Проблема эвтаназии в современном обществе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблема эвтаназии в современном обществе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая щепетильная тема никогда не останется без внимания, потому что общественность неоднозначно относится к такой процедуре. Религия, образование, уровень медицины, общественное мнение, мировоззрение и жизненные уклады накладывают свой отпечаток. Поэтому для одних людей эвтаназия – это нормально, а для других звучит как убийство или самоубийство.
В первую очередь, это терминальная стадия неизлечимого, тяжелого заболевания, когда можно однозначно сказать: пациент умрет, вылечить его невозможно никакими способами. И при этом человек испытывает физическую боль, сильную, невыносимую, ее нельзя прекратить лекарствами или другими способами. Его жизнь – это больничная палата, постоянная ужасная боль, страдания, ожидание смерти, как избавления от этой боли, потому что другими способами избавиться от страданий невозможно. В данном случае эвтаназия будет актом гуманности. Независимо от того, что об этом думают родственники пациента.
Их можно понять, никому не хочется терять близкого, родного, любимого человека. Хочется побыть с ним рядом как можно дольше, это понятно и естественно. Но если при этом любимый, близкий человек испытывает физические мучения, и желание побыть с ним еще несколько дней только продлевает его агонию – неужели именно так должна проявляться любовь?
При этом нормально воспринимается эвтаназия животных, хотя для многих потерять любимого питомца так же тяжело, как и члена семьи. Тем не менее, люди обращаются к ветеринару, чтобы прекратить мучения любимца. И ключевое здесь – прекратить мучения. Эвтаназия людей проводится в этих же целях.
Эвтаназия: за и против
Главный аргумент «за» – прекращение мучений больного. Кстати, они могут быть не только физическими, но и моральными. Здоровому человеку не понять, каково это – жить, ожидая смерти, понимать свою беспомощность, ущербность. Жизнь – это бесценный дар, ее необходимо беречь, но только когда речь идет о полноценной жизни и способности ей радоваться.
Есть и экономический фактор – ресурсы, затраченные на поддержку заведомо неизлечимого, безнадежного пациента, можно направить на спасение людей, у кого есть шансы.
И не забываем о том, что распоряжение собственной жизнью – неотъемлемое право каждого человека.
Что касается аргументов против, то они, в основном, высказываются религиозными представителями. Не врачи дают жизнь, не им ее забирать. Но с такой логикой стоит отказаться от врачебной помощи полностью.
Есть и этические моменты – опасения возможных злоупотреблений, родственниками или медиками в корыстных целях. Да, это возможный сценарий, но в тех странах, где эвтаназия разрешена, осуществляется строгий контроль, и злоупотребления просто невозможны.
Споры, что это такое, эвтаназия, будут еще долго будоражить общество. Однако надо понимать, что в этом (как и во многих других случаях) решения, которое устроило абсолютно всех, никогда не будет найдено. Его просто не существует.
Мнение специалистов по врачебной этике
Путём сопоставления метода/ инициатора эвтаназии в результате получаем четыре вида медицинской процедуры. К каждому из них у специалистов по врачебной этике сложилось своё отношение.
Достаточно положительное: пассивная добровольная эвтаназия. Отключение от жизнеобеспечения по просьбе самого пациента многими специалистами воспринимается как оказываемое больному благо.
Крайне отрицательное: активная недобровольная эвтаназия. Поскольку инициаторами выступают родственники в тот момент, когда сам пациент находится в беспамятстве, то специалисты по этике усматривают в этом корыстные мотивы.
Неоднозначное: активная добровольная и пассивная недобровольная эвтаназии. В первом случае человек может действовать под влиянием болевых импульсов или эмоций. Во втором случае существует, пусть и небольшой, шанс, что больной придёт в себя и решит продолжать жить.
Противники идеи «хорошей смерти» опираются на тот факт, что точно установить безысходное положение больного невозможно. Не исключается также ошибка диагностики, возможно, человек не смертельно болен, и есть шансы его вылечить. Понятие неизлечимости зависит от возможностей, которые на данный момент доступны медицине. Прогресс фармацевтики и технологий оставляют надежду на то, что необходимое лекарство может появится сразу после проведённой процедуры.
