Касается каждого трудящегося: из каких частей состоит пенсия в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Касается каждого трудящегося: из каких частей состоит пенсия в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Есть три разновидности трудовых начислений. Они предлагаются гражданину в качестве компенсации за утраченную зарплату вследствие потери трудоспособности. Нетрудоспособность наступает в нескольких случаях.
- Старость. Она материально обеспечивается государством, когда гражданин имеет не менее пяти лет рабочего стажа, а сам при этом уже достиг возраста 60 лет для женщин или 65 у мужчин. При этом не для всех категорий эти возрастные границы являются окончательными, например, значение сокращается для военных, летчиков, медиков, педагогов, а также для многодетных матерей и людей, работающих в условиях Крайнего Севера.
- Инвалидность. Такая пенсия считается обязательной для всех инвалидов, имеющих первую, вторую или третью степень. Не важно, ограничен человек в своей трудовой деятельности или нет.
- Потеря кормильца. Данную выплату имеет право получать все лица, состоящие на иждивении у умершего гражданина, имевшего официальное трудоустройство. А именно: дети до совершеннолетия или до конца очного обучения в вузе (до 23 лет), инвалиды, пенсионеры (родители или супруги пенсионного возраста), а также один взрослый человек, который не работает и занимается уходом за детьми умершего – до 14 лет, обычно это жена или муж, мать, отец.
Кроме того, есть государственная пенсия. Она назначается госслужащим, военным – как по старости, так и по непредвиденным ситуациям, например, при несчастном случае на рабочем месте, ЧП. Есть пять категорий данного пенсионного обеспечения:
- если пенсионер пострадал в результате техногенных катастроф;
- за выслугу лет – особенно актуально для военных, полицейских и прочих людей, проходящих службу по контракту;
- по инвалидности – участники ВОВ, военнослужащие, космонавты, летчики, если инвалидизация произошла в период несения службы или спустя три месяца после нее;
- по потере кормильца – условия, аналогичные трудовой пенсии, но для категории граждан, состоящих на госслужбе;
- социальная – перечисленные выше лица, а также те, кто причисляется к малочисленным народам Севера (их общее число не превышает 50 тыс. человек).
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Подробнее читайте в статье: «СНИЛС: что это такое и зачем он нужен».
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Размер пенсии по старости в 2022 году
Страховая пенсия по старости в 2022 году находится на отметке в 6 401,1 руб. что будут выдавать пенсионерам каждый месяц. Но точные параметры могут меняться зависимо от категории, к которой относится пенсионер и других «отягощающих» факторов. Например, собрал он минимальный набор баллов или нет.
Категория получателей пенсии / Количество иждивенцев | 1 | 2 | 3 и более | |
Пенсионер в возрасте: | ||||
младше 80 лет, не являющиеся инвалидами | 6 401,1 руб. | 8 534,80 руб. | 10 668,50 руб. | 12 802,20 руб. |
достигшие 80-летнего возраста или являющиеся инвалидами I группы | 12 802,20 руб. | 14 935,90 руб. | 17 069,60 руб. | 19 203,30 руб. |
Влияние серой зарплаты на пенсию
Индексация пенсий по старости – это закономерное явление, которое поможет сделать доход гражданина больше, даже если он неработающий. Но если работодатель платит серую зарплату, сделать индексацию будет сложно. Дело в том, что из серой зарплаты не платятся страховые взносы, поэтому ПФР не учитывает эти суммы, когда рассчитывается пенсия. Если человек всю жизнь работал, но получал серую зарплату, трудовой стаж не учтут, и когда наступит старость, назначат исключительно социальную пенсию, повышение которой будет невозможным.
На повышение пенсии влияет, занижает ли работодатель официальную зарплату. Чем меньше показатель, тем меньше он платит налогов, но работнику начисляют меньше баллов. Поэтому следует следить за выпиской с лицевого счета, чтобы работодатель честно платил все взносы.
Составляющие трудовой пенсии по инвалидности
Перейдем к рассмотрению ответа на вопрос, из каких частей состоит пенсия по инвалидности.
Подобно той же методике, что в расчете возрастного пособия, начисляют величину страховой части пенсионного обеспечения в связи с утратой здоровья. Формула выглядит так:
P = Const+ $/(V х K), где
- Const – фиксированное значение базовой величины трудовой пенсии категории инвалидов;
- $ — общий объем финансового капитала, просуммированный по отраженным на счете инвалида взносамна день назначения пособия;
- V – количество предполагаемого времени, в течение которого будут осуществляться выплаты пенсионного обеспечения по старости (для 2016 года принято 228 месяцев);
- K—коэффициент, полученный в результате деления нормативной продолжительности страхового стажа (величина выбирается из количества месяцев в зависимости от возраста инвалида) на 180 месяцев.
