Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот термин подразумевает не только озвучивание служебной информации, относящейся к гостайне. В это понятие также входит любое действие или поведение работника, которое становится основанием для доступа широкого круга лиц к сведениям, ограниченным в распространении.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Что считается государственной тайной
Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.
РФ защищает информацию в таких областях:
- Внешнеполитическая. Речь идет о данных проведения международных переговоров, разглашение которых способно нанести ущерб безопасности государства.
- Военной. Под грифом «секретно» оказываются данные о планируемых военных операциях, новых видах оружия и т. д.
- Экономическая. Не подлежит разглашению информация о платежном балансе РФ на период войны. Также к государственной тайне относятся сведения о расходах на разработку вооружений.
- Оперативно-розыскная, разведывательная, контрразведывательная. Речь идет об информации, связанной с борьбой с терроризмом, охраной государственных границ, организации правительственной связи и т. д.
Далеко не вся информация из вышеперечисленных областей является секретной. Чтобы данные считались государственной тайной, необходимо соблюсти определенные условия. Например, существует перечень сведений, которые не подлежат разглашению. Также на государственном уровне определены организации, способные засекретить те или иные данные. Этот список является исчерпывающим, а потому та компания, которая в нем не указана, не может требовать от своих сотрудников неразглашения каких-либо сведений, угрожая им уголовной ответственностью.
В первую очередь право засекречивать сведения могут силовые ведомства, к которым относятся:
- Минобороны;
- МВД;
- ФСО;
- МЧС;
- ФСБ;
- Аппарат Президента РФ;
- Минюст.
Какие данные нельзя засекретить
Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:
- О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
- О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
- О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
- О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
- О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
- О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
- О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).
Заработок на гостайне: возможно ли это
Будучи допущенным к работе с гостайной, гражданин может претендовать на получение доплат, надбавок и льгот. Однако такие привилегии распространяются не на всех граждан. Доплаты осуществляются из государственного бюджета, поэтому начисления производят в соответствии с нормами федерального законодательства.
Если гражданин получил разовый допуск к тайне, то никакие льготы ему не полагаются. Это касается адвокатов. Для тех же лиц, кто работает с секретной информацией постоянно, предусмотрен целый пакет дополнительных социальных гарантий. И в первую очередь речь идет о надбавках к заработной плате.
Увеличение зарплаты для лиц, работающих с засекреченными сведениями – это обязательное условие, которое распространяется как на государственные, так и на частные компании. Например, если частная фирма выполняет госзаказ по строительству секретного космодрома, то руководство обязано платить надбавки своим сотрудникам.
Причем размер доплат зависит от степени секретности тех сведений, к которым конкретный сотрудник получил допуск. При расчете учитывается тарифная ставка или должностной оклад, к которому прибавляется определенный процент надбавки.
На государственном уровне определены следующие размеры доплат:
- При работе с секретными сведениями все зависит от того, проводилась ли проверка. Если да, то сотрудник получит надбавку от 10 до 15%. Если нет, доплата составит 5-10%.
- Доплата за работу с совершенно секретными сведениями составляет 30-50%.
- Если человек работает с данными особой важности, то размер надбавки будет 50-70%.
Также существует доплата для сотрудников структурных подразделений по защите гостайны. Получить надбавку человек может лишь в том случае, если защита засекреченных сведений является его основной функцией. Речь идет о работниках секретариатов, в которых хранятся секретные материалы, системных администраторах, занимающихся обеспечением безопасности мероприятий по защите государственной тайны.
Размер надбавки в подобных ситуациях напрямую зависит от стажа сотрудника. Здесь возможны такие варианты:
- 10%, если стаж составляет 1-5 лет;
- 15% для сотрудников со стажем в 5-10 лет;
- 20%, если человек занимал определенную должность более 20 лет.
Разглашение и распространение персональных данных без согласия субъекта
Хранить, использовать, дополнять, копировать, блокировать и совершать другие операции с ПДн необходимо исключительно после того, как получено одобрение от субъекта. Причем человек должен дать официальное согласие в электронном либо письменном виде, предварительно ознакомившись с целями, методами, объемом и сроками обработки частных сведений. Если оператор действует самовольно и передает секретные данные иным лицам, то имеет место незаконное распространение персональных данных. Каким образом производится передача информации другим организациям, гражданам или общественности, не имеет значения, в любом случае за совершенные действия виновника накажут. Поводом для начала уголовного производства может служить как заявление субъекта в правоохранительные органы, так и инициатива надзорного органа, который обнаружил признаки несанкционированных операций в рамках плановой или внеплановой проверки.
Нарушением признается разглашение персональных данных без согласия владельца не только в том случае, если он не подписывал соответствующий документ, но и при отзыве ранее предоставленного разрешения. То есть нельзя продолжать обработку, если получили по всем правилам оформленное заявление об отзыве от гражданина либо его законного представителя.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Отличие гостайны от госизмены
В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?
Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?
Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.
Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.
Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.
Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности
Уголовная ответственность за нарушение режима секретности
Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.
Статья 275. Государственная измена.
Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).
Статья 276. Шпионаж.
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.
Разговор за гостайну в КИИ
2 марта всенародно избранный Президент подписал Указ №98 о внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к гостайне. Теперь к ней относятся и «сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и «сведения, раскрывающие состояние защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации от компьютерных атак». Какая же дискуссия после этой публикации началась в соцсетях… Как бывший обладатель второй формы хотелось бы поделиться некоторыми мыслями о том, что все это значит. Во-первых, сейчас рано делать какие-нибудь выводы о том, что конкретно будет относиться к гостайне. Будет ли это тендерная документация, ТЗ, презентации с case studies, списки заказчиков на сайте интегратора и т.п. информация? Или все ограничится базой инцидентов в ГосСОПКЕ и реестром значимых объектов КИИ? К этим вопросам я бы добавил свой — а кто из тех, кто активно обсуждает этот вопрос (еще с момента появления этой нормы в ФЗ-187) читал сам закон №5485-1 «О государственной тайне»? Я не в порядке критики, мне просто интересно. У нас многие непонимания нашего законодательства происходят именно по причине не до конца прочитанных нормативных правовых актов.
А ведь внимательное изучение того же закона о гостайне дает ответы на многие вопросы. Что лично я извлек из документа 93-го года происхождения:
- К гостайне может быть отнесено далеко не все (так называемый принцип законности). В ст.5 закона о ГТ приводится 4 блока сведений, который могут быть засекречены. «Наша» тема относится к 4-му, последнему, блоку — «сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты». Но помимо информации о мерах по безопасности КИИ и состоянии ее защищенности от компьютерных атак, в этом списке есть, например, сведения о мерах защищенности критически важных объектов. Я что-то не помню шумихи в 2010-м году по поводу засекречивания этой информации. А еще к секретной информации относятся сведения о шифрах, шифрованной связи, о разработке шифров, о методах анализа шифрсредств. При этом ГОСТ 28147-89 и ГОСТ Р 34.12-2015 выложены в открытом доступе в Интернете. Отсюда вытекает простой вывод — есть общая категория сведений, попадание в которую еще ничего не значит. Кстати, в ст.7 приводится перечень того, что не может быть отнесено к гостайне.
- Вторым принципом засекречивания данных является обоснованность. Это значит, что прежде чем что-то засекречивать, оценивается целесообразность этого. В случае с КИИ это будут делать, согласно Указа №98, ФСТЭК и ФСБ (Минкомсвязи и ЦБ в этом списке нет). Будут ли они относить к гостайне информацию по каждому объекту КИИ или даже по значимому объекту КИИ? А нафига? Вот скажите мне, зачем к гостайне относить сведения о мерах защиты медицинской информационной системы районной поликлиники (а это объект КИИ у субъекта КИИ)? Никакого резона в этом нет — нецелесообразно. Частично об этом говорит и сам Указ (вместе с ФЗ-193), который относит к гостайне сведения о защитных мерах не отдельных объектов КИИ, не КИИ, а КИИ Российской Федерации. Почувствуйте, как говорится, разницу. Этот тот случай, когда размер имеет значение. Логично предположить, что и законодатели с регулятором будут исходить из того, что к гостайне могут относиться сводные данные по критической инфраструктуре России целиком, а не отдельных ее объектов. Детали будут определены ФСТЭК и ФСБ, но мне почему-то кажется, что они не будут многократно увеличивать нагрузку на себя ради районных поликлиник или сельских школ.
- Помимо Указа Президента, определяющего по-крупному, что относить к гостайне, уполномоченными ФОИВами (в данном случае ФСТЭК и ФСБ) должны быть составлены развернутые перечни сведений, которые и будут относиться к гостайне. Их-то мы и ждем. Но когда они появятся, вы про это не узнаете, — эти перечни засекречены.
1.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Комментарии к СТ 283 УК РФ
Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны
Комментарий к статье 283 УК РФ:
1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.
Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.
Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.
Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.
Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.
Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.
Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.
3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————
В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).
Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».
Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому.
Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.
Наказание и ответственность
В Уголовном кодексе Российской Федерации 283 статья регламентирует различные меры ответственности за разглашение государственной тайны.
В статье 26 закона «О государственной тайне» предусматривается не только уголовная, но и административная и дисциплинарная ответственность за разглашение тайны государства.
При отсутствии признаков государственной измены гражданину, разгласившему государственную тайну, грозит арест на период от 4 месяцев до полугода, или лишение свободы до четырех лет, без возможности занимать определенные должности на период до трех лет.
Если это же деяние повлекло тяжкие последствия, виновному предусмотрено лишение свободы на срок от трех до семи лет, без возможности занимать определенные должности на срок до трех лет.