Декларация по налогу на имущество 2023: три главных изменения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по налогу на имущество 2023: три главных изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Рассмотрим, какие реквизиты необходимо заполнить на титульном листе.
ИНН указывается 12-значный идентификационный номер налогоплательщика.
КПП – 9-значный код, присваиваемый в органах ФНС.
Номер корректировки – у первичной декларации значение «0—», далее в случае уточнения указывается соответственно «1—», «2—» и т.д.
Налоговый период – в обычном порядке при сдаче ежегодной отчётности необходимо указать код «34», в случае реорганизации код «50».
Отчётный год – 2022
Представляется в налоговый орган (код) – указывается код, соответствующий территориальному отделению ФНС, в который направляется отчётность, наиболее часто используемый «281»
По месту нахождения – указывается код, соответствующий месту нахождения имущества, в отношении которого заполняется декларация.
Налогоплательщик – полное наименование компании.
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Отчетность по травмовзносам
Масштабные трансформации, связанные с объединением ПФР и ФСС, а также введение ЕНП, повлияли на отчетность по страховым взносам в 2023 году. С 1 квартала будущего года 4-ФСС, как отдельный отчет, перестанет существовать. Последний раз привычную соцстраховскую форму, утвержденную приказом ФСС от 14.03.2022 № 80, работодатели будут сдавать по итогам 2022 года. Представить ее нужно в объединенный фонд, который начнет работу с начала будущего года.
Желательно не откладывать представление формы на последний день: из-за объединения ПФР и ФСС возможны разные технические перенастройки, что может приводить к сбоям и задержкам в приеме отчетности. Если процесс выдачи объединенным фондом квитанции о подтверждении приема 4-ФСС затянется и выйдет за границы предельной отчетной даты, судьбу штрафа придется решать в суде (Постановление АС Поволжского округа от 09.08.2022 по делу № А12-30896/2021).
Сведения из прежнего 4-ФСС, начиная с отчетности за 1 квартал, будут по-прежнему поступать в контролирующий орган, но уже в составе новой формы ЕФС-1 (раздел 2).
Состав формы декларации
Состав отчетности зависит от периода – за отчетный или налоговый:
Вид отчета | Состав | Название раздела |
Декларация | Лист 001 | Титульный лист |
Раздел 1 | Сумма налога к уплате | |
Раздел 2 | Данные для расчета налоговой базы и суммы налога | |
Раздел 2.1 | Информация о недвижимых объектах, облагаемых по среднегодовой стоимости | |
Раздел 3 | Расчет суммы налога за год по объектам из кадастровой стоимости | |
Расчет авансового платежа | Лист 001 | Титульный лист |
Раздел 1 | Сумма аванса по налогу к уплате | |
Раздел 2 | Расчет суммы аванса | |
Раздел 2.1 | Информация об объектах, облагаемых по среднегодовой стоимости | |
Раздел 3 | Расчет суммы аванса по налогу за отчетный период по объекту по кадастровой стоимости |
Порядок заполнения Раздела 2
Раздел 2 заполняют все организации, работающие в РФ. При заполнении Раздела 2 отражается:
- 001 – код вида имущества по приложению 5 порядка
- 010 – код ОКТМО
- строки 020 — 140 по графам 3 — 4 – остаточная стоимость основных средств:
- графа 3 – остаточная стоимость для целей налогообложения:
- графа 4 – остаточная стоимость имущества со льготой в числе графы 3
- 141 по графам 3 — 4 – остаточная стоимость имущества на 31 декабря
- 150 – среднегодовая стоимость, равное сумме строк с кодами 020 – 140 по графе 3 и деленное на 13
- 160 – составной показатель:
- в 1 части — код налоговой льготы по приложению 6 к порядку
- во 2 части – закон субъекта РФ, как основание для льготы
- 170 — среднегодовая стоимость не облагаемого налогом: сумма строк 020 – 140 по графе 4 и деленное на 13
- 180 – при указании кода 02 по строке 001
- 190 — налоговая база:
- (150 – 170) * 180
- 150 – 170 (Раздела 2)
- 200 — заполняемой при установлении законом субъекта РФ при понижении ставки, отражается:
- в 1 части — код льготы 2012400
- во 2 части — данные закона субъекта РФ, как основание для льготы
- 210 – ставка по закону субъекта РФ по соответствующему имуществу
- 220 — сумма налога:
- если в разделе 2 указан код 09, то (190 * 210 * 215) / 100
- если в разделе 2 указаны коды кроме 09, то (190 * 210) / 100
- 230 — сумма авансов за отчетные периоды
- строки 240 и 250 — при наличии у субъекта РФ льготы
- 240 — составной показатель:
- в 1 части — код льготы 2012500
- во 2 части — данные закона субъекта РФ
- 250 — сумма льготы, уменьшающая сумму
- 260 — уплаченная за пределами РФ в соответствии с законодательством другой страны сумма налога по имуществу расположенному на иностранной территории
- 270 — остаточная стоимость на 31 декабря
Что еще нового в отчетности?
В связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, согласно которому изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости:
- в Декларацию и порядок ее заполнения внесены положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения (Раздел 3 Декларации дополнен строкой с кодом 095 “Коэффициент Ки”);
- порядок заполнения декларации дополнен положениями, предоставляющими возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Декларация и расчет также дополнены полем “Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации” (код строки 030 Раздела 2.1). Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них отсутствуют кадастровый и условный номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.
Рассмотрим на примере, как заполнить налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.
Так, Расчет состоит:
- из титульного листа;
- Раздела 1 “Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика”;
- Раздела 2 “Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства”;
- Раздела 2.1 “Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости”;
- Раздела 3 “Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость”.
Заполнение налоговой декларации.
Как и ранее, форма декларации состоит из титульного листа и четырех разделов. Бюджетные учреждения должны заполнить декларацию по налогу на имущество следующим образом:
-
титульный лист;
-
раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
-
раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
-
раздел 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости».
В силу п. 1.3 Порядка налогоплательщики – российские организации представляют декларацию в полном объеме, однако государственные (муниципальные) учреждения не заполняют разд. 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость». Это обосновано тем, что порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, применяется в отношении организаций – собственников объектов недвижимого имущества. Бюджетные учреждения имеют недвижимое имущество на праве оперативного управления, собственником данного имущества признается РФ, субъект РФ или муниципальное образование. В связи с этим налоговая база в отношении указанных объектов определяется по правилам п. 1 ст. 375 НК РФ (то есть исходя из их остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете) (см. письма Минфина РФ от 26.10.2016 № 07-01-09/62334, от 19.05.2017 № 03-05-05-01/30747, от 18.05.2017 № 03-05-05-01/30327).
Заполнять декларацию по налогу на имущество следует в обратной последовательности: разд. 2, 2.1 и 1.
Раздел 2. Данный раздел заполняется в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость. При этом необходимо учесть, что может быть несколько листов данного раздела, например, если налогообложение осуществляется по различным ставкам либо имущество расположено на территориях разных субъектов РФ.
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
Что изменится в 2018 году
Помимо установленных законом случаев, региональные власти могут назначать «налоговые каникулы» по собственному усмотрению.
Однако с 2018 года это правило упразднили, так что если администрация региона успела принять закон об освобождении от уплаты налога на имущество ДО 2018 года, он продолжает действовать.
Уже в 2019 году планируется поднятие минимальной ставки до 2,2%, хотя официального распоряжения правительства еще не поступило.
Министерство экономического развития РФ выдвинуло предложение отменить налог на движимое имущество вовсе. С такой позицией явно не согласились другие ведомства, так что покамест все организации продолжают платить за имущество на балансе.
Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2017 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.
Расчет налога с 2018 производится по кадастровой стоимости на дату внесения объекта в единый государственный реестр недвижимости. Организациям стоит помнить, что с этого года вводится новый образец налоговой декларации для заполнения по налогу на имущество. Образец утвержден приказом ФНС РФ №ММВ-7/21/271 от 31 марта 2017 года. Некоторые данные, например, коды ОКВЭД, из нее убрали, тем самым постаравшись упростить задачу бухгалтерам. Новая форма включает графу для заполнения под номером №2.1 «Об объектах недвижимости, облагаемых налогом по средней годовой стоимости». Сюда нужно вписать:
- Кадастровый номер объектов с указанием кода 010;
- При отсутствии кадастрового номера – с кодом 020 и условным номером из ЕГРН;
- Код ОКОФ;
- Стоимость имущества на балансе.
До 20 марта 2023 года предоставляются:
1. Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль.