Достойной альтернативой ассистированной смерти называют паллиативную медицину. Это направление, созданное специально для облегчения жизни тяжело больным и умирающим. Оно включает психологическую помощь, полную симптоматическую терапию, комплексный подход для удовлетворения всех потребностей больного. Такая практика также избавляет от мучений и направлена на то, чтобы жизнь пациента была максимально полной и активной.
При этом наступление смерти ни оттягивается, ни ускоряется.
Эвтаназия – спорный метод избавления человека от мучений. Несмотря на полемику учёных и видных деятелей о законности умерщвления человека из сострадания, главной стороной спора остаются больные, которые требуют такого права для себя. Ведь люди, никогда не стоявшие перед подобным выбором, не могут полностью оценить эвтаназию, как что-то гуманное или преступное.
Страны, легализовавшие эвтаназию
В мире очень мало стран, которые позволяют гражданам покинуть этот мир с помощью смертельной инъекции. Такое право есть у жителей США, но только в некоторых штатах: Вашингтон, Орегон, Калифорния, Монтана и Вермонт. Однако там много юридических тонкостей. Эвтаназия доступна только совершеннолетним (с 18 лет) людям, находящимся в здравом уме. Два независимых специалиста должны подтвердить, что пациенту осталось жить не более 6 месяцев. А сам пациент обязан трижды выразить свое согласие.
При этом в Орегоне врачи не делают инъекции. Они дают рецепты на препараты, но право лишить себя жизни остается за самим человеком.
В 2002 году власти Нидерландов и Бельгии также легализовали эвтаназию. Требования примерно такие же, как в США. Больной должен осознавать свое решение, подтвердить его несколько раз, а специальная комиссия следит, чтобы смертельные инъекции делали только тем, кому действительно нельзя помочь.
Также с 2009 года получили разрешение лишать себя жизни жители Люксембурга, а с 2015 — Колумбии и Канады.
В Швеции с 2010 года пациенты могут требовать отключить их от систем жизнеобеспечения. Но без их согласия этого сделать нельзя. Так что если родственник находится в коме, придется ждать естественного исхода.
В Швейцарии добровольное лишение жизни доступно иностранцам еще с 1942 года. Однако настоящая, активная, эвтаназия в стране не практикуется. Пациент имеет право самостоятельно убить себя препаратами, которые ему выписывает врач. Но доктора не делают больным смертельных инъекций.
Отношение к эвтаназии в древних цивилизациях и античности
Ассирийским врачам убийство пациентов было прямо запрещено. Сохранившиеся семитские тексты, написанные до распространения иудаизма, допускали возможность убийства из милосердия неизлечимо больных пациентов. В Древней Индии тяжелобольные имели право быть утопленными в Ганге. В Древнем и средневековом Китае врачи традиционно боролись за жизнь пациента до логического конца, однако, если болезнь была неизлечимой и быстро прогрессировала, пациент совместно с родственниками принимал решение о прекращении лечения. Как следует из Клятвы Гиппократа, просьбы о «смертельном средстве» древнегреческим асклепиадам поступали. При этом сам Гиппократ и его последователи, отказывая пациентам в различных отравляющих веществах, оставались в меньшинстве. В большинстве своём асклепиады, а позднее и древнеримские врачи, не видели ничего зазорного в том, чтобы снабдить страдающего человека каким‑нибудь ядом.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Клятва Гиппократа
Сократ и Платон считали гражданским долгом тяжелобольного покончить жить самоубийством; Эпикур считал качественную смерть критерием красивой жизни; Сенека также признавал право человека на самоубийство «по болезни», но не из страха перед немощью и не с целью прервать мучения, а как возможность «сохранить всё, ради чего жил».
