Предоплата, целевое финансирование и субсидии при УСН с объектом «доходы»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоплата, целевое финансирование и субсидии при УСН с объектом «доходы»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Выплаты на содействие самозанятости безработных
Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.
Правила учета субсидии «упрощенцем».
Для предметного разговора напомним особые правила учета субсидий при УСНО. Их суть такова.
Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные «упрощенцем» в соответствии с Законом № 209-ФЗ, учитываются в составе доходов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов (в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода) в течение двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенными суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Иначе говоря, в случае получения бюджетных средств, поименованных в указанной норме, доходом для «упрощенца» являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени – двух налоговых периодов. Под налогообложение эти суммы попадут в полном объеме лишь при нарушении условий предоставления субсидий.
Обозначенный порядок признания доходов и расходов применяется «упрощенцами» вне зависимости от их объекта налогообложения при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Это правило закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 28.09.2017 № 03-11-06/2/62961). Словом, «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ, в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет этой субсидии расходам (при условии ведения учета сумм субсидий). Но в общем случае «упрощенцы» указанной категории не учитывают расходы при налогообложении. Поэтому если сумма субсидии, полученная в соответствии с названным законом, будет полностью израсходована по целевому назначению за два налоговых периода, то «упрощенцу» с объектом налогообложения «доходы» не нужно включать ее в налоговую базу.
Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям
Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН. Она получила 15 июля 2013 г. из регионального бюджета финансовую поддержку в виде субсидии в размере 100 000 руб. Включать сумму субсидии в состав доходов пропорционально произведенным за счет нее расходам компания сможет до конца 2014 г.
Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.
Учет субсидий при расчете единого налога
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
— нарушены условия их предоставления.
Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.
В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.
В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.
Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.
Вы приобретаете основное средство за счет субсидии
Если вы за счет субсидии купите основное средство, то его стоимость учтете в расходах до конца года равными долями . То есть порядок учета будет такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных денег. Поэтому на последнее число каждого отчетного периода (31.03.2014, 30.06.2014, 30.09.2014, 31.12.2014) часть стоимости основного средства вам надо показать в КУДиР и в доходах, и в расходах. В итоге в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия — в доходах.
Может получиться так, что вам придется пересчитывать налог при УСНО. Это нужно будет сделать, если основное средство, приобретенное за счет субсидии, вы продадите досрочно :
срок полезного использования ОС составляет 15 лет и меньше, то до истечения трех лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО;
срок полезного использования ОС составляет больше 15 лет, то до истечения 10 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО.
Тогда стоимость основного средства, учтенную в расходах по «упрощенным» правилам, за весь период его использования нужно пересчитать по «прибыльным» правилам. Вместо полной стоимости ОС в расходах при УСНО следует учесть только амортизацию этого ОС (за период с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, по месяц его продажи включительно ) и амортизационную премию в размере 10% от первоначальной стоимости ОС . В результате досрочной продажи ОС, приобретенного за счет субсидии, вам придется заплатить налог при УСНО со всей выручки от продажи ОС и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать до истечения вышеуказанных сроков.
Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В«Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В«упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
— текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.
Учет субсидий при расчете единого налога
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В«упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ В«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
– нарушены условия их предоставления.
Если предприятие применяет объект налогообложения В«доходыВ», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте В«доходы минус расходыВ».
ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.
Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста. Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат. Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.
Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.
Какие документы подавать
Документы предоставляются в Центр поддержки предпринимательства того региона, где вы зарегистрированы. Состав пакета необходимых документов устанавливается правилами каждой программы. Проект из себя представляет бизнес-план со всеми прилагающимися документами. Примерный перечень документов, которые должны сопровождать бизнес-план, такой:
- Заявка на получение субсидии
- Копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего документы
- Копия свидетельства о государственной регистрации
- Копия выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
- Справки из контролирующих органов об отсутствии задолженности
- Справка о состоянии банковских счетов
- Технико-экономическое обоснование
- Копии учредительных документов организации
- Копии необходимых лицензий и разрешений
- Наличие необходимых зданий, помещений для реализации бизнес-плана
Отбор предпринимателей ведется на конкурсной основе. Сформированная комиссия оценивает по нескольким критериям, среди которых определяющими будут: относится ли ваш вид деятельности к приоритетным в регионе, а также какова польза от реализации проекта и перспективность его развития. Наиболее значимыми сферами деятельности считаются социальные и инфраструктурные, также регионы охотно поддерживают инновационные и научно-технические направления.
Оформления налогового вычета: порядок
Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:
Этапы | Комментарий |
I. Уточнение права на получение вычета | Не помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем |
II. Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройка | При оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры |
III. Принятие решения о том, как оформить льготу | Оформление льготы возможно через:
|
IV. Подготовка пакета документов | Отправка специалистам налогового органа |
Ожидание результата и поступления денег на собственный счет в банковском учреждении |
У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).
Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
— цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Надо ли платить налог с субсидии на открытие своего дела?
Как мы уже успели отметить, субсидии от центра занятости попадают под льготный режим налогообложения. В данном случае мы рассматриваем упрощенную систему налогообложения, как самую распространенный режим для предпринимателей (с учетом, что для ЕНВД и патентной системы вопрос учета доходов не возникнет вообще).
Для льготного налогообложения субсидии на УСН важны несколько условий:
- Освоить в срок. Средства необходимо потратить в сроки, оговоренные договором с Центром занятости, но не позже, чем за три налоговых периода, т.е. три календарных года. Если субсидия предоставлена в декабре 2015, чтобы не платить с нее УСН, лучше все израсходовать до конца 2017 года.
- Учесть расходы. Необходимо вести учет израсходованных сумм в Книге учета доходов и расходов (КУДиР). Даже если у Вас УСН с объектом налогообложения «доходы».
- Делать «целевые» траты, не оглядываясь на статьи расходов по НК РФ. Субсидия должна быть потрачена по целевому назначению. При этом не важно, признаются ли эти расходы Налоговым кодексом. И еще раз вернемся к пункту №2: «целевые» затраты госпомощи всегда отражаются в качестве расходов в Книге учета доходов и расходов (и при УСН 6%, и при УСН 15%).
Соблюдение указанных трех требований, а также условий договора с Центром занятости, гарантирует нулевое налогообложения полученных в рамках господдержки средств.
Теперь подробнее об отражении в учете.
Единым налогом при УСН не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям и предпринимателям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию не включайте в состав налогооблагаемых доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 60 п. 1 ст. 251 НК).
Новое правило касается организаций и ИП, которые платят налог с доходов, а также организаций и ИП, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Организации и ИП, которые платят налог с доходов, уменьшенных на расходы, не вправе учитывать затраты, оплаченные за счет таких субсидий, в составе расходов при расчете единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270 НК).
Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете единого налога в общем порядке, как госпомощь.