Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Как оспорить пересечение границ земельных участков без обращения в суд?
Процедура внесудебного урегулирования споров в отношении кадастровых ошибок определена Письмом №4448-ИМ/Д23, изданным Минэкономразвития и подписанным главой ведомства 27 марта 2009 года. Несмотря на давний срок утверждения, документ действует до сегодняшнего дня.
В соответствии с ним, для устранения проблемы предпринимаются следующие меры:
- составляет межевой план, который включает сведения об обоих участках;
- к документу прилагается экспертное заключение кадастрового инженера, которое может быть описано в одном из разделов межевого плана, а именно в заключении кадастрового инженера;
- окончательное место границ подтверждается актом согласования их расположения. Он подписывается владельцами смежных участков;
- комплект документов предоставляется в Росреестр;
- сотрудники ведомства вносят новые исправленные сведения в базу данных;
- действия кадастрового учета восстанавливаются.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Варианты судебного решения споров
Пересечение границ земельного участка — то зло, которое возникает по невнимательности, халатности или злому умыслу ваших соседей и возможно по причине вашей неторопливости в вопросах постановки своего участка на кадастровый учет или в вопросах установки элементарных ограждений по периметру участка. Впрочем закон не требует спешки от вас, но требует своего соблюдения от тех, кто допустил нарушение границ и нарушил ваши права.
- К нам обратился доверитель. Проблема в том, что при постановке на кадастровый учет ее земельного участка было установлено, что забор соседа расположен на территории ее земельного участка, так как кадастровая граница проходит несколько в стороне от фактически установленного между земельными участками забора. Доверитель преследовал цель — обязать соседа перенести забор на новое место. Так как сосед не согласился — конфликт был перенесен в суд. В ходе судебного рассмотрения дела было установлено, что площадь земельного участка соседа выше его номинальной площади. По этой причине районный суд со второй попытки удовлетворил требования. Почему со второй — не понятно мне до сих пор. Дело в том, что первое решение суда было отрицательным, кассационная инстанция (на тот момент это была вторая инстанция) отменила незаконное решение суда первой инстанции, вернула дело и уже второе решение суда первой инстанции было положительным. Таким образом суд учел не только факт смещения фактической границы, но и факт того, что перенос границы не уменьшит площадь земельного участка ответчика. Климовский городской суд Московской области.
- К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том, что граница его земельного участка оказалась расположенной на кадастровой территории смежного земельного участка после межевания последнего. В результате землеустроительной экспертизы было установлено, что границы земельного участка ответчика проходят ПО ДОМУ моего доверителя. Это означает, что землемеры даже не вышли на местность для того, что бы установить границу земельного участка. Понятно, что результаты такого межевания были признаны недействительными. Однако сложность для моего доверителя заключалась в том. что площадь его земельного участка по номиналу была меньше фактической. Более того, она соответствовала номиналу при условии, если спорная земля отошла бы процессуальному противнику. Но мне удалось доказать наличие признаков так называемой «дачной амнистии» относительно своего доверителя, в совокупностью с нарушением при межевании земельного участка ответчика. Решение было принято и вступило в силу. Участок ответчика снят с кадастрового учета, однако граница земельного участка истца определена не была — суд разъяснил внесудебный порядок по причине снятия земельного участка ответчика с кадастрового учета. Суд — Истринский городской.
Исправление технической ошибки
Здесь предполагается наличие грамматической, ошибки, опечатки, либо это может быть арифметическая ошибка, со стороны органа регистрации прав, при реализации государственного кадастрового учета, либо при проведении государственной регистрации прав. То есть техническая ошибка может быть допущена исключительно регистрирующим органом при работе, то есть банальная невнимательность.
Такая ошибка исправляется достаточно просто, и вопрос обычно решается по заявлению, до суда дело практически никогда не доходит, так как ошибка подобного плана не затрагивает права ни одного из собственников. Исправляется такая ошибка по решению регистрирующего органа, либо на основании заявления заинтересованного лица, либо опять же, в крайнем случае, на основании вступившего в силу решения суда.
Без судебных разбирательств основанием для исправления ошибки может быть действие самого регистрирующего органа, либо по заявления гражданина, заинтересованного в исправлении ошибки.
Техническая ошибка в обоих перечисленных случаях исправляется в течение трех рабочих дней, начинающихся со дня обнаружения ошибки, если ошибка выявлена работником регистрирующего органа. Либо в течение трех рабочих дней в случае подачи заявления гражданином и соответствующих документов в регистрирующий орган, на основании статьи 61 Закона о регистрации недвижимости.
Для исправления ошибки достаточно обратиться в ближайший отдел МФЦ, специалист подготовить для Вас соответствующее заявление. Так же не забудьте взять с собой паспорт, а так же документы подтверждающие наличие соответствующей ошибки, это может быть договор дарения, купли-продажи, а так же иные документы подтверждающие наличие ошибки.
Как только ошибка будет исправлена, собственник получит соответствующее уведомление.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Пересечение границы земельного участка
Пересечение границ земельного участка является кадастровой ошибкой, которая может возникнуть в результате:
- Разметки. Если геодезисты не выходят на местность, а устанавливают кадастровый номер участка или его границы по существующему в записях чертежу.
