Раздельный учет НДС: основные ситуации. Что предусмотреть в учетной политике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздельный учет НДС: основные ситуации. Что предусмотреть в учетной политике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

Как составить учетную политику с НДС?

Учитывая тот факт, что работа с НДС носит специфический характер, оформить налоговую политику по этому налогу можно разными способами:

  1. Вариант крупных предприятий, у которых есть филиалы, подразделения, которые применяют разные налоговые ставки, совмещают режимы, работают с иностранными контрагентами и т. п.: разработка отдельной учетной политики для НДС.
  2. Вариант для средних (небольших) компаний при отсутствии льгот и необходимости вести раздельный учет: разработка отдельной главы (можно раздела либо подраздела) и включение ее в уже действующую политику.
  3. Вариант для раздельного учета данного налога при наличии облагаемых и необлагаемых хозяйственных операций: разработка приложения к уже действующей политике.

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Налог на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) представляет собой федеральный налог, который составляет примерно треть доходов бюджета. Носит косвенный характер, что означает, что конечным плательщиком выступают потребители.

При оплате покупателем большинства товаров или услуг часть стоимости поступает в казну государства в виде налога – НДС. Перечисляемый в бюджет налог формируется из добавочной стоимости, которая образуется при создании продукции. НДС начисляется по мере реализации товаров или услуг или в момент поступления предоплаты от покупателя.

Как образуется НДС? В большинстве случаев в создании продукции прямо или косвенно задействовано несколько экономических объектов. Для того чтобы изготовить условную единицу продукции, у продавца могут возникнуть сопутствующие затраты, среди которых оплата сырья и материалов, коммунальные, арендные платежи. Первоначальные поставщики также реализовывают свою продукцию и услуги по стоимости с учетом НДС.

Налог уплачивается каждым задействованным в процессе создания товаров участником. Каждый продавец вправе уменьшить НДС от реализации за счет предыдущих уплаченных сумм налога по использованным затратам. Добавленная стоимость – это часть конечной стоимости продукции, которая создается в отдельной организации.

Согласно изменениям в законодательстве, начиная с 2019 года, основная ставка НДС равна 20 %. То есть при реализации большинства товаров и услуг с 1 января указанного периода должны учитываться новые правила. Помимо основной ставки, налоговым кодексом предусмотрены и иные показатели при расчете налога (0 %, 10 %).

Ряд товаров и услуг освобождены от начисления НДС. Согласно положениям ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению операции, если реализация затрагивает:

— медицинские товары и услуги согласно утвержденному перечню Правительства РФ;

— перевозку пассажиров городским и пригородным транспортом;

— деятельность архивов;

— продажу монет из драгоценных металлов;

— доли в уставном капитале, паи в паевых и инвестиционных фондах;

— услуги в сферах образования, культуры;

— организацию и проведение азартных игр;

— подакцизные товары;

— предметы религиозного значения;

— прочие операции в соответствии с НК РФ.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели (ИП) освобождены от необходимости начислять и уплачивать НДС. К ним относятся субъекты малого бизнеса, если их выручка за предыдущие три месяца не превысила 2 000 000 рублей (п. 1, ст. 145 НК РФ), а также те, кто применяет льготные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН). Исключение составляет обязанность по расчету налога при наличии экспортных операций.

Организации и ИП, признанные плательщиками НДС, обязаны начислить налог на стоимость реализуемых товаров и услуг.

Для расчета НДС используется простая формула: стоимость товара * 20 % = сумма налога.

Соответственно, общая стоимость по реализации составит: стоимость товара + сумма налога = стоимость товара с НДС.

При получении авансовых платежей в счет предстоящей отгрузки плательщику необходимо выделить НДС из поступившей суммы по расчетной ставке 20/120 или 10/110, в зависимости от вида товара. На основании поступившего платежа оформляется счет-фактура на аванс с занесением документа в книгу продаж.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что НДС входит в стоимость практически всех товаров, работ и услуг, и правильное исчисление суммы НДС необходимо, как для организаций-производителей и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы, так и для потребителей, покупателей.

Целью данной работы является изучение организации налогового учета по НДС, на примере ООО «Весна», расположенного в г. Москва.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд следующих задач:

1) изучить отражение НДС в учетной политике организации;

2) рассмотреть типовые бухгалтерские проводки по налогу;

3) описать, как ведется раздельный учет по НДС;

4) охарактеризовать экономическое состояние изучаемой организации;

5) исследовать организацию налогового учета расчетов по НДС в изучаемой организации.