XX век – все «за» и «против» эвтаназии
История эвтаназии в современном представлении начинается в недалеком прошлом. Появились организации, ратующие за ее легализацию, вроде «Общества добровольной эвтаназии» (1935 г., Англия). С 1967 по 1982 г. подобные организации возникли в США, Европе, Австралии, Японии, Индии и Зимбабве. Первая попытка провести закон о легализации эвтаназии была предпринята и провалилась в 1906 году в Огайо (США). В российском Уголовном уложении 1903 года предусматривалось снисхождение к лицам, совершившим убийство, «учиненное по настоянию убитого и из сострадания к нему», однако эта статья так и не вступила в силу. Первым в современном мире правовым документом, легализовавшим эвтаназию, было примечание к ст. 143 первого Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.: «Убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания, не карается». Просуществовало это замечание чуть больше 5 месяцев, и с тех пор в СССР и России эвтаназия людей карается на общих основаниях. Интересная ситуация сложилась в Швейцарии, где с 1942 г. закон позволяет врачу выписать больному, в том числе иностранцу, смертельное средство при условии, что последний употребит его без посторонней помощи. Активная эвтаназия (парентеральное введение препаратов) запрещена. Занятный случай имел место в Австралии. Парламент Северной Территории (административной единицы страны) в 1995 году принял «Закон о правах неизлечимо больных 1995». В нем была разрешена эвтаназия на весьма либеральных условиях: желание больного, возраст старше 18 лет, ясное сознание, заключение консилиума из трех врачей (один из которых был психиатром), подтверждающее терминальную стадию болезни и отсутствие поддающейся терапии депрессии. Передумать можно было в течение 9 дней. В 1997 году правительство страны сообразило, что законодательных полномочий у парламента какой‑то там Северной Территории нет, закон был аннулирован, но трое граждан им успели воспользоваться. Помощь в этом оказал доктор Филип Ничке, большой активист этого дела, за что получил награду местного значения «Гуманист года».
Филип Ничке после получения награды «Гуманист года» написал книгу, в которой доступным языком рассказал о разных способах умереть своими силами в домашних условиях, от не снимаемого пакета на голову и угарного газа до ветеринарных препаратов, используемых для «усыпления» животных. Стоит заметить, что по первому образованию наш герой — физик, и даже кандидат наук, а по призванию — борец за права аборигенов и смотритель заповедника. Врачом же стал по необходимости в 42 года, после того как сломал ногу и был вынужден сменить работу.
Уничтожение собственной жизни как богоборчество
У Марики тяжелая инвалидность, идет дегенерация мышц. Спортсменка прославилась, завоевав золото на Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне в забеге на 100 метров. Но Вервут замечает: ее все видели с золотой медалью, а другую сторону этой медали, ее жизни, мало кто знает. Женщина признается, что с трудом переносит свои страдания. Кроме того, у нее завершится спортивная карьера – а жизни без спорта она не мыслит.
Незадолго перед заявлением Марики Вервут желание уйти из жизни высказала 14-летняя американка Джерика Болен. Девочка страдает спинальной мышечной атрофией. Она признается, что перенесла уже 30 операций и больше не в силах жить дальше. Подросток попросила удовлетворить ее решение об эвтаназии. Причем семья Джерики, ее мама, бабушка поддержали желание девочки.
Практика эвтаназии в мире
Множество пациентов в США уходят из жизни без дополнительных мучений именно с поддержкой медицинского персонала. Несмотря на то, что в большинстве Штатов это запрещено. Часто практикуется именно подписной отказ от медицинской поддержки со стороны больницы, пассивная, но крайне мучительная форма эвтаназии.
Известно, что в России многими докторами прописывается пациентам достаточно большое количество медикаментов, которые не достать без рецепта. Делается это именно для того, чтобы мучения больного мог прекратить или он сам, или его родные.
Известны случаи, когда международные активисты отправлялись в больницы других стран, где эвтаназия разрешена, чтобы покончить с мучениями по cмepтельной болезни. Это законодательно никак не регулируется, особенно если есть подписанное разрешение самого пациента на проведение «милосердного убийства».
Эвтаназия делится на две разновидности — активную и пассивную.
При активной больному человеку вводят смертельную доху препарата под наблюдением врачей. После этого он тихо умирает во сне. Врачи подписывают заключение о смерти, после чего родственники умершего обращаются в похоронное бюро, чтобы организовать похороны. Впервые к такому методу прибегнул американский врач Джек Кеворякян. Первый пациент воспользовался возможностью эвтаназии в 1990 году.
Вторая разновидность — пассивная. В этом случая тяжело больной человек добровольно отказывается от приема лекарств, медицинской помощи и реанимации в случае остановки сердца. Больные выписываются из госпиталя и отправляются домой, чтобы провести последние минуты в окружении родных и близких.
Активная эвтаназия вызывает множество споров. Она до сих пор запрещена в странах СНГ и ряде стран Европы. По поводу пассивного способа ограничений в законодательстве нет.
Термин «эвтаназия» впервые употреблен Френсисом Беконом в XVI веке для определения «легкой смерти».
До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи. Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (наркоз в таких операциях в то время не применялся).
Список используемой литературы
- Джорджио Агамбен (1998). . Перевод Даниэля Хеллера-Роазена . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3218-5.
- Баттин, Маргарет П., Родос, Розамонд и Сильверс, Анита, ред. Врач оказал помощь самоубийству: расширение дискуссии . Нью-Йорк: Рутледж, 1998.
- Брок, Дэн. Жизнь и смерть Cambridge University Press, 1993.
- Рафаэль Коэн-Альмагор (2001). . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2986-8.
- Дворкин, RM Life’s Dominion: аргумент об абортах, эвтаназии и индивидуальной свободе. Нью-Йорк: Кнопф, 1993.
- Эмануэль, Иезекииль Дж. 2004. «История дебатов об эвтаназии в Соединенных Штатах и Великобритании» в книге « Смерть и умирание: читатель» , под редакцией Т.А. Шеннон. Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers.
- Флетчер, Джозеф Ф. 1954. Мораль и медицина; моральные проблемы: право пациента знать правду, контрацепция, искусственное оплодотворение, стерилизация, эвтаназия. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Деннис Дж. Хоран; Дэвид Молл, ред. (1977). . Фредерик, доктор медицины: Университетские публикации Америки. ISBN 978-0-89093-139-4.
- Хамфри, Дерек ; Уикетт, Энн (1986). (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN
- Камисар, Йель. 1977 г. Некоторые нерелигиозные взгляды против предложенного закона о «убийстве из милосердия». В книге «Смерть, умирание и эвтаназия» под редакцией DJ Horan и D. Mall. Вашингтон: Университетские публикации Америки. Первоначальное издание, Minnesota Law Review 42: 6 (май 1958 г.).
- Келли, Джеральд. «Обязанность использования искусственных средств сохранения жизни» в « Богословских исследованиях» (11: 203–220), 1950.
- Копельман, Лоретта М., ДеВиль, Кеннет А., ред. Самоубийство с помощью врача: в чем проблема? Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001. (например, Энгельгардт о светской биоэтике)
- Магнуссон, Роджер С. «Святость жизни и право на смерть: социальные и юридические аспекты дебатов об эвтаназии в Австралии и Соединенных Штатах» в Pacific Rim Law & Policy Journal (6: 1), январь 1997 г.
- Палмер, «Суд над доктором Адамсом по делу об убийстве» в The Criminal Law Review. (Отчет о Р. против Адамса с Девлин Дж. На 375 и далее) 365–377, 1957.
- Паникола, Майкл. 2004. Католическое учение о продлении жизни: все исправить. В « Смерть и умирать»: читатель , под редакцией Т.А. Шеннон. Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers.
- Патерсон, Крейг. Помощь в самоубийстве и эвтаназии: подход этики естественного права . Олдершот, Хэмпшир: Ашгейт, 2008.
