ремонт; · согласует со станцией стоимость ремонтных работ; · выдаст направление. На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней. |
Предоставление авто | Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений. |
Подписание акта | Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет. |
Доплата | На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление. |
Как быть когда в ДТП пострадала своя машина
Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.
Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.
Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Возмещение вреда здоровью по автогражданке – какова их цель вчера и сегодня?
ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.
Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.
Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:
- Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
- Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.
Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.
Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения. А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.
То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:
- Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
- Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.
Как получить возмещение вреда здоровью после ДТП
При ДТП пострадавший вправе рассчитывать не только на возмещение вреда здоровью, но и взыскание морального вреда с виновника аварии. Для этого требуется узнать, у какой страховой компании водитель, причинивший вред, получил полис ОСАГО, и обратиться к ней, следуя пошаговой инструкции ниже.
На заметку. Наследники пострадавшего (в случае смерти), пассажиры или пешеход вправе требовать выплаты за нанесенные увечья от страховой компании.
Компенсация вреда пешеходу при наезде будет возмещена независимо от умысла водителя ТС, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности.
Однако, при грубой неосторожности пешехода (например, если он был в состоянии опьянения при наезде или хотел покончить жизнь самоубийством), страховая компания вправе отказать в выплате возмещения по ОСАГО. Но пешеход вправе требовать выплаты компенсации морального вреда с водителя, совершившего на него наезд, в судебном порядке.
Итак, вы теперь знаете, что выплаты за вред здоровью сейчас положены в обязательном порядке и больше не зависят от покрытия стоимости лечения по ОМС. Страховщику придется раскошелиться даже за простой синяк, если его зафиксировать как следствие ДТП.
Попадали ли вы в ДТП с травмами различной тяжести? Пытались ли получить возмещение за них по автогражданке? Расскажите мне и читателям чем это закончилось? Интересны будут случаи до и после обновления правил по выплатам за вред здоровью.
Если интересуют какие-то не указанные в статье моменты, то задайте по ним вопрос в комментариях, но не отклоняйтесь от темы статьи – для других вопросов поищите по блогу подходящую публикацию.
Какие русские слова общеприняты во всем мире? Затрудняетесь ответить? Тогда узнайте 15 самых известных из них, которые нигде не потребуют перевода с нашего родного языка.
Стандартная и расширенная справка из ГАИ для страховой компании
Совет! Вопрос компенсации ущерба, причиненного наиболее хрупким частям автомобиля, решается быстро по условиям страховой программы, но только если размер возмещения не превышает 3-5% стоимости машины.
Стандартная справка, полученная от Госавтоинспекции, содержит следующие сведения:
- подтверждение, что имело место ДТП;
- персональные данные водителя застрахованного автомобиля, участвовавшего в ДТП;
- государственный номер и марка автомобиля;
- характеристика видимых повреждений транспортного средства.
В расширенной справке появляются дополнительные сведения, из-за чего она оформляется дольше:
- информация о каждом из участников аварии (фамилия, имя, отчество, адрес по месту жительства, номера машин, сведения из водительского удостоверения);
- данные об адекватности и трезвости водителей.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Как учитывается износ транспортного средства при расчете суммы компенсации по страховому полису ОСАГО?
Ответ: В любом случае износ не может быть более 80% при расчете компенсации от страховщика. Степень износа пластмассовых частей определяется по максимальному уровню изношенности, частей из иных материалов — по возрасту автомобиля, степень износа кузова зависит от гарантийной даты, а замену шин производят при измерении величины протектора.
Вопрос №2: Можно ли требовать компенсации причиненного автомобилю вреда, если машина разбита самим водителем, без участия второй стороны?
Ответ: Нет, это не страховой случай, и компенсация не положена.
Кто вправе рассчитывать на выдачу страхового возмещения
Ситуации бывают разные, но независимо от того, кто оформлял документ, кто водит авто и кто является владельцем машины, компенсация будет выплачена:
- Собственнику имущества, кто бы не находился за рулем при совершении ДТП;
- Лицо, имеющее доверенность на получение обеспечения;
- В случае трагической гибели владельца авто, возмещение выплачивается его наследникам.
Но существуют ситуации, когда оба автомобиля пострадали в аварии, а их водители получили травмы. В этом случае возможно:
- Получение компенсации от добропорядочных страховых агентов в половинном размере, устанавливаемом для такого страхового случая;
- Отказ в выплате ущерба обеим сторонам в связи с невозможностью выявить настоящего виновника. В соответствии со ст.1083 ГК РФ возмещение допустимо после установления степени вины правонарушителя, а при обоюдном получении вреда сложно это установить.
Изменения в автостраховании: ремонт вместо компенсации
Полис ОСАГО считается неотъемлемой частью пакета документов любого автомобилиста. Порядок оформления страховки, размеры компенсационных выплат, сроки, страховые случаи и прочие вопросы относительно автогражданки регулируются Федеральным законом № 40, изданном еще в 2002 году.
Положения закона об обязательном автостраховании неоднократно подлежали преобразованиям. Очередные изменения частично вступили в силу в июле 2017 года, а с сентября стала актуальна полная версия последней редакции.
Согласно внесенным поправкам, основным нововведением однозначно можно назвать замену страховой выплаты в форме денежной компенсации ущерба устранением такового при помощи ремонтных работ или организации таковых.
Иными словами, если раньше гражданин мог рассчитывать на страховку в виде наличных денег, то сейчас таковая предоставляется в качестве починки пострадавшего авто и устранения повреждений. Разумеется, ликвидация дефектов при этом осуществляется за счет страховой конторы.
Шаг 3: Обращение в страховую компанию
Для получения компенсации по полису ОСАГО вы должны обратиться в страховую компанию, предоставив постановление ГИБДД и автомобиль. Многие страховые имеют специальные центры, где принимаются заявления по ОСАГО. Там автомобиль будет осматривать эксперт страховой компании.
Чаще всего такой осмотр не выявляет скрытых повреждений автомобиля. Во избежание той ситуации, когда выплаты по ОСАГО будут сильно занижены, рекомендуется проводить независимую экспертизу.
Одним из важных моментов при обращении в страховую компанию являются сроки — 5 рабочих дней с момента ДТП. Нужно знать, что заявлять о происшествии в свои страховые компании должны оба водителя, а не только пострадавший. Если виновник аварии вовремя не обратиться в страховую, то она имеет право предъявить к нему требование о возмещении ущерба.