Предметом исследования работы является налоговый учет налога на добавленную стоимость, в качестве объекта исследования выступает организация налогового учета расчетов по НДС в ООО «Весна».

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ и классификация информации. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчётности.

Основными источниками информации, которые были использованы при написании работы, послужили нормативно-правовые акты (законы, постановления, положения, приказы и др.), а также, учебная литература, а именно, работы таких авторов, как Касьянова Г.Ю., которая подробно рассматривает вопросы налогового учета, в т.ч. по НДС, также, автора Голиковой Е.И., уделяющей внимание по формированию отчетности, в т.ч. с учетом расчетов по НДС, и др. авторов, и справочная система КонсультантПлюс.

Общество с ограниченной ответственностью «Весна» (ООО «Весна») занимается преимущественно розничной торговлей продуктами.

Расположено по адресу: 127410, город Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 37 строение 1, этаж 2 помещение 110.

ИНН 9715316062 КПП 771501001.

Руководителем организации является генеральный директор – Игнатова Татьяна Юрьевна.

На основании данных годовой бухгалтерской отчетности, а именно, бухгалтерского баланса (Приложение А) и отчета о финансовых результатах (Приложение Б), проведем анализ хозяйственно-экономической деятельности исследуемой организации [2, с. 113].

Рассмотрим анализ финансовой устойчивости ООО «Весна».

Для анализа валюты баланса приведена таблица 1.

Таблица 1 – Уплотнённый баланс, в тыс. руб.

Статьи баланса

2018 год

2017 год

АКТИВ

1 Внеоборотные активы

Основные средства

15 720

10 100

Финансовые вложения

2

2

Отложенные налоговые активы

4

4

Прочие внеоборотные активы

2 221

ИТОГО по разделу 1

15 726

12 327

2 Оборотные активы

Запасы

87 522

75 094

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2 964

25

Дебиторская задолженность

56 213

60 123

Денежные средства

37 659

21 478

Прочие оборотные активы

638

938

ИТОГО по разделу 2

184 996

157 658

БАЛАНС

200 722

169 985

ПАССИВ

3 Капитал и резервы

Уставной капитал

3

3

Резервный капитал

6 631

6 631

Нераспределенная прибыль

179 856

151 100

ИТОГО по разделу 3

186 490

157 734

4 Долгосрочные обязательства

Отложенные налоговые обязательства

109

95

Итого по разделу 4

109

95

5 Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

14 123

12 156

ИТОГО по разделу 5

14 123

12 156

БАЛАНС

200 722

169 985

Увеличение валюты баланса свидетельствует о повышении производственных возможностей предприятия и заслуживает положительной оценки, так как сумма финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия увеличилась на 30 737 т. руб. (200 722 – 169 985) или на 18,08 % (30 737 / 169 985 * 100). В 2018 году сумма нераспределенной прибыли составила 179 856 т. руб., что на 28 756 т. руб. или на 19,03 % больше, чем в 2017 году. Дебиторская задолженность уменьшилась на 3 910 т. руб. (56 213 – 60 123) или на 6,5 % (3 910 / 60 123 * 100). Кредиторская задолженность увеличилась на 1 967 т. руб. (14 123 – 12 156) или на 16,18 % (1 967 / 12 156 * 100). Соотношение кредиторской задолженности к дебиторской задолженности в 2016 году 0,20 (12 156 / 60 123), а в 2017 году 0,25 (14 123 / 56 213) значительно отличается от нормативного значения, равного 1,2 [2, с. 115].

Читайте также:  Порядок наследования по праву представления

Проведем горизонтальный анализ баланса по данным таблицы 2.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее — журнал) – это налоговый регистр, введенный в практику налогового учета постановлением Правительства России № 1137, принятым 26.12.2011 года.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур с 1 января 2019 года содержит данные о суммах НДС по новой ставке – 20 % (вместо 18 % по тарифу, действовавшему до 2019 года). В новом году в документе нет данных о сделках с начисленным налогом по старой ставке налогообложения, все незавершенные в 2018 году операции купли-продажи пересчитаны с учетом увеличившейся ставки НДС.

Журнал учета счетов-фактур ежеквартально сдается в ИФНС лицами, обязанными его вести. Изменение ставки НДС не повлияло на сроки представления журнала – 20 число в месяце, следующем за завершившимся отчетным кварталом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Оформление журнала и его подача в контролирующую структуру происходит в электронном формате, с электронной подписью руководителя [20, с. 374].

