Правовое регулирование обеспечения занятости населения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование обеспечения занятости населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Обязанности и ответственность
Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.
К обязанностям относятся:
- Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
- предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
- анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
- предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
- приобщение к общественным работам;
- начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
- Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
- в трезвом виде;
- в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
- Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
- Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.
Права и обязанности безработных граждан
Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.
Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:
- 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
- 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
- 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
- 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.
Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.
С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.
1. Квотирование рабочих мест
Это определение органами МСУ в процентном отношении среднесписочной численности организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников образовательных учреждений; одиноких, многодетных родителей; несовершеннолетних; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, продолжительное время не имевших работы.
3. Оказание материальной поддержки (оплата коммунальных услуг, питание, обеспечение услугами здравоохранения и др.)
4. Компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по направлению службы занятости
5. Выплата пособия по временной нетрудоспособности
6. Оплата отпуска по беременности и родам, а также иных отпусков, связанных с рождением либо усыновлением ребенка
7. Пособие по безработице
Выплачивается гражданам, признанным в законном порядке безработными. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Работники, уволенные по сокращению численности или штата либо по ликвидации организации, получают выходное пособие в течение определенного времени (ст. 178 ТК). По окончании выплаты выходного пособия безработным будет выплачиваться пособие по безработице.
По общему правилу, продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев. Пособие состоит из основной части, надбавок на иждивенцев, районного коэффициента и прочих доплат.
Согласно законодательству Российской Федерации, безработным может быть признан трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и обратившийся в службу занятости по месту проживания. Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
По общему правилу, для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен предоставить в службу занятости паспорт; трудовую книжку; документ, подтверждающий квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для инвалидов и лиц, впервые ищущих работу (ранее никогда не работавших) данный перечень несколько изменен. Также гражданином могут быть предоставлены документы, заменяющие паспорт и трудовую книжку.
В настоящий момент законодательно закреплены следующие виды выплат:
1) Пособие по безработице . Выплачивается гражданам, зарегистрированным в качестве безработных и имевшим оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня на протяжении 26 недель в течение 12 месяцев до начала периода безработицы. В случае, если безработный гражданин в течение того же периода имел оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня, протяженность периода работы на условиях неполного рабочего дня должна составлять 26 недель в пересчете на полный рабочий день.
Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца.
Размер пособия по безработице рассчитывается в зависимости от заработка безработного гражданина в последние 3 месяца работы на последнем месте работы: на первые 1-3 месяца — 75% среднемесячного заработка, 4-7 месяцы — 60% среднемесячного заработка, 8-12 месяцы — 45% среднемесячного заработка, 13-24 месяцы — в минимальном размере, установленном Правительством РФ (Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).
При этом Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382) установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице, что составляет в 2015 году:
минимальная величина пособия — 850 рублей,
максимальная величина пособия — 4 900 рублей.
Все выплаты, а также минимальная и максимальная величина пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента, в случаях, когда он применим.
2) Стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения или получения дополнительного образования по направлению органов занятости. По общему правилу, гражданам, соответствующим требованиям к выплате пособия по безработице, при этом уволенным в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения выплачивается стипендия в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Данный порядок отличен для лиц:
➢ впервые ищущие работу — такие лица получают стипендию, равную минимальному размеру пособия по безработице;
➢ потерявших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в таком случае гражданин, направленный на обучение, будет получать 100% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Как и в случае с пособием по безработице, любая выплата увеличивается на размер районного коэффициента.
3) Материальная помощь. Подобная выплата может быть осуществлена безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с превышением максимального срока выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Размер и сроки получения для этой выплаты определяются службой занятости для каждого случая.
Также гражданину, признанному безработным, по предложению органов занятости на период до наступления права на получение страховой или накопительной пенсии может быть назначена пенсия. Для назначения такой «досрочной» пенсии гражданин должен удовлетворять критериям, предъявляемым пенсионным законодательством к стажу, необходимому для назначения страховой пенсии, иметь основания для признания безработным и обратиться в службу занятости. Выплата пенсии осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей
При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.
Закон РФ от
19.04.1991 «О занятости населения в РФ»
- определяет правовые,
экономические и организационные основы
государственной политики содействия
занятости населения, в том числе гарантии
государства по реализации конституционных
прав граждан Российской Федерации на
труд и социальную защиту от безработицы. - Гарантии государства
по реализации прав граждан Российской
Федерации, проживающих за ее пределами,
определяются международными договорами
(соглашениями) Российской Федерации. - Занятость — это
деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая
законодательству Российской Федерации
и приносящая, как правило, им заработок,
трудовой доход. - Незанятость граждан
не может служить основанием для
привлечения их к административной и
иной ответственности.
В гл. I «Общие
положения» даются понятия: «занятость»,
«кто считается занятым», «безработного»,
«подходящая и неподходящая работа»;
закреплена государственная политика
(принципы) в области занятости, разграничены
полномочия в этой области Федерации,
ее субъектов и органов местного
самоуправления.
- Глава II «Права
граждан в области занятости» закрепляет
право граждан на выбор места работы,
профессию, на профессиональную подготовку
и переподготовку, на трудоустройство,
на профессиональную деятельность за
границей. - Глава III «Гарантии
государства в области занятости»
устанавливает общие гарантии реализации
права на труд и специальные гарантии
для отдельных категорий населения, в
том числе квотирование (бронирование)
рабочих мест для инвалидов, молодежи и
других граждан, нуждающихся в специальной
защите. - Глава IV «Регулирование
и организация занятости населения»
предусматривает организацию работы
службы занятости по трудоустройству
граждан, переподготовку и организацию
общественных работ для безработных в
качестве их дополнительной социальной
поддержки. - Главы V—VII
предусматривают участие работодателей
в обеспечении занятости, в том числе
уплату ими взносов в фонд занятости,
закрепляют социальные гарантии, порядок
выплаты пособий по безработице,
компенсаций и другой материальной
помощи безработным, устанавливают
контроль и ответственность за нарушение
Закона. - Закон о занятости
помогает высвобождаемым работникам, а
также лицам, впервые ищущим работу, и
другим категориям безработных в
подыскании работы, а организациям — в
подборе необходимых кадров. - урегулировал
отношения граждан со службой занятости
и отношения этой службы с работодателями,
установил определенную социальную
защищенность безработных и материальную
помощь им.
Имеют ли право безработные на субсидию?
Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.
В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.
Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.
Административный штраф безработному
В своем заявлении ссылайтесь вот на эту статью закона:
Статья 31.5 КоАП РФ. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания
1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Правовой статус безработного — трудовое право
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:
- до 16 лет;
- пенсионеры;
- зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
- за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.
Субсидии для безработных
Как ни странно, государство помогает неработающему населению не только выплатами пособий. Так, для такой категории граждан предлагаются субсидии на оплату коммунальных платежей. Они даются в случае затруднительной ситуации и отсутствия задолженности по прошлым платежам. Чтобы получить такую субсидию, нужно представить необходимые документы и декларацию о доходах.
В некоторых областях нашей страны безработным доступна помощь в открытии своего дела. Чтобы её получить, нужно пройти специальный курс лекций, тестирование и составить бизнес-план. Субсидия выдаётся только в том случае, если комиссия найдёт этот план перспективным.
Можно сделать вывод, что правовой статус безработного определяется отсутствием постоянного дохода и заработка. Помимо этого у этой категории населения есть не только права, но и обязанности, которые нужно исполнять.
Люди, оставшиеся без работы, требуют особенного внимания общества, так как им необходимо приспособиться к новым жизненным условиям и найти свое место в этой жизни. На это требуется время и средства существования. Меры социальной поддержки безработных в подобном случае предусмотрены и на государственном уровне. Согласно действующему закону о занятости населения люди, оставшиеся без работы, могут получить следующие социальные гарантии:
- выплата государственного пособия по безработице;
- сохранение стажа в период безработицы, а также в том случае, если гражданин работает на временных оплачиваемых работах, предоставленных государством;
- выплата стипендий тем безработным, которые проходят профессиональное обучение или переподготовку.
Права и обязанности безработных граждан
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется :
- свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характер труда;
- защита от безработицы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
- информирование о положении на рынке труда.
Безработным гражданам гарантируется:
- социальная поддержка;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;