Конфискация земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфискация земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный. К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти. При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.
Порядок реквизиции земельных участков
В 4 пункте той же 51 статьи указано, что в случае невозврата реквизационного участка его правообладателю после окончания стихийного бедствия или другого обстоятельства, из-за чего земля была изъята, собственник может обратиться в суд с целью возврата своего земельного участка.
Если же вернуть реквизированный земельный участок не удается даже в результате судебного разбирательства, за собственником остается право потребовать финансовое возмещение – сумма должна составлять точную рыночную стоимость изъятого земельного участка. Альтернативным вариантом является предоставление субъекту другого земельного участка с равноценной стоимостью. Если был нанесен другой реальный ущерб в последствии стихийных бедствий, или же правообладатель упустил выгоды из-за реквизиции, он также вправе требовать компенсацию. Собственник может в любой момент оспорить решения государственной комиссии касаемо формы и размера компенсации в судебном порядке, при этом во внимание берется оценка всех причиненных убытков на участке. Реквизиция несет за собой прекращение разных прав на владение земельным участком, предписанных нормами права:
- право пожизненного владения землей;
- бессрочное пользование участком;
- аренда или безвозмездное срочное пользование.
После реквизиции такого земельного участка обладатели всех вышеуказанных прав могут обратиться с требованием возместить убытки, которые они понесли из-за изъятия земельного участка.
Чем отличается реквизиция от изъятия земли для нужд государства?
Конечно, с первого взгляда между реквизицией и изъятием имущества для нужд государства есть много общего. И в том, и в другом случае изъятие земли происходит для защиты интересов общества и государства.
В обоих случаях собственник получает от государства денежную компенсацию или стоимость участка по рыночной цене. Однако, реквизиция всегда носит стихийный характер.
Ее нельзя запланировать, она происходит как результат возникновения бедствий и чрезвычайных ситуаций. Изъятие же имущества для муниципальных и государственных нужд носит во всех случаях запланированный характер. Этот процесс является окончательным, имущество собственнику не возвращается.
Решение об изъятии конкретного участка принимается планово не менее чем за 12 месяцев до самого изъятия.
Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:
- органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
- когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
- после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
- если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.
Для строительства дороги
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Условия реквизиции и размер компенсации
Реквизицию жилого помещения, земли, ценностей имущественного характера или иной собственности граждан РФ проводят при наличии одного из 2 условий для применения подобной нормы гражданского права:
- наступление чрезвычайных различных обстоятельств;
- предотвращение тяжелых последствий ЧП.
Внимание! Согласно ст. 2.7 КоАП РФ, при устранении опасной ситуации причинение вреда частной собственности не считают административным правонарушением. Например, после возникновения стихийного бедствия (наводнение, ураган, пожар и др.) в целях предотвращения тяжелых последствий разбирают дома, строения, перекапывают засеянные наделы и др. При возникновении ЧП подобные действия считают вынужденными и временными.
После реквизиции земли, жилого помещения или ценностей имущественного характера владельцам предоставляют такие дополнительные гарантии защиты их прав и интересов:
- возможность оспаривания в суде размера компенсационной выплаты за изъятое имущество;
- право на истребование в судебной инстанции сохранившейся изъятой недвижимости;
- возможность получения компенсации после проведения национализации.
Национализацией считают обращение в государственную собственность конкретного личного имущества физлиц (ст. 235, 306 ГК). В этом случае собственнику возмещают не только рыночную стоимость изымаемой вещи, но и все причиненные моральные и материальные убытки.
Объект, предназначенный для раздела, должен выполнять все нижеизложенные требования:
- Неизменность целевого назначения. Разделу подлежит только тот объект, при разделе которого каждый вновь образуемый не утратит своего целевого предназначения, например участок для ИЖС таковым и останется.
- Беспрепятственный доступ. Каждый вновь созданный участок должен иметь доступ для пешеходов и транспортных средств.
- Отсутствие обременений. Любые обременения делают невозможным раздел ЗУ до тех пор, пока они не будут сняты.
- Соблюдение нормативов. Каждый из вторичных участков должен соответствовать минимальным нормативным размерам определенной категории земель.
Например, если по нормативам участок для ИЖС не может быть менее 400 квадратных метров, то участок площадью в 700 квадратных метров разделен быть не может, так как один или оба вторичных участка будут по площади меньше нормативного.
