Подследственность уголовных дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подследственность уголовных дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.
Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?
Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.
Ради чего все затевается, что выигрывает обвиняемый, который идет на сделку? Судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности, зачастую «овчинка выделки не стоит».
Гарантией обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве дознания в сокращенной форме является возможность перехода в обычный порядок в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Что значит: дело приостановлено?
Приостановление производства по делу – очень важная и весьма полезная возможность как для органов предварительного расследования (следствия и дознания), так и для суда сэкономить отведенный законом для расследования и рассмотрения этого дела срок.
Самого определения этому термину закон не дает, но из его положений суть становится ясна. Это своеобразный перерыв в процессуальных действиях и мероприятиях, на время которого предусмотренный срок не течет, приостанавливается. Но произвольно такое решение принять уполномоченные лица не имеют права, для него должны быть определенные основания, список которых исчерпывающий. То есть других причин для приостановления, помимо названных в УПК, не может быть.
Настоящая статья посвящена приостановлению расследования уголовного дела на досудебной стадии – стадии следствия или дознания.
Обжалование постановлений о приостановлении
Случается, что по различным причинам, даже при наличии оснований, приостановление расследования не отменяется, производство по делу не возобновляется.
Причинами этому могут быть неизучение в порядке контроля и надзора уголовных дел, попытки затянуть момент возобновления, нежелание работать, принимать окончательное решение и т. д.
В этом случае обратить внимание на ход и результаты расследования, незаконность приостановления могут заинтересованные участники процесса, в числе которых, безусловно, в первую очередь потерпевший и привлекаемое к ответственности лицо.
Получив уведомление и копию постановления о приостановлении уголовного дела, они вправе обжаловать его. Жалоба подается в порядке, предусмотренном ст. 124–125 УПК РФ.
Неуведомление о принятом решении – существенное нарушение со стороны органов расследования.
Понятие, задачи, значение стадии предварительного расследования
Предварительное расследование – это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, на которой специально уполномоченные органы и должностные лица (следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и орган дознания) осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливается виновность (или невиновность) лица в совершении преступления, а также иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Предварительное расследование следует рассматривать в двух аспектах: как самостоятельную стадию уголовного судопроизводства и как деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц.
Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:
- Место и дата оформления.
- Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
- Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
- Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
- Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
- Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
- Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
- Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
- Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.
Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.
Надзорные функции прокурора
Это следующее должностное лицо после суда, которое уполномочено контролировать работу следствия. В частности, прокурор вправе:
- Проверить выполнение требований ФЗ при получении, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлении.
- Вынести мотивированное постановление, по которому материалы направляются в орган следствия для принятия решения по вопросу об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений законодательства.
- Потребовать от уполномоченных органов устранить допущенные недочеты и последствия несоблюдения предписаний нормативных актов.
- Рассмотреть информацию следователя, предоставленную его руководителем, о несогласии с указаниями прокурора и принять по ней решение.
- Вернуть материалы с письменными распоряжениями о выполнении дополнительных мероприятий, изменении квалификации деяния или объема обвинения с целью корректировки обвинительного акта или заключения и устранения обнаруженных нарушений.
Подследственность: правила
Надлежащую форму расследования и его субъекта устанавливают непосредственно правила подследственности, а опосредованно они должны обеспечить быстроту и качество подготовки уголовного дела к разбирательству в суде. Кроме того, они тесно связаны с соблюдением прав обвиняемого и потерпевшего. В частности, они способствуют правильной адресации исходящих от них жалоб и ходатайств.
Однако главное во всем этом — то, что реализуется право обвиняемого в совершении преступного деяния человека на «естественного» (законного) дознавателя или следователя. Когда нарушаются правила подследственности (ст. 151 УПК РФ), рождаются сомнения в беспристрастности и честности органа, ведущего расследование уголовного дела, который может быть назначен, что называется ad hoc (в переводе с латыни означает «специально для данного случая»). В процессе состязательного характера пристрастность публичного обвинителя с принципом равенства сторон несовместима.
Увы, но нарушения ст. 151 УПК РФ судебная практика наблюдает довольно часто. Важно при этом понимать, какие последствия наступают в дальнейшем. Несоблюдение правил подследственности является существенным нарушением УПК и может повлечь не только признание доказательств по уголовному делу недопустимыми, но и отмену решения суда в кассационной инстанции.
Предварительное расследование
В РФ стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. П. р. производится по подавляющему большинству уголовных дел.
Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется. Стадия П. р. заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо направлением его в суд (в т. ч. для применения принудительных мер медицинского характера).
Регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. П.р. — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая после возбуждения уголовного дела и предшествующая судебному разбирательству дела.
Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо П.р., в ходе которого органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст. 68 УПК). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого.
Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого, и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются.
Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания) знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу.
При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст. 5, 208 УПК). Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 6-9 УПК.
Таким образом, П.р. заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов П.р. и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления (см. Судебное следствие).
Лекция 10. Общие условия предварительного расследования
Многие заинтересованные лица часто пытаются узнать, сколько рассматривается уголовное дело на всех этапах его производства – от возбуждения и до вынесения приговора. Время на судопроизводство в уголовной практике регулируется ст. 233 УПК РФ и подразделяется на 3 следующих критерия, в соответствии с которыми рассматриваются все преступления:
- Максимальное время проведения всех процессуальных мероприятий не может выходить за рамки 12-месячного периода.
- В случае, если дело рассматривается в первый раз либо в частном или ускоренном порядке проведение всех процессуальных действий может быть сокращено до 3 месяцев до вынесения соответствующего приговора или иного определения.
- Исчисляемый в общем случае 2-месячный период, отведённый для проведения следственных мероприятий, также включается в срок рассмотрения дела в уголовной плоскости.
Важно! В ходе заседания судебной инстанции представитель власти имеет право переносить заседание сколько угодно раз и возобновлять любые сроки, направлять дело на доработку в органы прокуратуры, к следователям или дознавателям, так как приговор суда по уголовному делу является очень ответственным решением, и сроки рассмотрения дела на окончательный вердикт влияют мало.
Предварительное расследование в форме дознания (в соответствии с 3 частью 151 статьи Уголовно-процессуального кодекса) производится:
- дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК, за исключением уголовных дел, которые указаны в параграфах 3-6, 3 части 151 статьи УПК;
- дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных 253 и 256 статьями (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами Федеральной службы безопасности), 1 части 322 статьи и 1 части 323 статьи Уголовного кодекса, а также о преступлении, предусмотренном 1 части 188 статьи Уголовного кодекса (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами Федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
- дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 Уголовного кодекса;
- дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса;
- дознавателями органов государственной пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса;
- следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, а именно лицами, указанными в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, внешней разведки и т.д. (см. подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса);
- дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232 и ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и определенные категории преступлений средней тяжести, которые возбуждаются на основе признаков состава преступлений, предусмотренных в 3 части 150 статьи Уголовно-процессуального кодекса.
Данный вид дознания должен быть проведен в течении месяца со дня, когда возбудили уголовное дело и до дня, когда был составлен обвинительный акт. Этот срок может быть продлен прокурором (при необходимости), который осуществляет надзор за тем, как производится дознание, до одного месяца (на основании 3 части 223 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ). Когда это необходимо (включая случаи, связанные с тем, как производится судебная экспертиза), срок дознания может быть продлен и до полугода районным или городским прокурором, а также военным прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, которые связаны с тем, как исполняется запрос правовой помощи, направленный в порядке, предусмотренным на основании 453 статьи Уголовно-процессуального кодекса, срок дознания прокурор субъекта РФ или военный прокурор может продлить до 1 года.
В делах о преступлениях, расследование которых может быть исчерпано дознанием, может требоваться проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, но основными по прежнему являются следственные действия. Помимо этого в доказательном процессе запрещено использовать результаты оперативно-розыскных действий, если они не отвечают требованиям, которые предъявляются к доказательствам УПЗ (в соответствии с 89 статьей Уголовно-процессуального кодекса). Также нельзя возлагать полномочия дознания на лица, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (на основании 2 части 41 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.
Проведение предварительного расследования в дознавательной форме реализуется в порядке, который установлен на основании 21,22, 24-29 глав Уголовно-процессуального кодекса.
В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.
В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями:
- получение предметов, документов или иной информации;
- проведение опросов лиц (при условии их согласия);
- истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании 3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (в соответствии со 165 статьей Уголовно-процессуального кодекса), у дознавателя с согласия прокурора есть право возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (в соответствии с 1 частью 224 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
В случае, если по отношению к подозреваемому выбрали такую меру пресечения, как заключение под стражу, то составление обвинительного акта должно быть произведено не позднее, чем через 10 суток с того дня, как его заключили под стражу. Если невозможно составить обвинительный акт в указанные сроки, то подозреваемый получает обвинение на общих основания в порядке, который установлен для процедуры предварительного следствия в статьях 171-175 Уголовно-процессуального кодекса. Либо же обвинение отменяет или изменяет данную меру пресечения на виды, которые не связаны с процедурой получения разрешения в порядке суда.
Обвиняемые и их защита должны ознакомиться с обвинительными актами и материалами, которые представлены в уголовном деле, на основании чего обязательно составление протокола с указанием дат когда началось и когда окончилось ознакомление с материалами. Потерпевший и его представитель получают для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, на основании чего должен быть составлен протокол (в соответствии с 2 и 3 частью 225 статьи Уголовно-процессуального кодекса).
Настоящее уголовное дело возбуждено 2 июня 2008 года по факту тайного хищения неустановленными лицами в период с 20.00 1 июня до 07.30 2 июня 2008 года с территории проезжей части возле дома № 30, корпус № 2 по улице Судовой в городе Энске принадлежащей на праве собственности Петрову А.А. автомашины «Тайота Авенсис» стоимостью 290 тысяч рублей, что является крупным размером, т.е. по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ.
2 августа 2008 года предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по основанию п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.
В адрес органа дознания направлялось письменное поручение в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 и п.1 ч. 2 ст. 209 УПК РФ о принятии дополнитель-ных оперативно-розыскных мер, направленных на установление лиц, причастных к расследуемому преступлению, и розыску похищенной автомашины.
5 сентября 2008 года в СО при ОВД по г. Энску поступил рапорт начальника УР КМ ОВД по г. Энску полковника милиции Громова С.И. об обнаружении сотрудниками вверенного ему подразделения автомашины «Тайота Авенсис» без государственных регистрационных номеров, приметы которой совпадают с приметами разыскиваемой машины.
На основании изложенного и руководствуясь пп. 1 и 2 ч.1 ст. 211 УПК РФ,
Упк нуждается в корректировке
Одним из частых нарушений, допускаемых следователями на стадии досудебного производства, является неоднократное приостановление предварительного следствия по надуманным основаниям и его последующее возобновление руководителем следственного органа с установлением новых сроков расследования. Выглядит это примерно так: в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении или залога, он от следствия не скрывается, проживает по месту регистрации, в течение длительного времени для участия в следственных действиях не вызывается и неожиданно на стадии ознакомления с материалами уголовного дела обнаруживает, что предварительное следствие по делу неоднократно приостанавливалось в порядке п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в связи с тем, что обвиняемый якобы скрылся, после чего в этот же день возобновлялось руководителем следственного органа с установлением дополнительного срока расследования в один месяц. Возможен также вариант с тем, что обвиняемый якобы болел, что препятствовало его участию в следственных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) либо отсутствовала реальная возможность участия обвиняемого в следственных действиях (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). Обвиняемый и защитник начинают возмущаться: как же так, ведь никто никуда не скрывался (не болел, имелась реальная возможность для его участия в следственных действиях) и никаких вызовов от следователя не поступало, но получают ответ от должностного лица и его начальника: ну, а что здесь такого, незаконные решения о приостановлении предварительного следствия уже отменены, а потом добавляют: вы ведь все понимаете.
Конечно, мы все понимаем. Как известно, срок предварительного следствия свыше трех месяцев может быть продлен только руководителем следственного органа по субъекту РФ, а свыше 12 месяцев – руководителем следственного органа федерального органа исполнительной власти РФ. Процедура такого продления носит для следователей достаточно трудоемкий характер, поскольку связана с необходимостью подготовки и согласования с несколькими руководителями самого ходатайства, написания справки по делу, предоставления уголовного дела в вышестоящее следственное подразделение для изучения и проверки. Подобная процедура всегда сопряжена не только с временными затратами, но и с рисками привлечения к дисциплинарной ответственности по результатам изучения уголовного дела и выявления процессуальных нарушений или допущенной волокиты. Естественно, что следователи пытаются данных неприятностей избежать, а потому идут на вынесение заведомо подлежащего отмене постановления о приостановлении предварительного следствия с последующим установлением дополнительного срока со стороны непосредственного начальника. Непосредственному начальнику это также выгодно, так как он наряду со следователем при предоставлении уголовного дела для изучения в вышестоящее подразделение и выявлении каких-либо нарушений находится под риском привлечения к дисциплинарной ответственности за ненадлежащий контроль работы подчиненного. Руководителю вышестоящего следственного органа все эти манипуляции со сроками предварительного следствия также на руку. Он к ним никакого отношения не имеет, а работы, связанной с необходимостью согласования нового ходатайства и изучения материалов дела, у него становится меньше.
Не выгодно все это только обвиняемому и его защитнику, поскольку указанные манипуляции, безусловно, занижают уровень ведомственного процессуального контроля, лишают вышестоящий следственный орган возможности своевременно проверить уголовное дело, выявить в нем возможные нарушения или обстоятельства, свидетельствующие о невиновности обвиняемого. Кроме того, если в материалах уголовного дела будут иметься данные о том, что предварительное следствие неоднократно приостанавливалось в связи с неустановлением местонахождения обвиняемого, суд при вынесении окончательного решения может посчитать, что подсудимый скрывался от следствия, а потому назначение ему мягкого наказания не возможно.
К сожалению, в данном случае причиной подобных нарушений являются не только психология и чиновничий подход наших следователей, но и несовершенство законодательства. С 2014 г. редакция ч. 6 ст. 162 УПК РФ прямо разрешает следователям и руководителям следственного органа совершение вышеописанных действий, связанных с неоднократным приостановлением предварительного следствия по надуманным основаниям. В данной норме дословно указано: «При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия».
Каковы плюсы от изменений?
- Наиболее значимый эффект от принятых в УПК РФ законов — повышение объективности при расследовании дел.
Органы следствия в первую очередь должны руководствоваться материалами, которые были подготовлены именно налоговой службой. Только она может контролировать, соблюдается ли законодательство о налогах и сборах.
Основанная с учетом мнения налогового органа позиция следствия — это гарант соблюдения законности при расследовании уголовного дела.
- Новый порядок начала уголовного преследования должен исключить ситуации, при которых следственными органами и ИФНС допускается разная оценка одних и тех же фактов хозяйственной жизни налогоплательщика.
На практике не редкие случаи, когда в отношении налогоплательщика имеет место как решение о привлечении его к налоговой ответственности, так и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Нововведения должны сгладить подобные противоречия в правоприменении.
- Принятое по итогам налоговой проверки решение ИФНС должно учитывать позицию налогоплательщика, который имеет право представить возражения на акт налоговой проверки.
В случае направления ИФНС материалов в адрес следственных органов, последние будут иметь возможность всесторонней правовой оценки доводов не только фискального ведомства, но и самого налогоплательщика, что также повышает качество расследования уголовного дела.
- Нововведение с высокой степенью вероятности приведет к уменьшению количества уголовных дел (как это было в период 2011-2014 годов). Результатом этого станет снижение нагрузки не только на бизнес, но и на правоохранительные органы.
Особенности принятия, рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении.
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, регламентируется ст. 144 УПК РФ, а также Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России № 333 от 4 мая 2010 г.
При осуществлении проверки сообщения о преступлении в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, необходимо учитывать нормы закона о подследственности, а также то, что законодатель обязывает дознавателя, орган дознания и следователя принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ.
При рассмотрении сообщения о преступлении следует достоверно установить правовой статус лица, в деяниях которого содержатся признаки преступления, так как от этого будет зависеть, какое должностное лицо вправе принять решение о возбуждении уголовного дела (например, в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ).
Цели следствия на предварительной стадии
Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:
- составление полноценной доказательной базы;
- предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
- применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
- прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.
Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:
- акт обвинения;
- постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
- обвинительное заключение.
Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.