Что изменилось в ЖКХ с 1 января 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в ЖКХ с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ поступают обращения граждан о неправомерности применения на территории Республики Башкортостан коэффициента 12/8 к нормативу на отопление при начислении платы за отопление.
Как должна рассчитываться плата за отопление? Примеры расчёта
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
1. |
Леонид пишет 21.02.2011 г.: В УК «Вест-Снаб» мне объяснили, что тариф на отопление зависит от возраста дома. Для нашего дома по адресу Холмлглрлва, 19 тариф составляет 20 руб и 04 копейки за 1 кв.м. Для моей квортиры площадью 65 кв.м. это выходит 1300,00 руб. в месяц, хотя по радио я слышал, что тариф не должен превышать 15 руб/кв.м. общей площади. Разъясните, пожалуйста, кто прав? Отвечаю: Надеюсь, Вы сможете разобраться с помощью вышеизложенного материала.Несколько раз я уже слышал упоминание этого «радио». Нет такого, что «тариф не должен превышать 15 руб/кв.м. общей площади». Оплата должна рассчитываться индивидуально. Но стоит обратить внимание на то, чтобы увеличение оплаты в 2011 году по сравнению с 2010 годом не превышало 15%. |
В общих положениях говорится, что Правила коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя устанавливают порядок его организации, включая:
- параметры теплоносителя и время измерения и регистрации;
- порядок определения количества теплоэнергии;
- порядок распределения потерь теплоэнергии между смежными теплосетями при отсутствии приборов учёта на границах ответственности;
- требования к приборам учёта.
Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя проводится в целях:
- осуществления расчётов между РСО и потребителями КУ;
- контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Обязанность по установке узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ложится на плечи покупателей ресурса и потребителей коммунальной услуги, то есть на собственников помещений в МКД в лице управляющей организации или товарищества.
Узлы учёта, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, могут использоваться в своих целях до истечения срока их службы. Начиная с 1 декабря 2016 года новые приборы учёта, не отвечающие требованиям новых Правил, нельзя будет устанавливать и использовать.
РСО не имеет права требовать от владельца узла учёта установки на нём приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных данными Правилами и положениями Методики. После установки на узле учёта оборудования для дистанционного снятия показаний доступ к результатам получают все стороны договора в порядке и на условиях, которые им определены.
Владелец узла и прибора учёта несёт ответственность за их надлежащую эксплуатацию, сбор показаний, формирование и своевременное представление стороне договора ресурсоснабжения ведомости отпущенной (переданной, потребленной) теплоэнергии и теплоносителя за расчётный период в соответствии с условиями договора.
Формирование ведомости происходит на основании архивных данных приборов учёта и представляется в течение 2 рабочих дней по окончании расчётного периода, если иное не предусмотрено по договору.
Владелец узла учёта должен предоставить доступ к приборам учёта другой стороне договора в назначенное время для сверки показаний, проверки соблюдения условий эксплуатации и работоспособности устройств. Также проверяется:
- наличие, целостность и читаемость пломб;
- срок действия поверки;
- работоспособность каждого канала измерений;
- соответствие фактических значений и настроек установленным нормативам и параметрам.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
Как проводить обучение и проверку знаний персонала
Перечень работ по эксплуатации электроустановок приведен в п. 7 Правил. В числе прочего нужно обеспечить обучение и проверку знаний работников, выполняющих работы в электроустановках, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Это означает, что потребитель должен использовать те же формы подготовки, что и сетевые компании:
- стажировка;
- подготовка по новой должности (рабочему месту);
- предэкзаменационная подготовка;
- проверка знаний;
- дублирование;
- противоаварийные тренировки;
- специальная подготовка;
- производственный инструктаж.
Новое в Правилах — обязательное проведение противоаварийных тренировок для оперативного и оперативно-ремонтного персонала потребителя, в том числе совместно с сетевой компанией или РДУ.
Особенности подготовки работников, занятых на обслуживании ЭУ 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям 0,4 кВ, и энергопринимающих установок, определены в п. 40-45 Правил. Кратко перечислим некоторые из них.
Первичная проверка знаний проводится для работников, впервые поступающих на работу по обслуживанию ЭУ, или при перерыве в работе более трех лет. С разрешения руководителя можно освободить от нее сотрудника, принимаемого по совместительству для выполнения функций ответственного за электрохозяйство, если соблюдаются одновременно три условия:
- он прошел проверку знаний по эксплуатации ЭУ по месту основной работы менее 6 месяцев назад;
- энергоемкость и сложность электроустановок по месту совмещения не больше, чем на основной работе;
- у потребителя нет ЭУ выше 1000 В.
Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
1.4. Устройство и безопасная эксплуатация поднадзорных Госгортехнадзору России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, газового хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
1.3.9. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом с учетом отраслевых требований и исходя из характеристики профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.
6.2.20. Заполнение трубопроводов тепловых сетей, их промывка, дезинфекция, включение циркуляции, продувка, прогрев паропроводов и другие операции по пуску водяных и паровых тепловых сетей, а также любые испытания тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций выполняются по программе, утвержденной техническим руководителем организации и согласованной с источником теплоты, а при необходимости – с природоохранными органами.
Формулы расчета тепла
Утвержденные Постановлением правила расчета платы за тепло во внутридомовых помещениях имеют следующие формулы:
- В МКД отсутствует ОПУ:
P = (V + (S × Sои × N × (Sоб — Sинд) / Sоб × (Sоб – Sинд + Sои)) × T, где
- V – количество теплоэнергии, приходящееся на помещение в МКД в расчетный период;
- S – площадь жилого или нежилого помещения, участвующего в расчете;
- Sои – суммарная площадь общедомовых помещений (лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры и иные помещения, не имеющих конкретного собственника);
- Sинд – площадь неотапливаемых помещений;
- Sоб – суммарная площадь всех помещений в МКД;
- N – норматив потребления теплового ресурса;
- T – величина тарифа.
По факту вычисляется количество тепла, приходящегося на 1 кв. м. площади помещения и пропорционального количества площади общих помещений МКД. Этот показатель умножается на норматив и тариф, установленный региональными властями, приходящийся на 1 Гкал тепла.
- В доме установлен ОПУ, однако ни одно из помещений жилых (нежилых) не имеет ИПУ или некоторое количество помещений имеет ИПУ:
P = (V + (S × (Vд – V) / Sоб)) × T, где
- V – тепловая энергия, которая приходится на конкретное помещение;
- S – площадь любого из помещений (жилого или нежилого), для которого производится расчет;
- Vд – объем ресурса в соответствии с показаниями ОПУ;
- Sоб – площадь всех внутридомовых помещений;
- T – тариф.
Установка коллективного прибора учет считается выгодной для жильцов, поскольку они платят только за тот ресурс, который был потреблен на отопление конкретного многоквартирного дома, тогда как в норматив заложены теплопотери. Суммарный показатель по ОПУ распределяется пропорционально между собственниками жилых помещений и общих нежилых площадей дома. Полученный показатель умножается на тариф.
Теперь все собственники квартир при наличии ИПУ отопления, может оплачивать за то количества тепла, которое действительно израсходовал на обогрев помещения.
Что изменится в компенсации ЖКХ
Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.
Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.
Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.
Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу. Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсацию жкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена. Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.
Александр Леонидович, ООО «Инжтеплосервис-МЭФ» ГК «Ника-Премьер» [ 19:06:16 / 09.06.2016]
Почему то в Правилах не сказано что максимум шкалы прибора учета должен быть таким 1.25 максимальной договорной нагрузки, а минимум должен быть в диапазоне где будет 30% погрешности и никак не ниже. Таким образом рабочий диапазон рабочих показаний прибора учета будет 2/3 шкалы прибора. Все это было в первых Правилах учета при помощи сужающих устройств и диафрагм.
Александр Леонидович, ООО «Инжтеплосервис-МЭФ» ГК «Ника-Премьер» [ 19:06:07 / 09.06.2016]
Да еще, на основании вышесказанного Приборы учета должны подбираться под условия потребителя или источника, а не устанавливаться, как повсеместно в настоящее время.
Методика осуществления
Все полученные в процессе замеров данные по ресурсу раз в сутки в одинаковое время обязательно заносятся в специальный журнал. Такой документ должен быть в каждом многоэтажном здании. Его страницы, имеющие сквозную нумерацию, сшиваются шнуром.
Правая сторона содержит сведения о потребителе:
- название;
- номер;
- адрес;
- контакты;
- коэффициенты для перерасчёта;
- период учёта;
- информацию о контролирующем лице.
Здесь же регистрируются проблемы и неисправности. В конце месяца копия данных предоставляется поставщику.
В ежедневных записях должны быть отображены:
- время и дата снятия показаний;
- количество полученного тепла;
- объём и температура теплоносителя по подающему трубопроводу и обратке.