Вывод первый
Законодательство не допускает раздел земли, если:
- имеется любой запрет на его раздел;
- при разделе первичного объекта образуются вторичные, не соответствующие минимальным нормативам по площади, оговоренным в ЗК РФ;
- при разделе не обеспечивается беспрепятственный доступ ко всем вторичным объектам.
Вывод второй
Итоги раздела должны быть следующими:
- при разделе формируются меньшие по площади самостоятельные вторичные объекты, соответствующие минимальным нормативам по площади;
- первичный ЗУ снимается с учета в Государственном кадастре недвижимости и прекращает существование как отдельный объект недвижимости;
- у каждого из совладельцев сохраняется право собственности на каждый из вторичных участков, впоследствии они могут сохранить это право на все участки без их раздела;
- совладельцы вновь образованных участков могут выделить свою долю и оформить на нее право собственности, при этом право долевой собственности у них утрачивается.
Различие между реквизицией и изъятием для государственных или муниципальных нужд
В настоящее время установлено несколько способов изъятия участка. Они включают конфискацию, реквизицию и изъятие для нужд государства.
Реквизиция осуществляется на временной основе. Это ее отличает от конфискации. Изъятие имущества при конфискации проходит навсегда. Конфискация проводится в случае совершения лицом виновных действий.
Конфискация, исходя из этого, является карательной мерой. В случае реквизиции, не носящей карательного характера конфискации, государственным органом составляется соответствующий акт.
Административное решение органов власти и управления по реквизиции не подлежит обжалованию. А стоимость, по которой может быть изъята земля, может быть оспорена в судебном порядке. Ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что могут быть изъяты дачные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.
Если участок земли в дальнейшем можно вернуть владельцу, государственные органы делают это. Если земельный участок не подлежит возврату, земля выкупается по рыночной стоимости. И цену, которую предлагают государственные органы за имущество собственника, он вправе оспорить.
На первый взгляд реквизиция имеет много схожего с изъятием земель для нужд государства или муниципалитета. Изъятие для нужд государства также производится во имя интересов общества и государства, с выкупом имущества по его рыночной стоимости.
Также по изъятию выносится административное решение, акт носит принудительный характер. Но в названных процедурах есть свои отличия: реквизиция может происходить в силу наступления чрезвычайных обстоятельств.
Это временная мера, она не может быть запланированной.
Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд происходит в плановом порядке, этот процесс является окончательным.
Не менее чем за 12 месяцев принимается плановое решение в отношении конкретного участка.
Действующий ГК РФ предлагает считать реквизицией принудительное изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» указывает, что основания для реквизиции могут быть установлены и международным договором.
Основная цель — ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Квалифицирующим признаком реквизиции по действующему законодательству является дальнейшее использование и сохранение имущества при принудительной смене собственника.
Если же задуматься о совершенствовании законодательства, то в дальнейшем возможно уточнение понятия «реквизиция» путем указания на то, что реквизируемое имущество переходит в собственность государства или уничтожается.
В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности. На практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, продовольствие.
Есть ряд ограничений проведения реквизиции. Примером являются положения, регулирующие вопросы реквизиции, установленные в Консульской Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Албанией (Москва, 11 апреля 1995 г.) и в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г..
Статья 242 ГК РФ не называет собственников изымаемого имущества. Следовательно, реквизиция может быть проведена не только в отношении имущества граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований.
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.
Чем можно ограничить право на землю: типичные формы обременений
Обременение земельного надела может выражаться в следующих возможных формах:
- земельный сервитут;
- договор ипотеки;
- соглашение аренды участка земли;
- концессионный договор;
- наложение ареста на конкретный участок земли;
- соглашение доверительного управления (глава 53 Гражданского кодекса РФ);
- запрет на отчуждение, установленный нотариусом (по основаниям статьи 76 Основ законодательства РФ о нотариате);
- ограничение эксплуатации земли по требованиям закона (характерно для территорий особых зон – согласно нормам статей 105-107 Земельного кодекса РФ);
- ограничение эксплуатации наделов, относящихся к охранным зонам (речь идет о территориях с ЛЭП и трубопроводами).
Гражданам надо понимать, какие земли подлежат ограничению в использовании. Цели введения ущемлений и запретов на надел могут быть разными. Поэтому наложить ограничение власти могут на любой участок.
Чаще всего – это земли, расположенные около промышленных объектов и охранных зон. Ограничения в правах делятся на виды по характеру ущемления, сроку действия, типу земли.