В юридических актах отражено такое количество времени, представляющего нормативную продолжительность страховых месяцев по возрасту:
- до 19 лет —12
- с 19 до 20 лет -16
- с 20 лет до 21 года – 20
- и так дальше с увеличением на 4 месяца за каждый прожитый год до максимальных180
Что касается накопительной части, то в отличие от описанной методики определения суммы страхового пособия инвалиду, из формулы исключают корректировочный коэффициент К.
Пенсионное законодательство довольно часто изменяется в связи с демографическим и экономическим кризисом. Заинтересованным по данной теме лицам следует обращать внимание на вступающие в силу поправки. Информация для читателей приведена на основании действующего законодательства РФ по состоянию на 2016 год.
От чего зависит размер пенсии
Пенсии бывают:
- трудовые пенсии
- государственные пенсии
- социальные пенсии
Трудовые пенсии бывают:
- по старости,
- по инвалидности
- по потери кормильца.
Самые большие пенсии — государственные, самые маленькие пенсии — социальные.
Минимальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости при достижении пенсионного возраста, равен 5 лет.
Если при достижении пенсионного возраста, человек не имеет минимальный стаж 5 лет, то через 5 лет он имеет право на социальную пенсию (женщины в 60лет и мужчины в 65лет).
Государственную пенсию получают госслужащие, военные, пострадавшие от радиации и техногенных катастроф.
Трудовые пенсии выплачиваются из пенсионного фонда, который формируется за счет отчислений работодателями страховых взносов своих работников пропорционально их заработкам. Эти отчисления поступают на индивидуальный лицевой счет, номер счета можно узнать в СНИЛС.
По действующему законодательству РФ трудовая пенсия по старости в России с 2002года состояла из трех частей:
- базовой
- страховой
- накопительной (для женщин моложе 1957 и мужчин моложе 1953г рождения)
Но фактически накопительной части не было, так как женщины 1957 года и моложе выходят на пенсию в 2012году.
С 2010-го года базовую часть присоединили к страховой части.
С 2012-го года пенсия состоит из двух частей:
- страховой части
- накопительной части.
Размер трудовой пенсии по старости с 2012г зависит в основном от нескольких факторов и условий:
- расчетного пенсионного капитала
- пенсионных накоплений
- страхового стажа (промежуток времени в течение которого выплачивались страховые взносы, отчисления работодателем в ПФ РФ).
- от общего стажа работы (чем больше стаж, тем больше выплат в ПФ, тем больше расчетный капитал)
- размера заработка или других выплат (чем больше заработок, тем больше отчислений в ПФ на индивидуальный счет)
- наличие иждивенцев (базовая часть больше при наличии иждивенцев)
- возраст (после 80 лет предусмотрена прибавка к страховой части)
- наличие федеральных и муниципальных льгот (инвалидам по общему заболеванию, участникам ВОВ, инвалидам ВОВ и др. предусмотрены ЕДВ)
Накопительная часть пенсии – как получить
Накопительная часть (НЧ) в пенсионном обеспечении выплачивается как ежемесячная пожизненная выплата из средств накоплений, которые сформировались с 2012 по 2014 г.г. за счет 6% из суммы страховых взносов, оплачиваемых работодателями в ПФР. После 2014 года эти средства инвестировались с зачислением доходного процента на накопительный счет.
НЧ может существовать у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до 31.12.2015 г. была выбрана накопительная система, а также был выбран с фиксацией этого факта письменным заявлением определенный фонд (ПФР, управляющая компания или некоммерческий пенсионный фонд).
Сумма НЧ рассчитывается, ориентируясь на ожидаемый срок выплат. Так с 2018 года срок равен 246 месяцам. Ежемесячная выплата НЧ = Сумма накопительного счета/246.
Важно знать! Размер НЧ возможно увеличить также как и СЧ, и ФБЧ при позднем обращении за пенсией, например, при обращении за пенсией позже на 3 года срока выхода на пенсию, сумму НЧ нужно делить на 240 месяцев.
Исходя из сложности вопросов, связанных с НЧ в связи с заморозкой ее в пенсионных выплатах, накопительная пенсия РФ, как показывает судебная практика, остается пока неоднозначной. В 90 случаях из 100 ПФР отказывает в выплатах, а порой даже и не упоминает о них пенсионерам, выходящим на пенсию. Поэтому необходимо тщательно изучать ФЗ-424 «О накопительной пенсии», и прежде чем подавать иск проконсультироваться с юристом. Судебные разбирательства, связанные с пенсионными выплатами очень сложны.
Что касается работодателя, то в 2011 году он перечисляет 26 % от официальной заработной платы своих сотрудников в Пенсионный фонд. Эти деньги делятся на две части: 6% на накопительную часть пенсии и 20% — на страховую. Напомним, что страховая часть — это деньги, которые хранятся до выхода человека на пенсию. Накопительную же можно передать по наследству и управлять ею в течение всей жизни: выбирать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это может быть как частная или государственная управляющая компания, так и негосударственный пенсионный фонд. Если будущий пенсионер не позаботился сам о выборе управляющей компании, то эти деньги по умолчанию направляются в государственную управляющую компанию, то есть во «Внешэкономбанк».
Общая информация и законодательная база
Прежде, чем разбираться, из чего складывается пенсия обычного среднестатистического гражданина Российской Федерации, следует для начала выяснить специфику выплат, а также юридическую составляющую вопроса. В переводе с латыни, слово pensio обозначает просто «платеж». По сути, это ежемесячно выдаваемая определенной категории граждан, в нашем случае, это люди преклонного возраста, сумма средств, призванная компенсировать утраченную с приходом старости возможность самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя.
[focustext title=”Важно” icon=”exclamation” color=”success”]С введением в действие положений новой реформы от 2015 года, все выплаты данного плана гражданам регламентируются, формируются и регулируются двумя основными статьями законодательства РФ. Это Федеральный закон за номером 400, а также за номером 424, о страховых и накопительных системах соответственно. Именно там следует искать состав пенсии по старости, ее структуру и компоненты.[/focustext]
Вопреки ожиданиям, не утратили силу и прежние законодательные акты, действующие ранее, к примеру, закон 166-ФЗ о государственном обеспечении пожилых людей, а также 173-ФЗ о трудовых (страховых) выплатах в нашей стране, увидевшие свет и принятые правительством еще в 2001 году. Именно на эти законы и следует ориентироваться, разбираясь, из чего состоит пенсия по старости.
На данный момент под термином пенсия понимается некоторая сумма денег, которую государство через специализированное учреждение перечисляет своему гражданину.
Сегодня как процесс вычисления, так и начисления, иные важные моменты регламентируются действующим на территории РФ законодательством. При возможности пенсионеру необходимо ознакомиться с соответствующими законодательными актами.
Имеется множество различных типов начислений рассматриваемого типа:
- государственная – за выслугу (назначается государственным служащим);
- пенсия по возрасту – положена всем без исключения при достижении 55/60 лет для мужчин/женщин;
- – если родитель или же иное лицо, на обеспечении которого находился несовершеннолетний, иной нетрудоспособный, погиб;
- пенсия по инвалидности;
- социальная — положена различным категориям граждан.
Сама пенсия формируется за счет отчислений, которые делает работодатель официально трудоустроенного гражданина.
Сегодня соответствующий размер взносов с каждой заработной платы составляет 22%. Все отчисления делаются в специализированное учреждение – под названием ПФР. Данный фонд является государственным, но при этом он внебюджетный.
Начислением соответствующих выплат также занимаются работники данного фонда. Именно поэтому для получения практически любой пенсии требуется обращаться в региональное отделение рассматриваемого типа учреждения.
Некоторые же отдельные пенсии формируются по линии отдельных министерств. Например, для получения пенсии военной за выслугу лет или же на ином основании потребуется обратиться в военный комиссариат по месту приписки военнослужащего.
Также военную пенсию можно получать просто через ПФР. Для оформления различных видов потребуется разный пакет документов.
Перечень обязательных устанавливается специальными регламентами. При возникновении каких-либо вопросов стоит обратиться непосредственно к работникам ПФР. Сотрудники в обязательном порядке должны будут ответить на все возникшие у простых граждан вопросы.
Сегодня на размер стандартной трудовой пенсии оказывают максимальное влияние два фактора:
- величина трудового стажа;
- размер официальной заработной платы.
В некоторых случаях полагаются различного рода надбавки. Например, гражданам, достигшим 80 лет, увеличивается в два раза.