Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий зависят от двух факторов. По-первых, от максимально возможного числа людей, которые могут эвакуироваться через такой выход. Во-вторых, от предельно допустимого расстояния от самого удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода (п. 4.2.5 СП 1.13130.2020).
Что может быть эвакуационным выходом
Для помещений на первом этаже и подвальных помещений разные правила, при которых выходы могут считаться эвакуационными.
Эвакуационные выходы из помещений на первом этаже и выше
Если выход находится на первом этаже и ведет сразу наружу, то он может быть эвакуационным. Также на пути к выходу могут располагаться:
- коридор;
- вестибюль;
- фойе;
- лестничная клетка;
- коридор и вестибюль;
- коридор, реакреационная площадка и лестничная клетка.
Если выход из помещений любого этажа, кроме первого, ведет на лестничную клетку, специально оборудованный участок кровли, а также в фоей или коридор, которые ведут на лестничную клетку, то он может быть эвакуационным.
Эвакуационный выход может вести в соседнее помещение на том же этаже, в котором есть эвакуационный выход наружу. В том числе через коридор, вестибюль и лестницу.
Эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей
Эвакуационные выходы из подвальных этажей должны вести сразу наружу и быть обособленными от общих лестничных клеток здания.
Эвакуационный выход из подвала может идти через общие лестничные клетки в тамбур если выполненные условия:
- тамбур имеет обособленный выход наружу;
- выход отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
- перегородка расположена между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестницы между первым и вторым этажами.
В складах и производственных зданиях эвакуационный выход из подвала может вести в помещения категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, если подвальные помещения категорий В1-В4, Г и Д.
В зданиях классов Ф2, ФЗ и Ф4 эвакуационный выход из фоей, гардеробной, курительных и санитарных помещений подвальных этажей может вести в вестибюль по отдельным лестницам 2-го типа. Это открытые внутренние конструкции, которые не имеют ограждений из стен.
Таблица. Здания, где могут быть эвакуационный выход из подвальных этажей в вестибюль, по функциональной пожарной опасности
Категория |
Расшифровка категории |
Ф2 |
здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений |
Ф3 |
здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли, общественного питания |
Ф4 |
здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений |
Требования к путям, дверям и освещению
Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации определяет статья 89 Федерального закона №123. Кратко сформулируем основные моменты.
Задача эвакуационные пути и выходов — обеспечение быстрой и безопасной эвакуации из здания. При этом никакие средства пожаротушения не учитываются. Другими словами, эти пути строятся таким образом, чтобы люди могли безопасно выбраться без использования ручных огнетушителей и автоматических установок пожаротушения.
Число и расположение эвакуационных выходов закладывается на этапе проектирования здания. Максимально допустимое расстояние от наиболее удаленной точки до выхода зависит от класса пожароопасности и категории помещения. Также учитывается количество одновременно находящихся в здании людей.
Для маломобильных групп населения предусматриваются специальные лифты для транспортировки и безопасные зоны на лестничных клетках, в которых они могут спокойно дождаться прибытия спасателей.
В соответствии с правилами пожарной безопасности, которые действуют на территории нашей страны, план-схему эвакуации следует использовать каждые полгода, как наглядный инструмент во время практических тренировок обслуживающего персонала. На объектах, где подразумевается ночная смена работы, план эвакуации должен включать варианты действий, как в дневное, так и в ночное время суток.
Графическая часть плана, которая должна отвечать всем нормам. Это значит, что на чертеже должны отсутствовать ненужные детали, отвлекающие от основной информации. Главные пути помечаются зеленым цветом (сплошными стрелками), запасные пути – пунктирными стрелками. Схема пожарной эвакуации должна содержать информацию о местах размещения огнетушителей, телефонов, пожарных кранов, мест включения систем пожарной автоматики (делаются с помощью специальных условных обозначений).
Для сохранения целостности зданий, исключения частичного или полного обрушения строительных конструкций проектировщиками, специалистами пожарной охраны, производителями систем безопасности разработаны, используются специальные материалы – покрытия, огнезащитные штукатурки, лаки, краски, покрытия; а также приемы/способы, методы и технологии для пассивной огнезащиты поверхности несущих элементов строений из древесины, металла, позволяющие эффективно решать эту задачу.
В то же время созданы условия для раннего обнаружения очагов возгорания, их своевременной локализации в границах/объемах пожарных отсеков, оперативной ликвидации пожара; сохранения жизни людей, находящихся в качестве посетителей, зрителей, работников/обслуживающего персонала внутри защищаемых объектов путем быстрой эвакуации, используя незадымленные основные/запасные пути, выходы, предназначенные для этого.
За выполнение этих важных задач отвечают инженерно-технические элементы комплекса современной активной огнезащиты – это установки АПС, стационарные системы пожаротушения, дымоудаления, принудительного подпора чистого воздуха.
Нерешенной, казалось бы, остается одна проблема – как технически обеспечить быструю и одновременно безопасную, грамотную эвакуацию людей; ведь не секрет, что для многих, впервые оказавшихся в зданиях, различного рода сооружениях зрителей, пациентов, посетителей, покупателей эвакуационные пути и выходы – коридоры, переходы, различные виды внутренних лестниц, холлы, фойе мало или совсем незнакомы, часто являясь непроходимым лабиринтом.
Даже для работников предприятий, организаций, прошедших обучение ПТМ, обладающими первичными навыками действий во время возникновения пожара эвакуация, осложненная неизбежным страхом за жизнь, является довольно сложной; если здание/сооружение не обеспечено СОУЭ – системой оповещения и управлением эвакуацией посетителей, персонала во время возникшего пожара, часто являющейся настоящей «нитью Ариадны», позволяющей покинуть горящий, задымленный объект живым и невредимым.
В комплекс таких установок входят приборы управления СОУЭ, другое специальное техническое оборудование – извещатели, оповещатели, световые табло, указатели направления эвакуации, акустические системы, предназначенные для экстренного, грамотно организованного; в том числе зонального, поэтапного четко сформулированного информирования дежурного/обслуживающего персонала, работников, посетителей, зрителей, других категорий граждан, находящихся в зданиях/сооружениях о возникновении пожара, необходимости, срочности, очередности, направлениях эвакуации, безопасных путях и выходах.
СОУЭ – это обязательный элемент комплекса безопасности зданий, сооружений любого назначения с пребыванием людей, предназначенный для автоматического, оперативного, скоординированного оповещения людей о возникшей ЧС, правильно организованным управлением движением потоков эвакуации из помещений, с задымленных, загазованных этажей в безопасные зоны – на улицу/территорию предприятия/организации или внешнее пространство – балконы, эстакады, некоторые виды кровель; а также в ряде случаев – в смежные пожарные отсеки, помещения, отделенные стенами, перегородками и перекрытиями с установленными в них противопожарными дверями, воротами, люками, окнами, где исключено воздействие пожара.
Всего существуют пять типов СОУЭ, довольно сильно отличающихся по техническому составу, способам/методам действия – оповещения, управления; необходимости применения на тех или иных защищаемых объектах, различающихся этажностью, площадью, категорией по взрывопожарной опасности, вместимостью/количеством посетителей, больничных коек, зрительских мест, учащихся/детей, поэтому необходимо рассмотреть каждый тип таких установок/систем подробно.
СОУЭ 1 типа. Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара.
Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения. В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.
Запасные выходы, требования пожарной безопасности
Аварийные выходы различаются в зависимости от типа здания или транспортного средства. К неординарным методам эвакуации относят спасательные комплексы, веревочные лестницы, спусковые устройства. Запасные пути повышают шансы выбраться из горящего здания в случае, когда нет возможности воспользоваться путями эвакуации. Как правило, запасными выходами могут воспользоваться работники организации или жители дома, которые хорошо знают и ориентируются в планировке здания.