Структура учетной формы включает две части:

— часть 1 – журнал учета выставленных счетов-фактур;

— часть 2 – журнал учета полученных счетов-фактур.

В журнале вписано полное наименование организации – ООО «Весна». Ниже указаны регистрационные данные организации – номера ИНН и КПП, обозначен период, за который представлена информация.

В документ внесены данные по первичным документам — счетам-фактурам. В табличных блоках отражаются сведения по корректировочным формам. Информация отражается только в рамках истекшего налогового периода (квартала). Налоговый интервал указан в «шапке» документа.

3.3 Документальное оформление операций по НДС на основании счета-фактуры

3.3.1 Оформление расчетов по начисленному НДС

ООО «Весна» выставляет авансовые и отгрузочные счета-фактуры, которые обладают одинаковой юридической значимостью. Законодатель установил форму, по которой они должны обязательно составляться — ее структура приведена в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 года № 1137.

Можно выделить 2 основных критерия разграничения авансовых и отгрузочных счетов-фактур:

— момент составления (авансовый документ составляется по факту получения предоплаты продавцом, отгрузочный — по факту продажи товара либо выполнения работы);

— полнота заполнения (сведения в некоторые из пунктов авансового счета-фактуры по объективным причинам не всегда могут быть внесены — и это учитывает законодатель) [20, с. 382].

В соответствии с абз. 3–5 п. 1 ст. 154 НК РФ, п.17 Правил ведения книги продаж счета-фактуры на аванс не составляются, если:

— период изготовления товаров более 6 месяцев;

— товары (работы, услуги) в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются по ставке 0 %;

— товары, работы, услуги не облагаются НДС или освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ;

— налогоплательщик получил освобождение по ст. 145, 145.1 НК РФ.

Сроки фактического формирования авансового и отгрузочного счетов-фактур могут различаться в силу несовпадения сроков перечисления предоплаты за товар и его реализации. Однако в обоих случаях соответствующий документ должен быть составлен за 5 дней — с момента первого либо второго события (п. 3. ст. 168 НК РФ).

Счет-фактура любого типа оформляется в 2 экземплярах — первый вручается покупателю, второй остается у ООО «Весна» и подлежит регистрации в книге продаж (п. 2 приложения 5 к постановлению № 1137).

Счет-фактура на аванс содержит (исходя из требований п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

— дату составления документа, порядковый номер (их нужно включать в строку 1);

— сведения о продавце и клиенте — названия фирм, их адреса, ИНН, КПП (в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а, 6б);

— данные о платежном документе, подтверждающем перечисление аванса — номер и дату (фиксируются в строке 5);

— название валюты расчетов, а также ее код — в соответствии с ОКВ (строка 7);

— название товара/работы, за что перечислен аванс — так, как оно звучит в договоре между организациями (в графе 1);

— ставку НДС, установленную в отношении конкретного вида товара — причем обозначаться она должна как расчетная — 10/110 или 20/120, а не 10 и 20 % (в графе 7);

— величину исчисленного НДС — в рублях и копейках без округления (в графе 8);

— величину полученной предоплаты, также в рублях и копейках (в графе 9) [20, с. 384].

Принципиальные отличия авансового счета-фактуры от отгрузочного заключаются:

— в менее строгих требованиях законодателя к заполнению (что объяснимо тем, что некоторых сведений, предусмотренных структурой формы, которая утверждена постановлением № 1137, у налогоплательщика может не быть в наличии);

— необходимости указания в документе ставки НДС как расчетной — в формате 20/120 или 10/110.

В то же время, оба типа счета-фактуры имеют одинаковую юридическую силу в части реализации покупателем товара права на вычет НДС.

ООО «Весна» выставляет покупателю счет-фактуру, с отраженной в ней суммой «исходящего» НДС. Срок выставления счета-фактуры равен 5 календарным дням, отсчитываемым со дня, следующего за наступлением события, в связи с которым счет-фактура оформляется (пп. 1 и 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 168 НК РФ), то есть: отгрузки; поступления аванса; изменения количества или цены отгруженных товаров. Сроков для оформления счета-фактуры в других ситуациях, обязывающих к его составлению, НК РФ не устанавливает.