На что стоит обратить внимание и отобразить в декларации 4 квартала 2022 года?
Именно в IV квартале плательщики отображают данные по убыткам, на которые плательщик имеет право уменьшить налоговую базу. Следовательно, если у вас имеется налог к уплате, то вы можете уменьшить его за счет перенесенных убытков за прошлые налоговые периоды.
В этом отчетном периоде определятся коэффициент капитализации в отношении контролируемой задолженности. Это существенно может поменять сумму принятых затрат. Данный коэффициент по сделкам с организациями указывается в части «Другие сведения» декларации.
У организаций есть право отражать курсовые разницы в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года, если вы принимали такое решение, то отразите их.
Обратите внимание, что IV квартал — это время подведения итогов по использованным льготам, поэтому заполняется раздел «Сведения о размере и составе использованных льгот», но есть особенность при применении льгот, предоставленных в связи с заключением с Республикой Беларусь инвестиционного договора, такие данные отображаются в каждой налоговой декларации.
Предварительным этапом, перед подачей декларации налога на прибыль за IV квартал 2022 года, был авансовый платеж, который уплачивался до 22 декабря 2022 года в размере двух третей суммы налога на прибыль за III квартал 2022 года. Именно такой подход позволил налоговым органам дать передышку бухгалтерам и время на закрытие года и предоставить декларацию до 20 марта 2023 года, а доплатить налог до 22 марта 2023 года.
С 2023 года период накопленных убытков, которые можно переносить на прибыль, сократился до 5 лет.
Изменение ставок налога местными Советами депутатов
Местные Советы депутатов по месту нахождения объекта могут увеличить (уменьшить) ставки налога отдельным категориям плательщиков, но не более чем в 2 раза. Исчисление налога по таким ставкам производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято, а уменьшенная ставка может применяться и с 1 января года, в котором решение принято, если это прямо указано в решении.
Важно! При исчислении налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, по объектам, расположенным одновременно на территории нескольких районов, будет признаваться местом нахождения объекта будет признаваться место нахождения самой организации или ее филиала, у которого объект числится в бухучете, а если в филиале нет баланса – то место нахождения самого филиала. |
Налоговые льготы на имущество физических лиц в Томске в 2021 году
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, за исключением тех субъектов РФ, где еще не принят закон об установлении единой даты начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В таких регионах налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
По состоянию на 2018 год не приняты законы об определении налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, в следующих регионах: Республика Алтай, Республика Дагестан, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Томская область, Республика Крым, г. Севастополь.
Начиная с 1 января 2021 года определение налоговой базы по налогу на недвижимость физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не производится, даже если субъект РФ не принял соответствующий закон. Таким образом, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости будет действовать с 1-го января 2020 года на всей территории РФ, без исключений.
Право на федеральную льготу имеют 15 категорий налогоплательщиков, среди них среди них следующие: пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства, участники ВОВ и других боевых действий, герои СССР и РФ, военнослужащие (полный перечень льготных категорий указан на сайта налоговой службы).
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ПЕРЕВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
При представлении Уведомления в виде распоряжения (платежного поручения) необходимо заполнить все реквизиты распоряжения на перевод денежных средств в соответствии с правилами Приказа № 107 н, в том числе налоговый период;
— в поле «КПП» указывается КПП плательщика, чья обязанность исполняется (как в декларации/расчете);
— если плательщиком после представления Уведомления в виде распоряжения выявлена ошибка, необходимо направить Уведомление по форме, установленной Приказом для уточнения (исправления) обязательств.
При представлении Уведомления в виде распоряжения:
— по ежемесячным авансовым платежам по налогу (НДФЛ, страховые взносы) в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается, например, МС.01.2023, где 01 — это январь;
— по квартальным авансовым платежам по налогу (УСН, имущественные налоги юридических лиц) в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается, например, КВ.01.2023, где 01- это первый квартал;
— по НДФЛ, исчисленного и удержанного за период с 22.12.2023 по 31.12.2023, в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается «ГД» — годовые платежи, так, за период 22.12.2023 — 31.12.2023 — «ГД.00.2023».
Если при обработке Уведомления в виде распоряжения установлено неоднозначное определение отчетного (налогового) периода, указан КБК, по которому не предоставляется Уведомление, начисление не формируется.