Требования к аварийным выходам по пожарной безопасности не такие жесткие, как к эвакуационным. Параметры проходов, коридоров, дверей могут быть существенно меньше. Аварийные пути учитываются на этапе проектирования, строительства сооружения. Нормы, правила, которые регулируют устройство выходов отражены в ФЗ №123-ФЗ, СНиП 21-01-97, СП 1.13130.2020, ГОСТ 31471-2011.
Разгрузка / погрузка через эвакуационный выход
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
1. Утвердить Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2014 г., регистрационный N 34558).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 октября 2020 г. N 753н
10. Прежде чем использовать в работе оборудование и инструмент, необходимо путем внешнего осмотра убедиться в их исправности, при работе с электрооборудованием — в наличии защитного заземления.
11. Для производства погрузочно-разгрузочных работ применяют съемные грузозахватные приспособления, соответствующие по грузоподъемности массе поднимаемого груза.
12. Не допускается применять неисправные грузоподъемные машины и механизмы, крюки, съемные грузозахватные приспособления, тележки, носилки, слеги, покаты, ломы, кирки, лопаты, багры (далее — оборудование и инструменты).
13. Не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли) (далее — СГП), у которых:
1) отсутствует бирка (клеймо);
2) деформированы коуши;
3) имеются трещины на опрессовочных втулках;
4) имеются смещения каната в заплетке или втулках;
5) повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
6) крюки не имеют предохранительных замков;
7) имеются узлы, порезы, обрывы нитей стропов из синтетических лент на текстильной основе, повреждения лент от воздействия химических веществ;
8) имеются повреждения на канатных и цепных съемных грузозахватных приспособлениях.
СГП с дефектами, повреждениями и несоответствиями технической (эксплуатационной) документации (паспортным данным) организации-изготовителя не должны находиться на месте выполнения работ.
14. Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных кранов выполняются по технологическим регламентам (технологическим картам, проектам производства работ).
15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов запрещается опускать груз на транспортное средство, а также поднимать груз при нахождении работников в кузове или кабине транспортного средства.
16. Выходы на рельсовые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты (оборудованы устройствами для запирания).
Допуск работников на рельсовые пути и проходные галереи действующих мостовых кранов должен осуществляться по наряду-допуску.
17. Движущиеся части конвейеров, находящиеся на высоте менее 2,5 м от уровня пола и к которым не исключен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, оборудуются ограждениями.
18. В зоне возможного нахождения работников ограждаются канаты, блоки и грузы натяжных устройств на высоту их перемещения, участок пола под ними, загрузочные и приемные устройства, а также нижние выступающие части конвейера, пересекающие проходы и проезды.
19. Перед началом работы конвейер пускают без груза на рабочем органе (вхолостую) с целью установления правильности движения ленты, ее состояния и отсутствия боковых смещений.
Работу конвейера начинают после предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.
20. Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к заборному устройству на расстояние ближе 1 м не разрешается. Свободное пространство вокруг осадительной камеры пневматического разгрузчика должно составлять не менее 0,8 м.
21. При повышении давления в смесительной камере разгрузчика всасывающе-нагнетательного действия более 0,14 МПа необходимо отключить электродвигатель привода шнека и перекрыть подачу сжатого воздуха в смесительную камеру.
22. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:
1) груз на платформе тележки должен размещаться равномерно и занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
2) борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;
3) скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не должна превышать 5 км/ч;
4) прилагаемое работником усилие не должно превышать 15 кг;
25. При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:
1) превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки. На стенах, колоннах зданий и сооружений, предназначенных для складирования и размещения грузов, размещаются надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок;
2) пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений.
26. При перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов — с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов).
27. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной машины, в случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, подъем груза производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.
28. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в колонну), устанавливается расстояние не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими в ряд (по фронту), — не менее 1,5 м.
Если транспортные средства размещаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом транспортного средства устанавливается интервал не менее 0,8 м.
Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно составлять не менее 1 м.
29. Грузоподъемные машины устанавливаются так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимися на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза.
30. Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи.
Установка и работа кранов стрелового типа в охранной зоне линии электропередачи или на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи осуществляются только по наряду-допуску в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
31. При установке крана, управляемого с пола, предусматривается свободный проход для управляющего им работника по всему маршруту движения крана.
32. Перед выполнением работ на постоянных площадках проводится подготовка рабочих мест к работе:
1) погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);
2) проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;
3) проводится осмотр рабочих мест;
4) обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест.
О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работник сообщает непосредственному руководителю работ.
Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
Разгрузка грузовиков от магазина мешает жильцам дома: что делать?
В каждом помещении зданий IV и V степени огнестойкости может находиться не более 50 человек.
Это относится к помещениям, которые выходятся выше первого этажа. Здания IV и V степени огнестойкости – это здания, в которых стены смогут защитить от огня в течение не более 15 минут.
Ширина эвакуационных путей
Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее (п. 4.3.3 СП 1.13130.2020):
- 1,2 м – для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек;
- 0,7 м – для проходов к одиночным рабочим местам;
- 1,0 м – во всех остальных случаях.
Двери на пути эвакуации
Двери эвакуационных выходов и двери, которые расположены на путях эвакуации, должны открываться по направлению выхода из здания (п. 4.2.22 СП 1.13130.2020). На пути эвакуации не должно быть вращающихся дверей и турникетов (п. 4.2.3 СП 1.13130.2020). Исключение – турникеты в вестибюлях, которые имеют калитки и открываются автоматически или вручную. Дверные пороги должны быть не выше 50 мм. Если есть раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, то должна быть возможность вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии (п. 4.3.5 СП 1.13130.2020). Запоры на эвакуационных выходах должны свободно открываться изнутри без ключа. Запрещено блокировать двери эвакуационных выходов.
Препятствия для эвакуации
Не размещайте и не храните мебель, оборудование, различные материалы, изделия, производственные отходы, мусор и другие предметы:
- в проходах;
- коридорах;
- тамбурах;
- на галереях;
- в лифтовых холлах;
- на лестничных площадках и маршах лестниц;
- в дверных проемах;
- в эвакуационных люках.
2.1. Перед началом работы работники обязаны надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
2.2. После получения задания у руководителя работ работники обязаны:
— подобрать технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствие требованиям безопасности;
— проверить отсутствие помех в зоне производства работ;
— погрузочно-разгрузочную площадку, проходы и проезды освободить от посторонних предметов, засыпать ямы, рытвины, скользкие места посыпать противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);
— проверить освещенность рабочих мест.
2.3. Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— отсутствие необходимых средств механизации;
— неисправностях оборудования и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
— значительный уклон площадки или загроможденность зоны работ;
— недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
— наличия помех (выступающих предметов, оголенных проводов, работающего крана) в зоне производства работ.
2.4. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
2.5. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану по тел. 101 или 112, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 103 или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары необходимо подать команду машинисту крана (крановщику) команду «Стоп», предупредить всех работающих и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасную работу с применением ПС.
Оборудование эвакуационных выходов
Допускаются:
- эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (RE– 45);
- эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже производственного, лабораторного или складского здания.;
- эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, предусматривать в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;
- эвакуационные выходы из помещений предусматривать непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условиях, оговоренных в нормативных документах;
- оборудовать тамбуром, в том числе двойным, выход непосредственно наружу из здания, из подвального и цокольного этажей.
6.24* Эвакуационные пути следует предусматривать с учетом 6.9; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие:
- через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;
- через “проходные” лестничные клетки, когда площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;
- по кровле зданий, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли;
- по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и цокольных этажей, за исключением случая, указанного в 6.9.
6.10* Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты.
Распашные калитки в указанных воротах могут считаться эвакуационными выходами.
6.11* Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, этажей и зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
6.12* Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
- помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.,
- помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
- в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г;
- помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
- помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел. или площадью более 1000 м2;
- открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2— для помещений категорий А и Б и более 400 м2 — для помещений других категорий.
О числе эвакуационных выходов
А теперь про количество. Число эвакуационных путей и выходов по СП зависит от:
- Максимального количества людей, что будет через них эвакуироваться.
- Предельного расстояния от самого удаленного места нахождения человека до эвакуационного выхода.
Тут такие общие требования:
- Если в здании хотя бы одно помещение, в котором по СНиПам должно быть более двух путей спасения, столько путей будет иметь и все строение.
- Число эвакуационных выходов из постройки не может быть меньше количества таких выходов на каждом из этажей.
- Квартиры, расположенные на нескольких уровнях (при высоте верхнего более 18 метров), должны иметь пути эвакуации на каждом этаже.
- Если высота здания не более 15 м, то допускается один эвакуационный выход на этаж. Либо с его части, что обособлена противопожарными преградами.
Теперь перейдем к конкретным примерам эвакуационных мероприятий — планированию числа выходов в нашем случае.
Понятия и определения
Эвакуация — это процесс, помогающий организовать выход людей наружу или в безопасное помещение, в котором есть возможность защитить их от огня, и при этом остановить распространяющееся пламя.
Путь эвакуации — это направление для безопасного передвижения людей, который непосредственно ведет на улицу или в безопасное помещение внутри здания.
Эвакуационный выход — это путь, помогающий вывести людей в безопасную зону и полностью отвечающий требованиям безопасности.
Мероприятия, которые обеспечивают полную защиту путей, предназначенных для безопасной эвакуации населения при пожаре:
- Объемно-планировочные. Это кратчайшее расстояние, ведущее к эвакуационному выходу, их правильная ширина, полная изоляция от возгорания, возможность передвижения сразу в нескольких направлениях.
- Эргономические. Размеры путей эвакуации полностью соответствуют габаритам людей, особенностям их передвижения, нормальные условия открывания дверей.
- Конструктивные. Отвечают за прочность, надежность всех конструкций, находящихся на путях эвакуации, правильная отделка, которая противостоит возгоранию, размеры и уклоны лестничных проемов, пандусов и ступеней.
- Инженерно-технические. Помогают организовать качественную защиту от дыма, оснащение автоматическими установками тушения пожара, проектирование правильного освещения, установка световых указателей, системы оповещения.
- Организационные. Расчет правильного количества эвакуационных выходов из помещения, поддержание их в соответствующем виде, без каких-либо загромождений.
Основные требования к путям эвакуации
Прежде чем рассчитать количество эвакуационных выходов, необходимо рассмотреть, что СНиП допускает в отношении эвакуационных путей:
- такой проход должен выходить на лестницу 2 типа или в коридор, холл, ведущие на нее;
- подвальными эвакуационными путями можно признать только те, которые проходят через общие лестницы и имеющие обособленную наружную дверь, кроме этого, от остальной лестничной площадки они должны быть огорожены глухой противопожарной стеной типа 1;
- в комнатах, относящихся к категориям В, Г, Д пути эвакуации из подвальных помещений и цоколей должны вести в вестибюль здания Ф5, расположенный на 1 этаже;
- если в здании предусмотрены санитарные узлы, комнаты для курения или фойе на цокольном или подвальном этаже, то из них должен быть выход для эвакуации, направляющийся в вестибюль первого этажа;
- эвакуационный выход из подвального и цокольного этажа должен быть оснащен тамбуром.
Сколько должно быть эвакуационных выходов
Любому собственнику офисного или торгового здания следует точно знать, какое количество оборудованных выходов для эвакуации людей в случае ЧС требуется оборудовать. Для этого имеются подробные данные, как правильно провести расчет количества эвакуационных выходов из здания, исходя из его конструкции и количества людей.
