Виды аварийных повреждений и ремонтов кузовов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды аварийных повреждений и ремонтов кузовов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если хозяину имущества будет нанесен какой-либо ущерб — это вызовет неприятные эмоции и переживания. Отсюда следует, что любой собственник поврежденного авто желает разыскать и потребовать законную компенсацию от нарушителя. Что вы можете сделать самостоятельно: обойдите стоянку, пристально изучите и рассмотрите ближайшие авто.
Поцарапали машину, что говорит ОСАГО
Размер страховых возмещений определяется типом страхования определенного ТС.
Полис ОСАГО не возместит ущерб от царапин, тем более оставленных неизвестным предметом, восстановление оплачивается владельцем пострадавшего авто персонально.
Когда вы повредили лакокрасочное покрытие другого ТС — ОСАГО не выручит, т.к. предусматривает выплату компенсации лишь пострадавшему. Аналогично с ситуацией, когда инициатор ДТП скрылся.
Полис КАСКО помогает разбираться в таких ситуациях значительно проще. Пример, на парковке или во дворе вами было обнаружено повреждение ЛКП вашего ТС и рядом отсутствует кто-либо. Если имеющийся у вас полис содержит графу «выплата без справок» — направляйтесь к страховщикам и подайте заявление на компенсацию издержек.
Когда имеющийся страховой договор не содержит такой записи, вызывается участковый и регистрируется инцидент по установленным правилам. Получите все справки — сможете обратиться к страховщикам за предусмотренным возмещением.
Приемка кузовов в ремонт
Основанием для приемки кузова в ремонт является заявление заказчика и технические условия на приемку, ремонт и выдачу из ремонта. Кузова с аварийными повреждениями, в том числе с поврежденными заводскими номерами, принимают в ремонт только по предъявлении справки из ГАИ с регистрацией аварии или повреждений, полученных в результате стихийного бедствия (пожар, наводнение и пр.).
Кузова или отдельные агрегаты принимают в ремонт только при предъявлении документов, подтверждающих законность их приобретения в магазинах розничной или комиссионной торговли.
Не принимают в ремонт кузова при отсутствии на них заводских номеров, несоответствии номера кузова записи в техническом паспорте или с номерами, нанесенными кустарным способом.
Приемку в ремонт производят в присутствии заказчика. При этом проверяют документы на автомобиль или кузов, комплектность, проводят контрольный осмотр, определяют и согласовывают с заказчиком объем работ, ориентировочную стоимость ремонта и сроки выполнения работ, после чего оформляют приемочные документы.
Причины повреждений кузова
Повреждения и износ кузова вызывают разные причины:
- технологические и конструкционные повреждения связаны с нарушением технологии обработки металла кузова, проведения покрасочных работ, низким качеством сборки, недостаточно жестким креплением деталей, недоработками в конструкции;
- эксплуатационные повреждения и естественный износ связаны с напряжением, статическими и динамическими нагрузками, которым подвергаются элементы кузова в процессе эксплуатации. В частности, это повреждения, связанные с усталостью металла, высокочастотными вибрациями рабочих узлов;
- аварийные повреждения возникают при авариях, ДТП, столкновениях;
- значительная часть повреждений является следствием неправильного ухода за транспортным средством, хранения его в неблагоприятных условиях, эти же причины приводят к ускоренному износу.
Среди основных проблем с кузовом авто можно выделить следующие:
- Внешние повреждения (царапины, вмятины), появляющиеся в процессе эксплуатации.
- Механические дефекты (искривление металла, разрывы) – результат перенапряжения металла после ударов, изгибов, вследствие слабого соединения элементов.
- Трещины, являющиеся последствием нарушения технологии обработки металла, его «усталости», использования низкосортной стали. Также могут возникнуть из-за дефектов сборки автодеталей и узлов или на участках, подверженных вибрации.
- Коррозионные разрушения, возникающие:
- в результате взаимодействия открытого металла с воздухом в местах, где имеются повреждения ЛКП (электрохимическая коррозия);
- из-за контакта стальных деталей с элементами, выполненными из других материалов (химическая коррозия).
- Разрушение сварных швов. Причинами могут стать коррозия, ДТП, вибрации, повышенные нагрузки, и, разумеется, некачественная сварка.
Исходя из вида повреждений, осуществляются необходимые ремонтные работы.
Поцарапали машину, что говорит ОСАГО
Размер страховых возмещений определяется типом страхования определенного ТС.
Полис ОСАГО не возместит ущерб от царапин, тем более оставленных неизвестным предметом, восстановление оплачивается владельцем пострадавшего авто персонально.
Когда вы повредили лакокрасочное покрытие другого ТС — ОСАГО не выручит, т.к. предусматривает выплату компенсации лишь пострадавшему. Аналогично с ситуацией, когда инициатор ДТП скрылся.
Полис КАСКО помогает разбираться в таких ситуациях значительно проще. Пример, на парковке или во дворе вами было обнаружено повреждение ЛКП вашего ТС и рядом отсутствует кто-либо. Если имеющийся у вас полис содержит графу «выплата без справок» — направляйтесь к страховщикам и подайте заявление на компенсацию издержек.
Когда имеющийся страховой договор не содержит такой записи, вызывается участковый и регистрируется инцидент по установленным правилам. Получите все справки — сможете обратиться к страховщикам за предусмотренным возмещением.
Автомобиль поцарапали хулиганы
Если авто было поцарапано ребенком, хулиганами или недовольными соседями, или неизвестно кем, нужно вызывать участкового. Он должен выполнить все необходимые действия, предусмотренные в таких случаях: осмотреть место, опросить свидетелей, составить протокол.
Следующий шаг – позвонить своему страховщику, поставить его в известность, что поцарапали машину во дворе, проконсультироваться, что делать дальше. По программе КАСКО предусмотрен перечень документов, которые нужно собрать для начисления выплаты ущерба при наступлении такого страхового случая.
В соответствии с этим видом страхования, возмещение ущерба, нанесенного автомобилю третьими лицами, считается страховым случаем, поэтому важно все зафиксировать на бумаге. Нет разницы, установлены личности вредителей или нет, страховые выплаты должны быть начислены в рамках КАСКО.
В полицию подается заявление, с подробными объяснениями обстоятельств обнаружения повреждений. В участке выдадут талон-уведомление для страховой компании. Часто СК требуют предоставить также постановление, которым отказывается в возбуждении уголовного дела.
При оформлении царапины в полиции, важно чтобы полицейские написали, что повреждения на авто нанесены неизвестным лицом. Нельзя акцентировать на том, что обстоятельства, при которых была поцарапана машина во дворе, неизвестны – страхователь может отказать в выплате. Причина отказа – данный случай не относится к страховому.
Если повреждения незначительные, или повреждена одна деталь, некоторые страховщики требуют минимум документов или вообще выплачивают страховку по заявлению. Как оформить царапину по КАСКО в зависимости от ее характера, нужно уточнять в своем договоре.
В страховой компании водитель должен написать заявление с описанием обстоятельств инцидента, после чего:
- страховщик направляет эксперта, который оценивает повреждения;
- при отсутствии споров, страховая компания выдает направление на СТО, чтобы отремонтировать машину или выплачивает компенсацию.
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2 к приложению к Положению Банка России от «19» сентября 2014 года No 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Характеристика вида повреждения
Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов
Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Изменение геометрии конструктивного элемента транспортного средства по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)
Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали
Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента
Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента
Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок.
Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения
Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад
Вид деформации конструктивного элемента транспортного средства, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный
Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей
Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом.
Частичное уничтожение конструктивного элемента транспортного средства в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части
Отделение фрагмента конструктивного элемента
Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев
Взаимное смещение конструктивных элементов транспортного средства (например, каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек
Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств
Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы
Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например резина, ткани)
Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)
Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины
Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой
Полное отделение незначительного по площади фрагмента основного материала от поверхности детали. Особым видом скола является скол лакокрасочного покрытия – незначительное по площади отделение фрагмента лакокрасочного покрытия без повреждения материала детали.
Инструменты для рихтовки
Рассмотрим классические инструменты для рихтовки повреждённого металла кузова, которые по-прежнему применяются в кузовном ремонте. Молоток/гладилка и поддержка являются базовыми инструментами для работы с повреждёнными кузовными панелями.
Рихтовочные молотки
Молотки могут быть разных размеров, форм и иметь разный вес. Ударные головки обычно круглой или квадратной формы. Также есть молотки, с другой стороны бойка которых острая ударная головка. Он используется на финишной стадии без поддержки. Острой частью можно убрать небольшую возвышенность или выправить небольшую ямку, после чего уже применить плоскую часть бойка с поддержкой для окончательного выравнивания.
В каких случаях наносится дополнительный номер?
5. Нанесение дополнительной маркировки осуществляется в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, предусмотренном частью 2 статьи 20 Федерального закона.
Существуют несколько ситуаций, когда может быть выбит дополнительный номер кузова или двигателя:
- номер уничтожен коррозией (металл проржавел);
- номер уничтожен при проведении ремонта (например, при выправлении кузова после ДТП);
- номер «перебит» угонщиками.
Обратите внимание, во всех перечисленных случаях речь идет о том, что изначально номер был нанесен на кузов или двигатель, однако впоследствии он стал не читаем.
Какие организации могут наносить новые номера?
2. Нанесение дополнительной маркировки осуществляется:
- органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, включенными в российскую часть единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза в соответствии с Порядком включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N 100;
- организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, включенными в российскую часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств — членов Евразийского экономического союза и организаций — изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники в соответствии с Порядком формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств — членов Евразийского экономического союза и организаций — изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 сентября 2015 г. N 112.
Порядок оформления замены кузова автомобиля: документы и действия
Следует отметить, что, согласно законодательству, именно кузов считается «лицом» автомобиля. Заменить кузов и не зарегистрировать это в надзорных органах — то же самое, что сделать пластическую операцию и не сменить паспорт. Как показывает практика, при первой же проверке документов вы будете оштрафованы за управление транспортным средством с заведомо подложными номерами. Это чревато лишением прав на срок от 6 месяцев до года. Поэтому к регистрации нового кузова стоит отнестись со всей серьёзностью.
Вы значительно облегчите себе жизнь, если получите разрешение на замену до того, как начнёте работы. Согласно документу «Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств » вы имеете право обратиться в ГИБДД с просьбой позволить изменения в конструкции автомобиля.
Правила ремонта автомобиля при участии службы по дефектам
В каждой форме формируется специальный эксплуатационный отдел, который занимается отслеживанием состояния оборудования, применяемого компанией. Именно из работников этого отдела формируется специальная служба по дефектам. Эти лица выполняют разные действия, к которым относится и составление акта дефектовки.
Комиссия решает множество проблем и вопросов:
- определение соответствия технических характеристик автомобиля или оборудования параметрам, указанным в техпаспорте;
- выявление поломок и проблем;
- обнаружение брака;
- определение возможности для ремонта или восстановления;
- оценка целесообразности замены деталей;
- выявление негативных последствий, которые возникнут при отказе владельца компании осуществлять ремонтные работы.
В комиссию включаются только специалисты, хорошо разбирающиеся в технических регламентах и строении автомобилей. Они смогут определить причину поломки и способы решения проблем. Полученная информация требуется для выделения денег на ремонт, а также для проведения процедуры восстановления техники. Специалисты занимаются составлением акта и ведомости дефектовки. При формировании этих документов выполняются действия:
- автомобиль визуально осматривается, причем внимание уделяется не только корпусу, но и углам и агрегатам, для чего используются особые лампы, подъемники и ямы;
- демонтируются съемные детали и механизмы, где обнаруживается брак или поломка, после чего эти элементы направляются на исследование и экспертизу;
- выявляются скрытые повреждения;
- производятся замеры геометрии кузова или определение других показателей;
- описываются полученные сведения в акте и ведомости.
Деформации, встречающиеся при ремонте аварийных автомобилей, настолько разнообразны, что найти кузова с одинаковой степенью повреждений почти невозможно. Многие аварийные кузова при восстановлении требуют механических воздействий, т. е. отрезку тех или других деталей, которые мешают снять с автомобиля тот или иной агрегат или узел (например, переднюю подвеску, радиатор, двигатель, топливный бак, запасное колесо и многие другие детали в зависимости от места и величины повреждения). В этих случаях на стадии разборки автомобиля необходимо отделить деформированную часть кузова или целые панели, являющиеся частью всего корпуса сварной конструкции. Для выполнения этих операций используется механизированный инструмент или ручная ножовка, зубило и т. п.
Последовательность операций при разборке и удалении отдельных поврежденных элементов кузова должна быть такой, чтобы ремонтируемый узел не получил дополнительных деформаций, вызывающих искажение геометрических параметров за счет ослабления места ремонта. В ходе ремонта рекомендуется использовать кондукторы и распорки, устанавливаемые в проемы кузова и удерживающие в нормальном положении узел, лишившийся опоры в результате удаления деформированного элемента кузова (например, при замене панелей боковин и центральных стоек).
Технология удаления негодных для восстановления панелей кузова, подвергшихся коррозии или сильно деформированных, зависит от способа их крепления к корпусу. Наибольшие трудности вызывает удаление панелей, являющихся частью сварного кузова, как правило, соединяемых между собой сваркой (контактной, электродуговой или газовой).
Панели, являющиеся элементами цельнометаллических кузовов сварной конструкции, вырубаются ручным зубилом или пневмозубилом (рис. 20), вырезаются пилами, ножницами или газовыми резаками. Часто для этих целей используются электрические и пневматические отрезные машинки с абразивными отрезными дисками (рис. 21). Перед выполнением работ по удалению поврежденных элементов кузова производится разметка границ удаляемого участка.
Последовательность выполнения кузовных работ
При проведении ремонта кузова, как показано на видео, нужно соблюдать последовательность действий:
- Восстановление геометрии.
- Проведение сварочных работ и рихтовки.
После завершения кузовного ремонта авто осуществляется нанесение краски и полировка:
- Очистка, демонтаж наружных деталей (бамперов, фар и светотехники).
- Обработка дефектных мест до чистого металла стамеской и наждачкой.
- Нанесение шпатлевки на неровную поверхность.
- Далее идет этап шлифовки и грунтовка.