В законодательстве России выделяют два вида ограничений прав на землю:
- запрет на оборот надела. Ущемляет права собственника на распоряжение участком. Это означает, что владелец имущества не может его продать, обменять, сдать в аренду, подарить и т.п. Регламентируется статьями №15 и 27 ЗК РФ, а также третьей статьей ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- ограничение на использование надела. Устанавливается с целью соблюдения интересов и прав других природопользователей, сохранения особо охраняемых территорий, ландшафтов, обеспечения нормального функционирования промышленных, транспортных объектов и инженерной инфраструктуры. Регламентируется статьей №56 ЗК РФ.
Изъятие земли по причине ненадлежащего использования
Каждый земельный участок имеет свое назначение. На одних наделах строят дома, на других выращивают пшеницу. И государство ведет мониторинг деятельности на ваших законных сотках.
Если собственник 3 года не использовал землю по назначению, либо эксплуатировал в целях, для которых его участок не был предназначен, надел могут изъять. Это правило касается земельных участков для ведения сельского хозяйства, жилищного и иного строительства.
Изъятие предусмотрено при использовании земли, которое приводит к существенному снижению плодородия почвы или причиняет вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
Несогласный с изъятием собственник вправе оспорить такое решение в судебном порядке.
Важно: в ст. 284 ГК РФ сказано, что в трехлетний срок не включается время, необходимое для освоения земли, а также период стихийных бедствий, из-за которых использование участка было невозможным. Это может стать аргументом в пользу хозяина земли в суде.
Основания для изъятия земли
Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:
- Выполнение соглашений международного уровня РФ.
- При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
- объект атомной энергетики;
- объект энергетической системы;
- оборонный объект;
- транспортный объект;
- линейный объект;
- трассы федеральные, муниципальные и региональные.
- При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 |
ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году» |
П.10, ст. № 32 |
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ |
П.9,10, ст. № 95 |
Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ |
Ст. № 25.2 |
Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах» |
Энциклопедия судебной практики. Реквизиция земельного участка (Ст. 51 ЗК)
Энциклопедия судебной практики
Реквизиция земельного участка
(Ст. 51 ЗК)
1. Реквизиция — единственное законное основание для бесплатного предоставления земельного участка взамен другого участка при невозможности его использования вследствие природных бедствий
Действующее законодательство, регулирующее земельные отношения, не предусматривает возможность бесплатного предоставления земельного участка взамен другого находящего в пользовании у лица земельного участка по причине невозможности его использования по назначению вследствие природных бедствий, за исключением случаев реквизиции такого земельного участка, по основаниям, установленным ст. 51 Земельного кодекса РФ.
2. Понятие «реквизиция» необходимо отличать от понятия «изъятие для государственных и муниципальных нужд»
В статье 51 ЗК РФ произведено разграничение понятий «реквизиция» и «изъятие для государственных и муниципальных нужд» и прямо предусмотрено, что реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных и муниципальных нужд.
3. Возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков возможно только при изъятии участка в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами
Возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) возможны в случае временного принудительного изъятия этого земельного участка у собственника в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами.
4. Реквизиция производится в административном порядке
Реквизиция производится в административном, а не в судебном порядке.
5. Реквизиция земельного участка может повлечь за собой прекращение права собственности на данный участок
Реквизиция земельного участка может повлечь за собой и прекращение права собственности на земельный участок.
6. Прекращение прав на земельный участок при реквизиции регистрируется в установленном порядке
Из положений ст. 235 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ следует, что право собственности на земельный участок прекращается в случае его принудительного изъятия у собственника путем реквизиции по решению органа государственной власти по основаниям, предусмотренным законом.
Поскольку при реквизиции происходит прекращение прав на земельный участок, оно регистрируется в установленном порядке.
7. П. 3 ст. 51 ЗК РФ предусматривает два способа защиты прав собственника реквизируемого земельного участка
При изъятии земельного участка в связи с реквизицией собственник может выбрать один из двух способов защиты его прав, предусмотренных п. 3 ст. 51 Земельного кодекса РФ: выплату рыночной стоимости земельного участка или предоставление равноценного земельного участка.
8. Реквизиция является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчиков в части непринятия мер по реквизиции земельного участка истца и возложении обязанности по изданию акта о реквизиции земельного участка и оформлению нормативного акта по возмещению истцу причиненных убытков, суд исходил из того, что они удовлетворению не подлежат, так как в силу ч. 1 ст. 51 Земельного кодекса РФ временное изъятие у собственника земельного участка (реквизиция) является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.