Число путей эвакуации и пожарных выходов зависит от следующих параметров:
- какое предполагаемое наибольшее число людей будет через них эвакуироваться – важно объективно оценить данный показатель, не преуменьшать его, чтобы в критической ситуации не возникло давки и была возможность провести процесс эвакуации максимально быстро;
- наибольшее расстояние от самого удаленного места нахождения человека до выхода для эвакуации.
Есть и несколько базовых требований, которые придется учитывать при расчете путей эвакуации:
- Если в здании имеется одно обширное помещение, в котором по стандартам должно быть больше двух путей спасения, столько же вариантов эвакуации должно быть и у всего здания.
- Количество пожарных выходов из здания не может быть меньше числа таких выходов с каждого этажа.
- Когда здание имеет высоту не больше 15 метров, то можно обустраивать выход для эвакуации один на этаж. Или же с определенной его части, которая имеет в конструкции противопожарные преграды.
Оптимальное число выходов для эвакуации из здания с каждого отдельного уровня, этажа и отдельного помещения, комнаты нужно организовывать ориентируясь СНиП 2.01.02 85, но в любом случае больше двух. Существует несколько исключений из данного правила, когда вполне можно грамотно организовать только один пожарный выход или использовать в качестве второго выхода любое другое приспособление, например, имеющуюся внешнюю пожарную лестницу. Но в таком случае важно, чтобы второй путь также был доступен и, например, на эту лестницу была возможность подняться и с нее попасть в безопасную зону. Не разрешается организовывать пожарные выходы через помещения категории А и Б, а также через цеха по производству, которые отличаются повышенным уровнем огнеупорности.
Нормы направлений открывания дверей
Двери пожарных, аварийных выходов и двери, которые находятся на организованном пути эвакуации, по стандарту открываются исключительно на выход из здания (п. 4.2.22 СП 1.13130.2020). При организованном выводе людей из здания на их пути не должны попадаться двери вращающегося типа, а также турникеты (п. 4.2.3 СП 1.13130.2020). Единственная допустимая оговорка – турникеты, которые установлены в вестибюлях, если они снабжены в конструкции калитками и имеют функцию автоматического открывания. Дверные пороги, расположенные у пожарного выхода по высоте не превышают 5 см. Если в конструкции здания имеются раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, то обязательно с функциональной возможностью вручную открыть их изнутри и заблокировать их в данном положении (п. 4.3.5 СП 1.13130.2020). Запоры, которыми снабжены эвакуационные выходы обязательно должны без проблем открываться в свободном режиме без использования ключей. Категорически запрещено по любым причинам блокировать двери пожарных и аварийных выходов. Нарушения всех или части данных норм могут привести к проблемам с эвакуацией в сложной ситуации и в итоге к гибели людей.
Двери, которые ведут на балконы, лоджии (за исключением тех дверей, что дают выход в так называемую «воздушную зону» клеток лестницы первого типа) и на площадки наружных лестниц, предназначенных для эвакуации, двери из помещений, где одномоментно может быть не больше 15 чел., двери из кладовых площадью не более 200 м2 и санитарных узлов допускается проектировать так, чтобы они свободно открывались во внутреннюю часть помещения. Это не противоречит нормам пожарной безопасности. Важно учитывать лишь площадь данных помещений.
Прокладка эвакуационных выходов
Закон и правила противопожарной безопасности предусматривают требования. В соответствии с пожарными требованиями должен быть расчет минимальной эвакуационной траектории до безопасной зоны. Для первого этажа учитываются те, которые сразу ведут наружу или через другие безопасные отсеки: коридоры, холлы, вестибюли, фойе, лестничные клетки и другие.
Если помещение расположено выше, путь прокладывается по коридору на внутреннюю лестничную клетку, спуску по пожарной лестнице на первый этаж или подъему на крышу.
Допускается построить эвакуационный план через смежные помещения, цеха, и иные места, если они отвечают требованиям пожарной безопасности и имеют прямой выход наружу.
В любом случае всегда должна выбираться минимальная по длине траектория.