- Самозахвата земельного участка. Если владелец, таким образом, расширил собственную территорию.
- Продажи участка, без выноса его границ в натуру, что не даёт достоверной картины его местоположения на местности.
- Технической ошибки в записях Государственного кадастра недвижимости.
Что нужно будет оспаривать и доказывать в суде
Прежде всего я хочу, чтобы у граждан было представление о том, с чем им придется столкнуться на суде в споре с соседями. Каждая ситуация индивидуальна, но есть некоторый общий план действий. Нужно учесть уйму нюансов — от разницы границ по документам до поведения сторон в суде. А пока разберемся с теорией.
Стороны в судебных разбирательствах:
- Истцы — собственники участка, при межевании которого выявлена проблема с наложением соседних кадастровых границ. Вместо истцов участвовать в суде могут их представители, например, земельный юрист/адвокат;
- Ответчики. Их может быть несколько: 1) Собственники соседних участков, с которыми у нас есть спор. У ответчиков тоже может быть представитель. 2) Представители администрации местного муниципального образования. Они тоже будут участвовать, потому что по суду мы также будем устанавливать границы своего участка (об этом ниже);
- Третья сторона: 1) Представители местного отделения Росреестра и Кадастровой палаты. 2) Председатель товарищества, если участки находятся в товариществе.
Совет — если при подготовке к суду появятся обстоятельства, которые ослабляют нашу позицию, можно и не сообщать об этом судье и, тем более, ответчику. Это нормально когда не говоришь о своих слабостях. Пусть ответчик их выявляет и доказывает, а мы будем искать его слабости. Суд — это состязательный процесс. Слабых сторон я коснусь дальше.
Чтобы победить в судебном разбирательстве, нужно оспорить межевание соседнего «спорного» участка и получить положительное решение на установление границ нашего участка.
Выявить наложение границ ЗУ можно двумя способами:
Первый – при постановке на учет объектов.
Второй – в процессе межевания, которое проводится при разделе, перераспределении, объединении или регистрации ЗУ.
Оба этих варианта являются основанием для проведения судебного или иного разбирательства.
Первый вариант подразумевает вынесение решения об отказе или приостановке учета надела, на основании обнаружения ошибки в данных государственного реестра.
Во втором варианте, инженер кадастровой службы оформляет заключение, в котором должно быть конкретно указано, по какой причине произошло наложение и с границами какого участка, тем самым подтверждая факт несоответствия границ определенного участка.
Исправление кадастровой ошибки производится путем составления заключения, в котором инженер кадастровой палаты обязан указать следующее:
- подробное описание допущенной ошибки;
- конкретную причину ее возникновения;
- текущие данные, полученные в процессе межевания, которые позволяют исправить погрешность в реестре.
Такое заключение должно учитывать интересы собственников спорных участков, а не только решить проблему обратившегося владельца (например, если после устранения ошибки уменьшится площадь соседнего надела). Чтобы исключить такие негативные моменты, перед составлением заключения производится собрание всех заинтересованных лиц, с целью определения границ спорных участков.
Сотрудники Росеестра обязаны исправить ошибки в документации, после получения заявления от заинтересованного лица и заключения инженера. Производится корректировка данных в течение 5 рабочих дней.
Как узнать о наложении границ земельных участков
Выявить данную проблему совсем не просто. Порой собственник не имеет данный сведений на протяжении многих лет. Чтобы выявить наложение границ, необходимо изучить ряд документов и данные из кадастра.
На практике часто случается так, что данная проблема обнаруживается лишь в ходе разногласий по поводу границ у лиц, владеющих соседними участками. Например, когда в ходе установки одним соседом границ участка другой сосед понимает, что после межевания площадь его участка стала меньше.
Главная причина расхождений – кадастровая ошибка.
В таком случае ответственность за нарушение прав возлагается на следующих лиц:
- на служащих кадастрового органа;
- на специалистов, в частности, геодезистов и инженеров, в ходе деятельности которых были допущены недочеты.
Выявить наложение границ можно:
- в ходе межевальных работ (данные работы осуществляются при разделе, объединении участков, необходимы и для государственной регистрации);
- в процессе постановки участков на кадастровый учет.
В первой ситуации кадастровым инженером будет составлено заключение, содержащее информацию о наложении границ определенных участков, о причинах такого наложения. Во второй ситуации вы получите решение о том, что постановка на учет приостановлена или же в постановке на учет отказано.
Другие дополнительные бонусы
Межевание – бесплатная возможность получить дополнительные метры к уже имеющемуся участку. Оно позволяет узаконить уже используемую площадь, что особенно актуально для владельцев дорогих наделов. Это мероприятие важно проводить после согласования с соседями и не превышать нормативы, установленные местной администрацией поселка, села, садово-огородного товарищества. Практика показывает, что в среднем удается к уже имеющейся площади официально добавить до шести соток земли. И это очень существенно.