При этом, по общему правилу счет-фактура выставляется по каждому событию отдельно, но допускается и составление одного документа на все отгрузки, произведенные в адрес одного покупателя в течение дня (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44). Если же отгрузка является непрерывной (энергоресурсы, аренда), то счет-фактура, так же, как и отгрузочный документ, может быть оформлен один за месяц или квартал (письма Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-06/142 и от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

В первых двух случаях (при отгрузке и авансе) составляют обычный счет-фактуру, а в третьем случае (при изменении количества или цены) — корректировочный. Если последним днем 5-дневного срока оказывается выходной день, то его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ) [20, с. 389].

В ООО «Весна» отражение в учете НДС, начисленного при реализации товаров, работ, услуг, осуществляется бухгалтерской записью – дебет счета 90 «Продажи» субсчет «НДС» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

3.3.2 Учет НДС по принятым счетам-фактурам

Приобретая товары (работы, услуги), ООО «Весна» получает от поставщика первичные документы и счета-фактуры, в которых отражается входящий НДС. После получения документов, входящий НДС в учете отражается проводкой: дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Таким образом, входящий НДС — это налог, предъявляемый налогоплательщику при покупке товаров, работ, услуг. Он накапливается по дебету счета 19, а в дальнейшем, принимается к вычету при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ [20, с. 391].

Чтобы принять к вычету входящий НДС, должны соблюдаться следующие условия (ст. 172 НК РФ):

1) есть счет-фактура, оформленный в соответствии с действующим законодательством;

2) товары (работы, услуги) приняты на учет;

3) в определенных законом случаях НДС оплачен (налоговый агент, таможенный НДС);

3) в дальнейшем предполагается использование товара в облагаемых НДС операциях.

В случае, если указанные условия соблюдены, ООО «Весна» имеет право принять к вычету входящий НДС, сделав проводку дебет счета 68 и кредит счета 19. После чего, данный счет-фактура будет зарегистрирован в книге покупок, а сумма НДС попадет в раздел 3 декларации по НДС.

Нумерация счетов-фактур

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ счет-фактура обязательно должен иметь порядковый номер, указываемый в строке 1. Между тем ни в гл. 21 НК РФ, ни в Правилах заполнения счета-фактуры не установлен порядок нумерации счетов-фактур. В пп. «а» п. 1 названных Правил лишь сказано, что для счетов-фактур (в том числе авансовых и корректировочных) предусмотрено ведение общей хронологической нумерации. На это обстоятельство обращено внимание в Письмах Минфина России от 16.10.2012 N 03-07-11/427, от 10.08.2012 N 03-07-11/284, а в недавнем Письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-07-09/42466 подчеркнуто, что ежедневная нумерация счетов-фактур с первого порядкового номера действующим законодательством не предусмотрена.

Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

С учетом сказанного налогоплательщик вправе установить собственный порядок нумерации счетов-фактур. Универсальным способом (который подходит абсолютно любому налогоплательщику) является ведение нумерации с начала календарного года.

Читайте также:  Госпрограмма переселения для граждан Азербайджана в Россию

Для крупных организаций (с большим документооборотом) можно ввести нумерацию с каждого квартала или месяца. Соответственно, при ежеквартальном способе ведения нумерации записи будут выглядеть примерно так: I-00001, I-00002… II-00001, II-00002… А при ежемесячном — 1-00001, 1-00002… 2-00001, 2-00002…

Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2019-2020 годы?

НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.

Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.

Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:

  • отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
  • приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;

Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2020 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2020 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.

Внести изменения в учетную политику с 2020 года (или с любого нового налогового периода 2019-2020 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам или начнет совмещать ЕНВД с ОСНО) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2021 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2021 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2021 году должен был предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.

Внести изменения в учетную политику с 2021 года (или с любого нового налогового периода 2020-2021 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Образец учетной политики по НДС на 2021 год есть и в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и изучите нюансы составления данного документа.

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2020 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2019 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.

Внести изменения в учетную политику с 2020 года (или с любого нового налогового периода 2019-2020 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам или начнет совмещать ЕНВД с ОСНО) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Раздельный учет НДС при экспорте

Одновременное осуществление операций на внутреннем и внешнем рынках является причиной организации раздельного учета входного добавленного налога. Такая необходимость объясняется тем, что НДС по экспорту принимается к возмещению особым образом.

Особенность следующая: экспортные операции не освобождены от НДС, они подлежат налогообложению по ставке 0%, что позволяет входной налог по ним возместить. Однако момент, когда добавленный входной налог можно направить на 68-й счет к возмещению, соответствует моменту определения налоговой базы – день представления документации, обосновывающей возможность использования ставки 0%.