Начало и конец отопительного сезона
Каковы сроки отопительных сезонов в России? Ранее это были конкретные даты, но, как показала практика, фиксирование периодов приводит к нерациональному использованию тепла. Это обусловлено, прежде всего, различиями климатических условий на территориях разных субъектов, а также возможными отклонениями от статистических показателей. То есть в одних городах холод приходит гораздо раньше середины октября и держится до самого конца весны. Кроме того, вероятны значительные и продолжительные потепления, во время которых обеспечивать отопление просто бессмысленно.
Учтя такие особенности российского климата, правительство пересмотрело порядок отопления. В мае 2011-го года было утверждено постановление под номером 354, регламентирующее предоставление коммунальных услуг владельцам и пользователям жилья в жилых домах и многоквартирных зданиях.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей
Пожалуй, это самый посещаемый специалистами раздел старых ПТЭЭП.
Структура старых ПТЭЭП | Структура новых ПТЭЭП |
Раздел 1. Организация эксплуатации электроустановок | – |
Глава 1.1. Общие требования | 1. Общие положения |
Глава 1.2. Обязанности, ответственность потребителей за выполнение правил | 2. Общие требования к организации и осуществлению эксплуатации электроустановок потребителей |
Глава 1.3. Приёмка в эксплуатацию электроустановок | 3. Техническая документация |
Глава 1.4. Требования к персоналу и его подготовка | 4. Требования к персоналу |
Порядок ввода в эксплуатацию и готовность узлов учета тепловой энергии
Уважаемый абонент
Ввод узла учета тепловой энергии и теплоносителя установленного у потребителя, осуществляется согласно законодательства РФ а именно: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя”
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии ПРОЕКТ УЗЛА УЧЕТА, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, а так же ПАСПОРТ узла учета или проект ПАСПОРТА, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением — 7 суток).
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
Проект узла учета содержит:
а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
б) план подключения потребителя к тепловой сети;
в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;
и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;
к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) — таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;
л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;
м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.
Спускные устройства (спускники) предусматриваются:
а) на подающем трубопроводе — после первичного преобразователя расхода теплоносителя;
б) на обратном (циркуляционном) трубопроводе — до первичного преобразователя расхода теплоносителя.
Электронные приборы рекомендуется монтировать в отдельном щите, защищенном от постороннего вмешательства.
В комплекте оборудования предусматриваются монтажные вставки для замещения первичных преобразователей расхода теплоносителя и расходомеров.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
Места и устройства для пломбировки узла учета заранее готовятся монтажной организацией.
Пломбировке подлежат места подключения первичных преобразователей, разъемов электрических линий связи, защитных крышек на органах настройки и регулировки приборов, шкафы электропитания приборов и другое оборудование, вмешательство в работу которого может повлечь за собой искажение результатов измерений.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в вышеуказанном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то, что комиссия для очередной проверки готовности узла учета к эксплуатации создаетсяСОБСТВЕННИКОМ и в случае отсутствия акта периодической проверки, начисления за потребленную тепловую энергию будут выполнятся РАСЧЕТНЫМ СПОСОБОМ согласно законодательства РФ.
Согласно законодательства РФ в отношении объектов теплопотребления не оснащенным узлами учета тепловой энергии с 1.01.2019г. в расчетах будет применяться повышающий коэффициент 1,1.
Коммерческий учет расчетным путем
Оплата за предоставленную тепловую энергию начисляется по показаниям приборов учета, а также расчетным путем, в случаях, если:
- приборы учета не установлены;
- приборы учета неисправны;
- нарушены сроки предоставления показаний;
- потребление тепловой энергии осуществляется в бездоговорном порядке.
При выявлении любых нарушений в функционировании узла учета потребитель должен в течение суток сообщить об этом в ТСО и составить акт, который будет подписан представителем потребителя и сервисной компании.
Акт передается в ТСО вместе с отчетом о теплопотреблении. При несвоевременном информировании ТСО о нарушениях в работе УУТЭ расход тепловой энергии за отчетный период определяется расчетным путем.
При выводе ПУТЭ из работы для ремонта или поверки на срок:
- до 15 суток расчетной базой является среднесуточный расход за отчетный период;
- от 15 суток до трех месяцев — средние значения за отопительный период, они берутся за весь отопительный период, но не менее, чем три месяца;
- свыше 3 календарных месяцев — расчет ведется по нормативу.