Бывают случаи, когда со временем надел, находящийся в собственности у владельца, приобретает сложную форму. Например, с одной стороны формируется большая автомобильная автострада, с другой стороны разрастается молодой лес и превращается в полноценное угодье. В такой ситуации лучше провести повторное межевание и документально зафиксировать имеющиеся изменения.
Другой комментарий к Ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
Комментируемая статья закрепляет требования, которые должны быть соблюдены при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела. Эти требования являются критериями оценки правомерности образования земельных участков.
Особо нужно отметить, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. Никаких иных требований, кроме указанных в комментируемой статье 11.9 Земельного кодекса России и имеющих весьма общий характер, в законодательстве нет. Действующие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., предусматривают, что при образовании земельных участков должны учитываться следующие требования:
каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);
размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;
в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;
раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории;
не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
Границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.
Пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка
Одним из главных принципов государственного кадастра недвижимости является его достоверность. Для достижения и соблюдения указанного принципа Закон о кадастре недвижимости предусматривает целый ряд механизмов, используемых при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Так, в части внесения в кадастр такой уникальной характеристики земельного участка, как граница, ст. 26 Закона о кадастре недвижимости устанавливает, что основанием для приостановления осуществления кадастрового учета является ситуация, при которой одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости. Часть 14 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости указывает, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, после чего в государственный кадастр недвижимости вносятся соответствующие сведения. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Как указывалось выше, в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Участок земли представляет собой индивидуальный объект недвижимости, который может участвовать в сделках купли и продажи, залога, реализации и использоваться по прямому назначению. Выделение кадастровых границ на местности дает возможность приватизировать садовый участок и оформить его в собственность.
Поскольку процедура межевания всегда согласовывается с другими землевладельцами и третьими лицами, имеющими отношение к участку, договориться мирным путем удается далеко не всегда. Иногда помощь юриста становится единственным выходом из сложной ситуации. При возникновении спорного вопроса получить подробную консультацию можно на сайте.
Важно! Установление и согласование границ земельного участка при помощи межевания помогает предотвратить спорные ситуации и разногласия. Эта процедура подтверждает правовой статус з/у и дает право его владельцу распоряжаться им в качестве личной собственности.
Порядок определения границ земельного участка осуществляется при помощи подачи заявления в органы местного управления от собственника или иных лиц. Координаты ЗУ определяются с учетом регламента, изложенного в ст.38.7 ФЗ РФ, а также указаний и свода правил, которые указаны в законе.
Установить правильные и точные границы понадобиться, если ЗУ ранее не состоял на учете в Росреестре либо сведения о нем были утеряны. Также проведение межевания рекомендуют с целью урегулирования споров и уточнения пределов, искусственно созданных или находящихся под охраной зон.
Читайте еще >> Решение споров между соседями при межевании земель.
Проведением процедуры занимается комиссия по уточнению границ участков земли во главе с инженером, которая действует в соответствии с земельным кодексом РФ. После межевания информация сведения о местонахождении ЗУ и его пределах заносятся в Росреестр.
С 2018 года владельцы наделов без четких установленных границ не смогут проводить никакие операции со своими территориями. Их действия будут признаны незаконными, а права на ЗУ утратят свою силу.
Межевание необходимо для следующих видов сделок:
- продажи, купли или аренды ЗУ;
- передачи земли в дар и ее обмена;
- регистрирования права на собственность;
- разделения земли между несколькими собственниками;
- объединения нескольких наделов в один.
Уточнение границ земельного участка
Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам
Описание местоположения границ участка земли входит в состав обязательных сведений государственного кадастра недвижимости, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03 июля 2016 года). Таким образом, земельное законодательство устанавливает принцип: нет границ – нет участка.
Местоположением участка законодательство признает координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Процедура определения границ позволяет индивидуализировать участок среди прочих аналогичных участков, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Практическое определение внешних границ участка заключается в формировании системы географических координат с последующим отображением их на топографические картах и схемах с письменным описанием.
Установление границ земельного участка
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Установление границ земельного участка
Земельное законодательство определяет, что часть земной поверхности, имеющая установленные границы, является земельным участком. Главным признаком, позволяющим выделить земельный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимости, являются его внешние границы, определенные при формировании участка.
Установление границ, проведенное в соответствии с требованиями законодательства, позволяет индивидуализировать участок среди прочих, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Внешняя граница земельного участка складывается из географических координат, определяемых путем геодезического исследования территории с нанесением их на топографические карты и схемы.
Границы земельного участка позволяют определить его местоположение, то есть привязать его к границам соседних сформированных участков, а также к природным или искусственным объектам.
Установление границ участка требуется в следующих случаях:
- 1) Первоначальное формирование земельного участка для целей кадастрового учета и последующего предоставления в пользование физическим и юридическим лицам;
- 2) Проведение комплексных кадастровых работ для целей установления или изменения категорий земли, территориального зонирования в рамках подготовки градостроительного регламента;
- 3) Наличие несоответствия внешних границ земельных участков, один или несколько из которых находятся на стадии формирования (определения).
Главной целью установления границ является индивидуализация конкретного земельного участка, позволяющая выделить этот объект среди аналогичных.