К вычету НДС направляется в тот день, когда будут переданы документы в налоговую, свидетельствующие о правомерности применения данной ставки. Подтверждающую документацию нужно передавать вместе с декларацией, для которой установлены определенные сроки подачи – не позднее двадцать пятого числа месяца за отчетным кварталом. При этом днем определения базы в данном случае признается последний день квартала, за который сдается декларация.

В законодательстве РФ прописан период в 180 дней, в течение которых документы должны быть собраны и предоставлены, в противном случае компания экспортер теряет право на 0-ую ставку и должна будет посчитать НДС по ставке, соответствующей типу экспортируемого товара (10 иди 18 процентов).

Разный механизм возмещения НДС требует отдельного учета входного налога по экспортным и прочим операциям.

Как будет организован учет добавленного налога, фирма определяет самостоятельно, закрепляя принятые нормы в учетной политике. Никаких рекомендаций и советов законодательством не дается, но выбранный способ должен четко распределять предъявленный НДС по объектам, используемым во внутренних операциях и направленных на экспорт.

Настройка учётной политики для целей налогового учёта в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

Опубликовано 22.03.2020 23:31 Автор: Administrator Учётная политика является самым первым документом, утверждаемым после открытия бизнеса. В ней указываются основные параметры работы предприятия и на неё в дальнейшем будут опираться как работники бухгалтерии, так и руководитель при принятии управленческих решений. Рассмотрим нюансы настройки учетной политики для целей налогового учета в данной статье.

Читайте также:  Регистрация устава СНТ в 2022 году

При составлении учетной политики нужно обязательно руководствоваться нормативно-правовыми основами, то есть действующим законодательством. В связи с изменениями, вносимыми в налоговый кодекс, учётную политику по налоговому учёту необходимо проверять ежегодно. В случае отсутствия изменений программа автоматически сделает её продление на будущий год.

Для заполнения или редактирования учётной политики для целей налогового учёта необходимо перейти в раздел «Главное» и выбрать пункт «Налоги и отчёты». Ещё один способ открыть эту настройку – это выбрать в разделе «Главное» пункт «Учётная политика» и внизу окна перейти по ссылке «Настройка налогов и отчётов».

Во всех случаях, когда налогоплательщик наряду с облагаемой НДС деятельностью совершает необлагаемые операции, он обязан вести их раздельный учет. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав таким налогоплательщикам:

— учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС;

— принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

— принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отраженных за налоговый период.

Необходимо напомнить, что налогоплательщики, не соблюдающие требования о ведении раздельного учета, лишаются права принять к вычету суммы НДС, а также включать данные суммы в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Учетная политика по НДС может оформляться в разнообразных видах: как отдельный документ, в форме раздела или приложения основной УП. Детализация информации об НДС в учетной политике зависит от потребностей налогоплательщика и может включать разнообразные учетно-отчетные аспекты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Разберем вопросы, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

  1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?
  2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?
  3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?
  4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?
  5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Задача бухгалтера — правильно сформировать учетную политику (УП) для целей налогообложения. Налоговый кодекс предлагает выбрать варианты для учета показателей, формирующих налоговую базу по налогам. А в ряде случаев налогоплательщики самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности, должны сформировать собственные правила учета. Все это является предметом учетной политики организации. От ее качества зависит:

  • сколько налогов будет рассчитано в отчетном периоде;
  • сможет ли организация избежать спорных ситуаций или доказать свою правоту, если все же придется подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган или иск в суд.

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

  • «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

Для целей формирования информации по налоговому учёту, организация раскрывает, в рамках указанного раздела, сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так по каждому из налогов, плательщиком которых является организация.

Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить — является ли учётная политика организации совершенно новой, представляет собой модификацию старой, либо принята совершенно новая учётная политика. Отмечаем, что учётная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.

Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несёт в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учётной налоговой политики (в первую очередь, в части налога на прибыль).

Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учёту налога на прибыль — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несёт ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.

Для целей формирования информации о порядке ведения учёта по налогу на имущество, организация должна указать, имеется ли у неё на балансе имущество, подлежащее налогообложению.

Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учётной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта федерации.

Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учёта. Организация может вести учёт данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учётной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учёт ведётся собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.

Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учёта (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведётся налоговый учёт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *