Меры предварительной защиты по административному иску: понятие и значение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры предварительной защиты по административному иску: понятие и значение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В ст. 223 КАС РФ с отсылкой к общим положениям гл. 7 данного Кодекса о применении мер предварительной защиты по административному иску предусмотрена возможность приостановления судом действия оспариваемого решения, действия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Комментарий к ст. 85 Кодекса административного судопроизводства


Комментируемой статьей определен порядок применения мер предварительной защиты по административному иску.

Под мерами предварительной защиты по административному иску следует понимать принятые судом запреты и (или) ограничения, соотносимые и соразмерные заявленным требованиям, необходимые для недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

Меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.

Условиями применения мер предварительной защиты являются:

  • существование до принятия судом решения по административному делу явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
  • невозможность или затруднительность защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 178 Кодекса при принятии решения суд в числе прочих также решает вопрос о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску.

В качестве мер предварительной защиты по административному иску судом могут быть приняты:

  • приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;
  • запрет на совершение определенного действия;
  • иные меры предварительной защиты по административному иску, соответствующие указанным выше условиям.

Например, в соответствии со ст. 211 Кодекса по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 263 Кодекса по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 настоящего Кодекса, может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

  • приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;
  • приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;
  • наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;
  • запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

Настоящим Кодексом может быть предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

В той же ст. 211 Кодекса отмечается, что принятие иных мер предварительной защиты (помимо запрета применения оспариваемого нормативного правового акта) по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

  • наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;
  • приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску.

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

1) До принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) Защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Статья 86. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску.

1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.

1.1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, подаваемое в электронном виде, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. В заявлении о применении мер предварительной защиты по административному иску указываются:

1) Наименование суда, в который подается заявление;

2) Сведения об административном истце и административном ответчике (наименование или фамилия, имя и отчество, адрес или место жительства, иные известные сведения о них, включая номера телефонов, факсов, адреса электронной почты);

3) Предмет административного иска;

4) Причина обращения с заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и ее обоснование;

5) Мера предварительной защиты по административному иску, которую лицо, его подавшее, просит применить;

6) Перечень прилагаемых к заявлению документов.

3. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску подписывается лицом, его подавшим. К заявлению, подписанному представителем административного истца, прилагается доверенность либо иной документ, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления.

4. Если ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску изложено непосредственно в административном исковом заявлении, в этом ходатайстве должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 2 настоящей статьи.

Глава 7 КАС РФ. МЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ИСКУ

  • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

  • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

    «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

  • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет

    Глава 7. Меры предварительной защиты по административному иску (статьи 85 — 91)

    [КАС РФ] [Раздел I] [Глава 7]

    1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если:

    • 1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определённым категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    1. 1

      Меры предварительной защиты по административному иску являются аналогом мер обеспечения иска (гл. 8 АПК, гл. 13 ГПК). Их значение заключается в защите прав административного истца от действия оспариваемого акта, от продолжения нарушения его прав в период рассмотрения административного иска, в том числе в защите его имущественных интересов. Институт предварительной защиты по административному иску является также средством, гарантирующим исполнение будущего судебного решения. Сам механизм предварительной защиты заключается в принятии мер, с помощью которых гарантируется в дальнейшем исполнение судебных решений и обеспечивается защита административного истца на период рассмотрения дела.

      Как отмечено в п. 2.1 Определения КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2182-О, «положения части 2 статьи 90 и части 3 статьи 93 АПК РФ, устанавливающие, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, а при отсутствии таких оснований в обеспечении иска может быть отказано, направлены — во взаимосвязи с другими предписаниями главы 8 АПК РФ — на недопущение неисполнения судебного акта и тем самым выступают правовой гарантией исполнимости судебных решений…». Указанная правовая позиция КС РФ распространяется на дела как гражданского, так и административного судопроизводства.

      Основные различия мер предварительной защиты по административному иску и обеспечительных мер по гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК заключаются в следующем. Во-первых, в арбитражном процессе обеспечительные меры подразделяются на меры обеспечения иска и предварительные обеспечительные меры, применяемые до предъявления иска. В гражданском процессе также имеются предварительные обеспечительные меры по одной категории дел (ст. 144.1 ГПК). Что касается гл. 7 КАС, то здесь допускаются только меры предварительной защиты по поданному административному иску, до обращения в суд применение таких мер невозможно.

      Во-вторых, более узким является круг мер предварительной защиты по сравнению с мерами, предусмотренными в гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК.

      В-третьих, установлены нормативные запреты на возможность использования некоторых мер предварительной защиты по отдельным видам административных исков. Например, принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается, кроме запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС).

      То же самое касается административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При их рассмотрении и разрешении в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

      1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

      2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

      3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума (ч. 5 ст. 243 КАС).

      В АПК и ГПК не установлено нормативных запретов на применение тех или иных обеспечительных мер, однако они выводятся из судебной практики и были сформулированы, в частности, в постановлениях пленумов высших судов.

      В-четвертых, есть некоторые различия процедурного характера. Например, в отдельных случаях (ст. 225.6 АПК) допускается рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер в судебном заседании с вызовом сторон, в то время как заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей во всех случаях без извещения лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 87 КАС).

      Остальные вопросы процессуально-процедурного характера схожи с регулированием в ГПК и АПК и не имеют признаков, которые бы отличали их от обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессах. В частности, меры предварительной защиты по административному иску также по смыслу гл. 7 КАС имеют срочный и временный характер. Срочность означает безотлагательность разрешения заявления о мерах предварительной защиты, а также процедурную упрощенность разрешения данного вопроса. Временный характер мер заключается в ограниченности их действия периодом рассмотрения административного дела, а также тем обстоятельством, был удовлетворен административный иск или нет.

    2. 2

      Какими могут меры предварительной защиты по административному иску? В отличие от ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК в КАС не содержится такого относительно исчерпывающего перечня. Из ч. 2 комментируемой статьи следует, что в качестве мер предварительной защиты могут применяться:

      — приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

      — запрет на совершение определенных действий.

      Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи этот перечень не является закрытым, поскольку суд вправе принять иные меры предварительной защиты по административному иску либо в КАС имеет место конкретизация общих мер, указанных в ч. 2 данной статьи, в частности:

      — по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе п��инять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС);

    Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

    • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
    • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др.

    Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

    • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
    • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
    • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

    Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

    Обратите внимание! Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

    Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

    • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
    • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
    • или до момента вступления судебного решения в законную силу.

    Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

    • Лично или курьером в канцелярию суда.
    • Заказным письмом с уведомлением.
    • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

    Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251.

    Образец заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску

    В ходатайстве о проведении экспертизы необходимо указать учреждение, в котором Вы планируете проводить данную экспертизу (при этом желательно быть готовым обосновать, почему именно в этом учреждении Вы просите провести экспертизу – например наименьшая себестоимость по сравнению с аналогичными учреждениями или многолетний опыт работы и т. д.). Также в ходатайстве указываются вопросы, которые Вы хотите поставить перед экспертами.

    При этом целесообразно ставить вопросы о том, какая категория годности должна была быть Вам установлена именно на момент медицинского освидетельствования. Также представляется целесообразным в случае ходатайства о проведении экспертизы составлять требования таким образом, чтобы суд в полном объеме восстановил нарушенные права.

    Например, просить суд обязать призывную комиссию вынести решение об освобождении от призыва на военную службу.

    Пример заявления о применении мер предварительной защиты

    Истцом подано исковое заявление к ответчику о признании прекратившей право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета. Истцу стало известно что ответчик ждет ребенка. Истец просит запретить производить регистрацию кого-либо в жилое помещение.

    В районный суд города Лицо, подающееходатайство: Адрес: истец по гражданскому делу Лица, участвующиев деле: Адрес: ответчица по гражданскому делу Управление Федеральной миграционной службыпо району « » СВАО города МосквыАдрес: третье лицо по гражданскому делу ХОДАТАЙСТВОо применении мер по обеспечению иска Мною, в районный суд города Москвы, подано исковое заявление к о признании прекратившей право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета.

    Кодекс административного судопроизводства ( ст 85 КАС РФ 2021 )

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • 1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

    • 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
    • 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

    2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

    3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

    4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

    • правовые позиции о взыскании банками по исполнительным документам
    • рекомендации для судов по вопросам арбитражного процесса от
    • Взыскивать фискальную задолженность ИП можно только со счета для ведения предпринимательской деятельности
    • ВС запретил делать в приговоре имеющие преюдициальное значение выводы
    • особенности раздела совместно нажитого имущества, если часть его находится за рубежом

    Суд имеет право запретить выполнение конкретных действий или использовать другие доступные способы принятия мер. Согласно ст. 85 КАС РФ: «суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел».

    Бывают случаи, когда действия предпринимают представители власти или должностные лица. В этом случае суд не имеет права запрещать или приостанавливать их.
    Он не может отменять действие актов и решений правового характера.

    Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

    • Лично или курьером в канцелярию суда.
    • Заказным письмом с уведомлением.
    • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

      Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

    Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251. Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

    • 1 инстанции;
    • апелляционной инстанции.

    Виды мер предварительной защиты

    Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

    • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
    • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др.

    Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

    • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
    • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
    • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

    Документы, прикладываемые к иску об оспаривании действий должностных лиц по КАС РФ

    К административному иску об оспаривании действий чиновников на основании п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 220 Кодекса следует приложить:

    • копию самогоиска или уведомление о его вручении участникам процесса, если он был отправлен по почте;
    • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
    • документы, которые свидетельствуют о том, что осуществленные действия или допущенное бездействие чиновника были неправомерны;
    • доверенность и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юробразования, в том случае, если в процессе участвует представитель (обязательное участие представителя в данной категории дел не требуется);
    • жалоба и ответ на нее, если таковая подавалась до обращения в суд.

