Медосмотр по договору ГПХ — проводить или нет?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медосмотр по договору ГПХ — проводить или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
При приеме на работу к водителю предъявляются определенные требования и проводятся тесты, задаются вопросы.
Цель – проверить, соответствует ли квалификация водителя должности. У водителя в обязательном порядке должны иметься справка о прохождении медицинского осмотра и водительское удостоверение соответствующей категории.
Обратите внимание на водительский стаж (его легко отследить по трудовой книжке): если работник принят на эту должность впервые либо переводится на другой вид транспортного средства, а также имеет перерыв в данной трудовой деятельности больше года, ему необходимо пройти стажировку в организации.
Пример бланка анкеты для водителя можно скачать здесь.
С 2021 года по закону результаты беседы необходимо заносить в листы собеседования, которые работодатель обязан хранить 5 лет. Листы собеседования заполняются в свободной форме. На беседу с потенциальным сотрудником можно пригласить главного механика – он задаст более конкретные вопросы водителю.
Этап пятый — внесение записи в трудовую книжку
Если у сотрудника уже есть заполненная трудовая, нужно просто внести туда новую запись. Это делает инспектор отдела кадров или уполномоченное лицо. Это может быть сам индивидуальный предприниматель. Запись предельно проста:
“Принят на работу в ООО “ХХХ” на должность менеджера по продажам в отдел продаж с такого-то числа такого-то месяца на основании приказа № 1”.
Дата, подпись инспектора или должностного лица, печать организации. Или отдела кадров, если он у вас есть.
Это если трудовая существует. Если сотрудник устраивается на работу впервые и трудовой книжки у него нет, ее надо завести. Трудовая продается в любом книжном магазине или магазине канцелярских товаров. Сотрудник должен ее приобрести и принести вам. А вы, в свою очередь, заполнить титульный лист. Данных там минимум — ФИО работника, его образование и профессия, дата рождения, дата заполнения книжки и подпись ответственного лица. Обычно это инспектор отдела кадров или уполномоченный работник. В случае индивидуального предпринимателя — сам ИП.
Первая страница заполняется разборчивым почерком, без помарок и исправлений. Этот документ останется с работником на всю жизнь и понадобится при оформлении пенсии. Также на титульный лист ставится печать организации.
Предрейсовый медосмотр водителя: развеем мифы
Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.
В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.
А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.
Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.
Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!
Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.
Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).
Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории. В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.
Примечательно Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства). Суды не увидели нарушения в действиях организации, которая при эксплуатации транспортных средств не проводила предрейсовых медосмотров. Аргументами в её пользу сочли то, что водителей или лиц, выполняющих трудовую функцию водителя, в штате не имелось, автомобили использовались сотрудниками (менеджеры, руководители и др.) для передвижения при исполнении служебных обязанностей.
При аналогичных обстоятельствах Мосгорсуд приходил к таким же выводам (Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу № 33а-6141, Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019): в предрейсовых медосмотрах не нуждались менеджеры, медицинские представители, руководители, которым служебные авто были предоставлены с целью улучшения условий работы при исполнении служебных обязанностей; штатная единица «водитель» в штатном расписании организаций не значилась.
Если управление автомобилем не является обязанностью работника, автомобиль не является его рабочим местом, он сам определяет воспользоваться ли ему этим транспортным средством для служебной поездки или добраться иначе, то водителем такого сотрудника считать нельзя (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 № 33-9894, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 № 33-24668/2014). В то же время вуалирование водительских функций иным наименованием должности бесперспективно. Так, в штатном расписании организации имелась должность «торговый представитель», однако по существу в обязанности занимающих ее сотрудников входила автомобильная доставка грузов покупателям. В таких обстоятельствах их следовало рассматривать как водителей, в том числе, и применительно к вопросу о проведении предрейсовых медосмотров (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
Добавим, что требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Для решения вопроса об обязательности предрейсового медосмотра не значимо, задействован водитель в перевозках грузов или пассажиров по стороннему заказу или для собственных нужд организации (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).
Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.
Это обуславливает подходы к контролю.
Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст. 12.31.1 (ч. 2).
Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ).
Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает.
Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра. Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов. Под обоснованными расходами ст. 252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст. 1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.
Работнику предоставлено служебное авто (нужны ли доплаты и медосмотры)
- Свежие
- Посещаемые
Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:
- Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
- Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
- Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.
Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:
- 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
- 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
- 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.
Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.
Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:
- 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
- 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
- 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
- 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
- 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
- 31-50 – 18 тысяч рублей.
- Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.
Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.
Оформляем на работу водителя
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Страховой номер индивидуального лицевого счета присваивается при первом трудоустройстве. Если человек устраивается на свою первую работу, страховое пенсионное свидетельство, как и трудовую книгу, должен оформить наниматель.
Прием водителя на работу
Прием на работу водителей ТС
Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Если должность, на которую принимают лицо, предполагает владение определенными знаниями или прохождение специальной подготовки, претендент должен подтвердить свою квалификацию, умения, образование.
При устройстве на работу работник должен представить медицинскую справку по особой форме.
Таким образом, Суд соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, в действиях истца не усматривается нарушения требований п. 30.2 Правил дорожного движения, подтверждает вывод обжалуемых судебных решений об отсутствии у ответчика оснований для остановки автомобилю под управлением истца вследствие нарушения последним указанных требований Правил дорожного движения.
Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?
Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.
Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).
Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой «в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением». При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).
Для чего проводят медосмотр
Главный источник информации по теме — Порядок, который утверждён приказом Минздравсоцразвития № 302н. Кроме конкретных норм в нём есть объяснение, зачем вообще отправлять работников на медосмотры.
Для нового работника медосмотр нужен, чтобы оценить состояние его здоровья и определить, осилит ли человек нагрузку на этой должности, нет ли заболеваний, которые могут помешать работе.
Периодические осмотры проводят, чтобы «поймать» начало профессионального заболевания и сразу же принять меры. При регулярном прохождении медосмотра работник будет видеть динамику состояния своего здоровья, а работодатель будет уверен, что болезнь подчинённого не приведёт к несчастным случаям.
Для людей, чья деятельность связана с обществом или детьми, медосмотры нужны, чтобы снизить риски распространения эпидемий.
Как отправить работника на медосмотр
От работодателя требуется следующее.
Составить список работников, которые должны пройти медосмотр.
Издать приказ о прохождении работниками периодического медицинского осмотра.
Отправить поименный список в медучреждение, куда пойдут работники, за 2 месяца до медосмотра.
Отправить список в Роспотребнадзор по месту нахождения организации.
Вручить направления на медосмотр работникам под подпись.
Работники, в свою очередь, должны прийти в указанный день в медучреждение, пройти всех врачей, получить заключение. В противном случае работодателю придется отстранить их от работы.
Условия повышенной опасности накладывают дополнительную обязанность. Работники должны проходить не только медосмотр, но и проходить психиатра раз в 5 лет.
Распространенные ошибки при оформлении на работу
Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.
Частые ошибки:
- Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
- Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Документы при приеме на работу по ТК РФ 2020
На сегодняшний день виды документов для трудоустройства по найму строго регламентированы, как и правила их оформления. Несоблюдение этих правил или оформление бумаг с ошибками приводит к негативным последствиям прежде всего для работодателя, поскольку он подпадает под пристальное внимание трудовой инспекции. Чтобы минимизировать риски по кадровому документообороту, рекомендуется оформлять все документы для трудоустройства, в том числе трудовой договор, автоматически – в программе БухСофт.
Кроме тех бумаг, которые предоставляет новый сотрудник, дополнительный комплект документов для приема на работу оформляет и работодатель – фирма или предприниматель. К бумагам со стороны работодателя относится, в первую очередь, трудовой договор. Это основной свод правил, согласованный сотрудником и работодателем в письменной форме, который регулирует место и вид работы, время труда и отдыха, правила о зарплате и иных выплатах, условия труда на рабочем месте.
Кому необходима справка по форме 302н?
Где получать справку о медкомиссии по форме 302н решает пациент. Это может быть частная клиника, имеющая лицензию на медосмотры, государственная поликлиника по месту постоянной регистрации. Бланк нужен персоналу, который трудится на вредном, опасном производстве:
- Промышленная сфера — купить справку формы 302н нужно людям, подвергающимся воздействию высоких температур, шуму, излучению.
- Добыча полезных ископаемых — шахты, рудники.
- Работа со сварочными аппаратами.
- Исполнение обязанностей в районах крайнего Севера.
- Литейные комбинаты.
- Перерабатывающие предприятия — контакт с химикатами, реагентами.
- Производственная сфера.
Срок действия справки 302н, которая подтвердит профпригодность, составляет 2 года. Актуальный бланк имеет право потребовать администрация учебного заведения у абитуриентов, студентов, которые проходят практику.
Направляем соискателя на предварительный медосмотр
Не могут ли налоговые инспекторы посчитать расходы на служебный транспорт документально неподтверждёнными на том основании, что в путевых листах отсутствует отметка о предрейсовом медосмотре?
Ст. 252 НК РФ требует, чтобы расходы подкреплялись документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 определяет состав и правила заполнения обязательных реквизитов путевых листов.
В их числе дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и отметка «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пп. 2 п. 5, п. 15 Приложения к Приказу № 368).
Однако, во-первых, применение Приказа Минтранса № 368 обязательно далеко не для всех эксплуатантов автотранспорта. Дело в том, что издан он как подзаконный акт к Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (это указано в самом Приказе), а Устав регулирует только отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ (ст. 1). Если фирма или ИП не осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров и багажа, то и Устав им не указ, и Приказ также. Его положения можно игнорировать.
Во-вторых, если правила Приказа для бизнеса обязательны, то в пп. 2 п. 5 документа чётко оговорено, что отметка о предрейсовом медосмотре водителя проставляется лишь тогда, когда обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Даже в случаях, когда все условия сошлись, а необходимый медосмотр не проведён, не проставлена отметка на путевом листе, это может быть лишь сопутствующим, но не самодостаточным основанием для признания расходов налогоплательщика не оправданными и документально не подтвержденными (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 25.07.2017 № 305-КГ17-8890 отказано в передаче дела № А40-78891/16 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 31.05.2017 № 309-КГ17-5573 отказано в передаче дела № А07-9734/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2018 № Ф03-5303/2018 по делу № А04-1346/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 27.03.2019 № 303-ЭС19-2398 отказано в передаче дела № А04-1346/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2018 № Ф06-39461/2018 по делу № А12-48841/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 № Ф06-32863/2018 по делу № А12-26817/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 19.09.2018 № 306-КГ18-13685 отказано в передаче дела № А12-26817/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.11.2018 № Ф09-6766/18 по делу № А47-13446/2017 и др.).
Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:
- водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);
- водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);
- водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);
- водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);
- контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).
Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Предположим, что вы только подбираете кандидата в водители. Вы готовитесь к собеседованию. Но с чего начать? Какие документы затребовать у водителей легковых и грузовых авто? Можно ли требовать медицинские справки? Какой стаж для водителя считается нормальным? Мы подготовили для вас шпаргалку в виде таблицы.
Таблица: с чего начать примем на работу водителя
Что делать | Комментарий |
Проверьте водительское удостоверение (права) | Удостоверение должно быть российского образца, так как управлять автомобилем с иностранными правами запрещено. Исключение – ситуация, когда водитель – гражданин государства, где русский язык официальный (например, гражданин Киргизской Республики). |
Проверьте квалификацию и стаж водителя (не для всех) | Это нужно при приеме некоторых водителей, например, тех, которые будут заниматься перевозкой опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Категории таких водителей и требования к квалификации и стажу, которым они должны соответствовать, приведены, в частности, в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 N 287. Узнать, есть ли у водителя необходимая квалификация и стаж работы, можно соответственно из документов об образовании и (или) о квалификации и из трудовой книжки |
Направьте водителя на медицинское освидетельствование | Из заключения должно быть ясно, может он работать водителем. Кандидат должен представить заключение медицинской организации о наличии или отсутствии противопоказаний по управлению автомобилем. Если он откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе. |
Проведите собеседование | Провести собеседование в письменной или устной форме. Результаты занесите в специальные листы собеседования (форма произвольная, так как установленной нет). |
Нельзя оформлять на должность водителя по совместительству лиц, которые выполняют по основному месту работы аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением). Это ограничение введено ч. 1 ст. 329 ТК РФ, а также «Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Подтвердить отсутствие подобного ограничения кандидат на позицию «водитель» может, предоставив копию трудовой книжки, справку с основного места работы либо указав в своем заявлении о приеме на работу, что его основная деятельность не связана с управлением транспортными средствами или их движением.
Предварительные медосмотры работников: кого направить обязательно
если путевой лист выписывается сроком на один месяц, и если у водителя 20 рейсов в месяце, Вы хотите сказать 20 штампиков на одном путевом будет? Лия
Да, только так можно выполнить требования заполнения путевых листов. Согласно п. 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» медицинский работник, который проводит предрейсовый и послерейсовый осмотры водителя, должен проставить в путевом листе дату и время проведения соответствующего осмотра и заверить его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Какие водители должны проходить предрейсовый и кто проходит послерейсовый осмотр? Обязательные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (медосмотры) должны проходить все лица, работающие на должности водителей автомобилей вне зависимости от категории прав, типа ТС и дальности предстоящей поездки. Кроме того, в соответствии с абз.3-4 п.3-4 ст.23 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ, проводятся осмотры индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих транспортные перевозки. Выполнять данное требование закона необходимо в течение всего периода работы.
На основании вышеуказанного закона такое обязательное условие, как проведение предрейсового медицинского осмотра, может быть отменено для водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб – скорой помощи, МЧС, полиции, пожарных бригад и др. Послерейсовому медицинскому осмотру подвергаются все без исключений.
Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.
Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации? Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Посмотреть ответ
Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:
- Транспортирующих опасные грузы.
- Перевозящие пассажиров.
Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте. Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками? Посмотреть ответ
Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:
- В скорой помощи.
- В полиции.
- В пожарной службе.
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем? Посмотреть ответ
То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.
Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:
- Ознакомление врача с жалобами водителя.
- Измерение артериального давления.
- Замер пульса.
- Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре? Посмотреть ответ
Предрейсовый медицинский осмотр водителей может проводиться как в медучреждении, так и на предприятии. Организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей возлагается на работодателя/нанимателя и осуществляется за его счёт.
Чтобы знать, как правильно должен проводиться предрейсовый медосмотр водителя и грамотно его организовать следует ознакомиться с регулирующими законодательными нормами:
- приказ Минздрава СССР от 29.09.1989г. №555;
- приказ Минздрава РФ от 15.12.2014г. № 835н;
- приказ Минтранса РФ от 08.08.2018г. №296;
- письмо Минздрава РФ от 21.08.2005г. 2510/9468-03-32;
- письмо Минтранса РФ от 08.04.2019г. № Д3-531-ПГ.
Тонкости организации, которые предусматривает предрейсовый медосмотр на предприятии, касаются прежде всего помещения, где он будет осуществляться. Для проведения осмотра на предприятии выделяется помещение под медицинский кабинет. Он должен включать следующее оснащение:
- мебель: кушетку, письменный стол, стол для медицинского оборудования, стулья, шкаф для одежды;
- устройства и приспособления: настольная лампа, сейф, вешалка для верхней одежды;
- приборы: оборудование для отбора биологических сред, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, алкотестер, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;
- сумка с медикаментами для оказания неотложной медпомощи;
- шпатели медицинские.
Помещение должно состоять из двух комнат и быть площадью более, чем 12 м2.
Направление на первичный медосмотр при приеме на работу выдается будущему сотруднику работодателем. В данном документе указываются сведения о сотруднике и наименование медицинского учреждения, в котором будет проходить сам осмотр врачами.
Будущий сотрудник при прохождении обследования должен иметь направление, которое выдается работодателем, и паспорт.
В медучреждении заводится карта, где будут записываться заключения при прохождении осмотра у специалистов.
Скачать бланк направления на прохождения медицинской комиссии при приеме на работу.
Устраиваясь на предприятие, в организацию, каждый претендент обязан пройти медосмотр. Список врачей, у которых надо пройти обследование и получить заключение, может отличаться. Все зависит от рода деятельности, от того, что именно предстоит выполнять на рабочем месте.
Прохождение медкомиссии с одной стороны позволяет работодателю удостовериться, что он поручает ответственное дело человеку здоровому физически и психически. С другой стороны, сам соискатель будет знать, готов ли он к выполнению поставленных перед ним задач. Ежегодные медосмотры помогут еще и отследить динамику состояния здоровья.
Обязательность прохождения медкомиссии до устройства на работу людьми определенных профессий закреплена в ТК РФ (изложены в ст. 69, 213, 266, 324, 348.3.)
Работодатель не имеет право, согласно статье 212 ТК РФ, принять на работу человека, не прошедшего медкомиссию. Получить медицинское заключение в виде справки или медицинской книжки необходимо перед заключением трудового договора.
Медосмотр нужен при устройстве на такие виды работ, которые связаны с управлением транспортом, с взаимодействием с детьми, с большим количеством людей, там, где есть особые условия труда, там, где требуется принятие судьбоносных решений или использование оружия.
Трудовым Кодексом РФ обязательными к прохождению медосмотра при приеме на работу являются определенные категории работников:
- моложе 18-летнего возраста:
- чья профессия сопряжена с вредным и опасным производством;
- кто трудится в пищевой индустрии;
- кто оказывает медицинские услуги;
- торговые работники;
- задействованные на транспорте;
- педагоги, вожатые, воспитатели, учителя;
- работающие в условиях экстрима;
- обслуживающий персонал, к примеру: официанты, парикмахеры, косметологи, спортсмены;
- судьи, работники правоохранительных органов, другие сотрудники государственных учреждений;
- кто трудится на Крайнем Севере или в тех местах, что к нему приравнены.
Такой медосмотр перед приемом на работу называется первичным.
Он позволяет определить, готов ли человек по состоянию здоровья выполнять ту работу, на которую его принимают, имеет ли он хронические и наследственные заболевания, способные в будущем сказаться на здоровье и препятствовать выполнению порученных дел. Такой медосмотр также защищает коллектив от инфекционных болезней, которые может принести новый сотрудник.
Медосвидетельствование водителей. Отличие от медосмотра.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Сведения о семейном положении либо о наличии детей возможно предоставить только в том случае, если работник относится ко льготной категории с правом на определенные виды компенсаций — к примеру, при наличии детей-инвалидов либо маленьких детей находящихся под опекой.
Для оформления любого сотрудника на работу потребуются следующие документы: паспорт или заменяющий его документ, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство (Трудовой кодекс ст.65). А если вы на работу берете водителя, то потребуются еще водительское удостоверение и медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами (ТК ст. 328) .
Если такой справки у вашего водителя не будет, то при проведении проверки трудовой инспекцией водители будут отстранены от работы до предоставления соответствующих медицинских справок. Кроме того, за то, что у ваших водителей нет справок, инспекторы вас оштрафуют. Штраф для организации составляет от 30 000 до 50 000 руб., для индивидуального предпринимателя – от 1000 до 5000 руб.
5.1. Испытание водителей проводится под руководством водителя — наставника. Водитель-наставник назначается работодателем из числа водителей, работающих у него на постоянной основе (штатные водители) или водитель – наставник привлекается работодателем со стороны по совместительству или срочному трудовому договору.
5.2. Требования к водителю – наставнику:
а) не иметь за последний год работы дорожно — транспортных происшествий по своей вине;
б) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом, специальном автомобиле);
в) иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, троллейбусе или трамвае).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
- свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
- свидетельства о рождении детей, для получения в будущем гарантий для работников с детьми;
- справка о сумме заработка по предыдущему месту работы, какая понадобится при необходимости расчета различных пособий (ст.13ФЗ №255 от 29.12.2021).
Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.
Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).
Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой «в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением». При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).