- PCSEPMBBR, США. Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине и биомедицинских и поведенческих исследованиях. 1983. Решение отказаться от поддерживающего жизнь лечения: отчет по этическим, медицинским и правовым вопросам при принятии решений о лечении. Вашингтон, округ Колумбия: Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине и биомедицинских и поведенческих исследованиях: продается Supt. Документов. USGPO
- Рэйчелс, Джеймс. Конец жизни: эвтаназия и нравственность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986.
- Робертсон, Джон. 1977. Принудительная эвтаназия дефективных новорожденных: правовой анализ. В книге «Смерть, умирание и эвтаназия» под редакцией DJ Horan и D. Mall. Вашингтон: Университетские публикации Америки. Первоначальное издание, Stanford Law Review 27 (1975) 213–269.
- Священное собрание веры. 1980. Декларация об эвтаназии . Ватикан: Ватикан.
- Стоун, Т. Ховард и Уинслейд, Уильям Дж. «Самоубийство и эвтаназия с помощью врача в Соединенных Штатах» в Journal of Legal Medicine (16: 481–507), декабрь 1995 г.
- Тассано, Фабиан . Сила жизни или смерти: медицинское принуждение и дебаты об эвтаназии . Предисловие Томаса Саса , доктора медицины. Лондон: Дакворт, 1995. Оксфорд: Оксфордский форум, 1999.
Впервые барбитурат был синтезирован немецким ученым Адольфом Байером 4 декабря 1864 года. С этой датой связывают название барбитуратов – якобы, ученый назвал вещество в честь дня святой Варвары (Барбары). А по другим источникам, Адольф назвал открытие в честь девушки, в которую был влюблен.
Открытие долгое время оставалось в тени, пока на него не обратили внимания медики. Так с 1903 года первый препарат – Веронал − стал использоваться психиатрами для лечения стресса и бессонницы. В течение следующих 60 лет медики замечали факты злоупотребления лекарством – у пациентов формировалась прочная зависимость, появлялась депрессия при отказе от препарата. В 1960-х годах, после публикации первых крупных исследований на эту тему, применение барбитуратов в медицине стало сокращаться.
Сейчас Фенобарбитал, Беллатаминал, Реладорм, Пентобарбитал, Этаминал-натрий, Нембутал и другие сильнодействующие препараты на основе барбитуровой кислоты входят в России в список сильнодействующих веществ и отпускаются в аптеках только по рецепту врача. Их основные показания: бессонница, мышечные спазмы и судороги, тревожность и панические атаки.
Однако препараты с низкой концентрацией вещества-барбитурата – например, Валокордин, Корвалол, Барбовал, Валосердин – можно купить без рецепта. Это становится причиной злоупотреблений не только среди молодежи, но и среди пожилых людей. Они начинают принимать «успокаивающие капли» при волнениях, боли в сердце – и не замечают формирования лекарственной зависимости.
И все-таки эвтаназия как медицинская практика существует: в некоторых странах по закону, в других нелегально вопреки запрету. Различают пассивную и активную эвтаназию. В первом варианте медицинские работники намеренно прекращают оказывать поддерживающее лечение. Во втором варианте смертельно больному пациенту вводят препараты, которые ускоряют наступление смерти и делают ее безболезненной. Эвтаназия может быть добровольной и недобровольной. Добровольная эвтаназия осуществляется только по настойчивой просьбе больного, что, конечно же, фиксируется, либо по предварительному волеизъявлению пациента, которое должно быть юридически оформлено. Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия на это пациента. Например, человек находится продолжительное время в коме. Тогда родственники могут принять трудное для себя решение и просить об отключении больного от аппаратов, искусственно поддерживающих его жизнь.
«За» и «против» эвтаназии
Эвтаназия в последнее время довольно широко обсуждается как в профессиональных кругах юристов, медиков, так и в СМИ, и на площадках интернета. По мнению многих, эвтаназия — это убийство, и ему нет оправдания. Другие, наоборот, склоняются к тому, что эвтаназия является гуманным актом, избавляющим человека от напрасных и мучительных страданий.