    Меры предварительной защиты по административному иску это

    Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган. Меры предварительной защиты по административному иску Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

    • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
    • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
    • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

    Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

    Образец заявления о применении мер предварительной защиты

    Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении. 1.1. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Комментарий к ст. 85 КАС РФ

    1. Меры предварительной защиты по административному иску являются аналогом мер обеспечения иска (гл. 8 АПК, гл. 13 ГПК). Их значение заключается в защите прав административного истца от действия оспариваемого акта, от продолжения нарушения его прав в период рассмотрения административного иска, в том числе в защите его имущественных интересов. Институт предварительной защиты по административному иску является также средством, гарантирующим исполнение будущего судебного решения. Сам механизм предварительной защиты заключается в принятии мер, с помощью которых гарантируется в дальнейшем исполнение судебных решений и обеспечивается защита административного истца на период рассмотрения дела.

    Как отмечено в п. 2.1 Определения КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2182-О, «положения части 2 статьи 90 и части 3 статьи 93 АПК РФ, устанавливающие, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, а при отсутствии таких оснований в обеспечении иска может быть отказано, направлены — во взаимосвязи с другими предписаниями главы 8 АПК РФ — на недопущение неисполнения судебного акта и тем самым выступают правовой гарантией исполнимости судебных решений…». Указанная правовая позиция КС РФ распространяется на дела как гражданского, так и административного судопроизводства.

    Основные различия мер предварительной защиты по административному иску и обеспечительных мер по гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК заключаются в следующем. Во-первых, в арбитражном процессе обеспечительные меры подразделяются на меры обеспечения иска и предварительные обеспечительные меры, применяемые до предъявления иска. В гражданском процессе также имеются предварительные обеспечительные меры по одной категории дел (ст. 144.1 ГПК). Что касается гл. 7 КАС, то здесь допускаются только меры предварительной защиты по поданному административному иску, до обращения в суд применение таких мер невозможно.

    Во-вторых, более узким является круг мер предварительной защиты по сравнению с мерами, предусмотренными в гл. 8 АПК и гл. 13 ГПК.

    В-третьих, установлены нормативные запреты на возможность использования некоторых мер предварительной защиты по отдельным видам административных исков. Например, принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается, кроме запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (ст. 211 КАС).

    То же самое касается административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. При их рассмотрении и разрешении в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

    1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

    2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

    3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума (ч. 5 ст. 243 КАС).

    В АПК и ГПК не установлено нормативных запретов на применение тех или иных обеспечительных мер, однако они выводятся из судебной практики и были сформулированы, в частности, в постановлениях пленумов высших судов.

    В-четвертых, есть некоторые различия процедурного характера. Например, в отдельных случаях (ст. 225.6 АПК) допускается рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер в судебном заседании с вызовом сторон, в то время как заявление о применении мер предварительной защиты рассматривается судьей во всех случаях без извещения лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 87 КАС).

    Остальные вопросы процессуально-процедурного характера схожи с регулированием в ГПК и АПК и не имеют признаков, которые бы отличали их от обеспечительных мер в гражданском и арбитражном процессах. В частности, меры предварительной защиты по административному иску также по смыслу гл. 7 КАС имеют срочный и временный характер. Срочность означает безотлагательность разрешения заявления о мерах предварительной защиты, а также процедурную упрощенность разрешения данного вопроса. Временный характер мер заключается в ограниченности их действия периодом рассмотрения административного дела, а также тем обстоятельством, был удовлетворен административный иск или нет.

    2. Какими могут меры предварительной защиты по административному иску? В отличие от ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК в КАС не содержится такого относительно исчерпывающего перечня. Из ч. 2 комментируемой статьи следует, что в качестве мер предварительной защиты могут применяться:

    Приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

    Запрет на совершение определенных действий.

    Статьи по предмету административное право

    Важно

    Представляется наиболее целесообразным проводить судебно-медицинскую экспертизу в учреждении, обладающем лицензией на право проведения независимой военно-врачебной экспертизы (далее по тексту НВВЭ), так как при составлении вопросов к экспертам можно будет ставить вопрос о категории годности административного истца на момент вынесения обжалуемого решения (совершения обжалуемого действия/бездействия). Проведения экспертизы в учреждении, не обладающем лицензией на проведение НВВЭ, не определит Вашу категорию годности, а только определит наличие или отсутствие заболевания, что, в свою очередь, может никак не повлиять на решение суда.

    Для проведения экспертизы Вам следует заранее приобщить к материалам дела все имеющиеся у Вас медицинские документы, в том числе целесообразно приобщить к материалам дела подлинник личного дела призывника.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *