Налоговая нагрузка по НДС в 2020 году: формула
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС в 2020 году: формула». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Формула расчета безопасной доли вычетов
Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.
Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:
ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,
где:
ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);
ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;
Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.
Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.
Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.
Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС в 2020-2021 году
Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.
Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.
Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.
Если Вы не знаете, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС стоит разобраться в вопросе подробней и привести пример этой операции. Нужно учитывать, что сотрудники ФНС имеют значительное количество инструментов и показателей для проверки и анализа финансовых данных по каждой конкретной организации и при наличии каких-либо подозрений, будет проводиться детальная оценка хозяйственной деятельности и налоговой документации подтверждающей объемы выплат в федеральный бюджет.
Рассмотрим пример расчета, для Москвы с показателем для региона на уровне 88,1%. Также для проведения расчетов, нам понадобятся точные данные из декларации. Плательщика. В частности нужна строка 190 – НДС к вычету и строка 118 – НДС начисленный. Далее действует следующая схема:
Сумма к вычету / сумма начисленного налога * 100%
Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей. На примере это будет выглядеть так:
850 000 / 900 000 * 100% = 94,4%
Таким образом, результат превышает безопасное значение в 88,1%. Как следствие возникнут вопросы и претензии к юридическому лицу. Однако, при необходимости можно рассчитать и безопасную долю для последующей уплаты. Для этого применяется следующая схема:
Начисленная сумма*(100% — Безопасная сумма)/100%
В результате, используя цифры из примера, получаем следующие данные:
900 000 * (100% — 88,1%) / 100 = 107 100
Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.
Определить объем безопасного вычета по данной схеме можно при любом объеме НДС, что особенно важно с учетом повышения в 2019 году. Рекомендуем проверять и перепроверять расчеты перед подачей окончательной версии декларации и выплатой приведенных в ней сумм. Это позволит снизить сопутствующие риски и оставаться на хорошем счету в государственной надзорной службе.
Регион | Доля вычетов, % | Регион | Доля вычетов, % |
Алтайский край | 90,5% | Приморский край | 95,6% |
Амурская область | 116,1% | Псковская область | 87,2% |
Архангельская область | 82,1% | Республика Адыгея | 85,7% |
Астраханская область | 62,8% | Республика Алтай | 90,1% |
Белгородская область | 89,3% | Республика Башкортостан | 88,2% |
Брянская область | 87,8% | Республика Бурятия | 88,9% |
Владимирская область | 85,2% | Республика Дагестан | 85,9% |
Волгоградская область | 86,4% | Республика Ингушетия | 95,9% |
Вологодская область | 88,1% | Республика Калмыкия | 82,0% |
Воронежская область | 92,9% | Республика Карелия | 83,5% |
Город Москва | 88,4% | Республика Коми | 78,6% |
Город Санкт-Петербург | 90,1% | Республика Крым | 87,8% |
Город Севастополь | 82,1% | Республика Марий Эл | 90,2% |
Еврейская автономная область | 96,1% | Республика Мордовия | 90,1% |
Забайкальский край | 84,4% | Республика Северная Осетия — Алания | 86,9% |
Ивановская область | 92,6% | Республика Татарстан | 87,9% |
Иркутская область | 77,5% | Республика Тыва | 76,6% |
Кабардино-Балкарская Республика | 93,3% | Республика Хакасия | 89,7% |
Калининградская область | 62,9% | Республика Саха (Якутия) | 86,1% |
Калужская область | 88,2% | Ростовская область | 92,0% |
Камчатский край | 90,1% | Рязанская область | 84,9% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,8% | Самарская область | 84,4% |
Кемеровская область | 83,7% | Саратовская область | 84,9% |
Кировская область | 86,7% | Сахалинская область | 103,1% |
Костромская область | 85,4% | Свердловская область | 88,2% |
Краснодарский край | 89,9% | Смоленская область | 94,2% |
Красноярский край | 76,5% | Ставропольский край | 88,8% |
Курганская область | 87,0% | Тамбовская область | 95,4% |
Курская область | 91,3% | Тверская область | 88,6% |
Ленинградская область | 81,7% | Томская область | 75,6% |
Липецкая область | 92,8% | Тульская область | 92,7% |
Магаданская область | 98,6% | Тюменская область | 83,5% |
Московская область | 90,4% | Удмуртская Республика | 81,1% |
Мурманская область | 81,2% | Ульяновская область | 91,9% |
Ненецкий автономный округ | 121,1% | Хабаровский край | 89,6% |
Нижегородская область | 88,8% | Ханты-Мансийский автономный округ — Юг��а | 58,5% |
Новгородская область | 89,9% | Челябинская область | 88,4% |
Новосибирская область | 89,5% | Чеченская Республика | 100,7% |
Омская область | 84,0% | Чувашская Республика | 83,6% |
Оренбургская область | 70,1% | Чукотский автономный округ | 105,7% |
Орловская область | 94,5% | Ямало-Ненецкий автономный округ | 69,7% |
Пензенская область | 90,9% | Ярославская область | 87,2% |
Пермский край | 79,2% |
Последние разъяснения Минфина по НДС
Чтобы верно заполнить декларацию, необходимо корректно посчитать как налоговую базу, так и сам НДС. Рассмотрим несколько разъяснений чиновников, вышедших во 2 квартале 2020 года, которые помогут вам в работе над отчетом:
- Если НДС не указан в договоре, но из него следует, что договорная цена указана без НДС, начислите налог сверх этой цены и предъявите покупателю. В ином случае — выделите НДС расчетным путем по ставке 18/118 или 10/110 (письмо Минфина от 20.04.2018 № 03-07-08/26658).
- Если вы решили списать ОС, не дожидаясь срока окончания амортизации (к примеру, по причине износа), то суммы НДС, принятые к вычету при приобретении ОС, можете не восстанавливать (письмо Минфина от 16.04.2018 № СД-4-3/).
- Если у вас отсутствует счет-фактура поставщика, но факт осуществления работ подтвержден судом, вычет НДС применить не получится: наличие правильно оформленного входящего счета-фактуры — обязательное условие для вычета НДС (письмо Минфина от 05.04.2018 № 03-07-11/22147).
Как будет с 1 января 2023 года
Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:
- Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?
- НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
- НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.
Расчет налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:
- в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
- в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.
Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.
Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:
- учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
- учесть уплаченный НДФЛ;
- не включать в расчет страховые взносы.
В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:
- начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
- выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Как будет с 1 января 2023 года
Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:
- Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?
- НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
- НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании
Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:
Прогрессивная шкала годового налога солидарности на богатство составляет 0, 16% от оборота, за исключением налога за предыдущий год. В принципе это касается всех поставок товаров или услуг, предназначенных для рассмотрения. Налог на накопленный доход рассчитывается путем применения прогрессивной шкалы. Семейным фактором является количество акций налогового домохозяйства, то есть семейных пар с детьми или без детей. Каждому супругу соответствует этот эффект одной доле. Каждому из двух зависимых детей соответствует половина доли.
От третьего ребенка дополнительная часть переносится на целую часть. Таким образом, семья с тремя детьми состоит из 4 частей. Затем общая сумма налогооблагаемого дохода семьи делится на количество акций. Конкретная надбавка, применимая к арендным и лизинговым доходам от 10% до 70% в зависимости от ситуации и стоимости аренды недвижимости.
Налоговая нагрузка по НДС – формула расчета
→ → Актуально на: 22 января 2023 г. При решении вопроса о проведении в отношении организации выездной проверки ИФНС исследует различные факторы.
Основной из них — показатель налоговой нагрузки. Что понимается под налоговой нагрузкой и как рассчитывается налоговая нагрузка по НДС, расскажем в нашей консультации. Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) ( к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@): НН = Н / О Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам.
Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.
Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией.
Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном . Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч.
в сельском хозяйстве – 4,3%, в строительстве – 10,2%, в торговле – 3,2% ( к Приказу ФНС от 30.05.2007 № Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (, к Приказу ФНС от 30.05.2007 № В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (, ). О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали .
А можно ли рассчитать налоговую нагрузку по отдельным видам налога, например, по НДС? Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога.
Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить.
И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание.
Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.
Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100). Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Что такое налоговая нагрузка
Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.
Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.
В госдуме указали на риски роста налоговой нагрузки на бизнес — рбк
Корректировка НДД и отмена льгот по НДПИ за десять лет приведут к снижению добычи нефти на 600 млн т, падению доходов бюджета на 4,5 трлн руб. и потере 35 тыс. рабочих мест, жаловались главы крупнейших компаний президенту Владимиру Путину, писал «Коммерсантъ» (у РБК также есть копия их письма).
Выпадающие доходы бюджета по НДД в 2019 году более чем в 2,5 раза превысили прогноз, составив 215 млрд руб., аналогичный результат ожидается и в 2020 году, сообщили РБК в Минфине. «Корректировка режима НДД направлена на компенсацию доходов федерального бюджета и приведение параметров этого пилотного режима налогообложения в соответствие с плановыми значениями», — пояснило ведомство.
Что касается планов увеличить НДПИ при добыче металлов и минерального сырья, то среднемировой уровень изъятия природной ренты при добыче минерального сырья (включая твердые полезные ископаемые) зарубежными компаниями составляет около 3–5% от выручки против 0,6% в России, утверждает Минфин. При этом рентабельность продаж российских горнодобывающих предприятий находится на уровне 20%, а у некоторых этот показатель достигает величин 40–60%, приводит Минфин расчеты.
Увеличение НДПИ в отношении отдельных твердых ископаемых приблизит величину эффективной ставки к мировому уровню, а результирующее снижение рентабельности на 2–3% не приведет к сокращению добычи в долгосрочной перспективе, заверили в Минфине.
Регионам, которые утратят часть доходов из-за налоговых изменений, обещают компенсировать потери. Ко второму чтению проекта бюджета планируется дополнительно учесть на эти цели 100 млрд руб. на 2021 год. «После 2022 года вопрос налогообложения отраслей, добывающих сырье для удобрений и черных/цветных металлов, будет прорабатываться дополнительно», — добавили в Минфине.
Формула расчёта налоговой нагрузки
Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС. Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;