Особенности ведения внешнеэкономических сделок. Советы бухгалтера

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности ведения внешнеэкономических сделок. Советы бухгалтера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.

Понятие, сущность и особенности внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно и связано с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в рамках реформы экономики и системы управления России. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки.

Следовательно, Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия — это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международным производством, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

Предприятие-участник ВЭД – это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году

Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.

На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?

  • Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
  • Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
  • Готовит платёжки и документы для зачисления.
  • Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.

Процесс самостоятельного выхода производителей экспортной продукции и услуг на внешний рынок стимулировал развитие прямых производственных связей с зарубежными партнерами, кооперации на межфирменной основе, совместного предпринимательства, а также появление новых организационно-хозяйственных структур. Непосредственные контакты с внешним миром выявили необходимость иных подходов и методов работы: повышенного внимания к маркетингу и рекламе при разработке экспортной стратегии, знания и исполнения правил и процедур выхода на внешний рынок и внешнеторговых операций, а также инвестиционно-хозяйственной деятельности и механизма государственного регулирования у себя в стране и за рубежом.

Потребовалось изучение мировой практики и правил работы на внешних товарных и денежных рынках, где в последние годы сложились определенные принципы и условия, обеспечивающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего – системы защитных мер от коммерческих, валютно-кредитных рисков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспортеров и информационного обеспечения ВЭД.

Информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности предполагает доведение до них материалов по вопросам маркетинга, торгового права, валютного законодательства и финансового режима отдельных стран, конъюнктуры и обычаев внешних товарных, денежных, фрахтовых, валютных и страховых рынков, валютных и биржевых котировок, стоимости кредита, а также информации о степени надежности и платежеспособности отдельных фирм.

Технологический процесс выхода на внешний рынок — это вся совокупность действия, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, но в рамках установленных государством регламентаций.

Технологический процесс создания и реализации экспортной продукции входит в состав организационно-экономических функций экспортоориентированного предприятия и включает в себя определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:

– ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;

– открытие валютного счета в уполномоченном банке;

– изучение системы федеральных органов и организаций, занимающихся рассмотрением и оформлением документов, необходимых для прохождения процедур нетарифных ограничений вывоза и ввоза продукции;

– маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и подготовку конкурентного листа;

– расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого информации;

– поиск иностранного партнера и проведение переговоров;

– подготовку проекта контракта и согласование его коммерческих и валютно-финансовых условий.

В ходе определения основных условий контракта предприятием-экспортером и его иностранным партнером согласовываются базисные условия поставки, способы поставки, вид транспортировки экспортной продукции, условия и формы расчета, способы платежа, способ фиксации цены, валюта цены, валюта платежа, защитные валютные оговорки, а также банковские гарантии.

Планирование внешнеторговых операций также базируется на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучения цен, сторон деятельности своего будущего партнера, оценки его финансовой платежеспособности и репутации на рынке. Кроме того, данный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающихся подготовкой и оформлением стандартных проформ и документов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.

В соответствии с гл. 9 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми режимами осуществления внешнеторговой деятельности являются режим приграничной торговли и режим свободной экономической зоны.

Согласно ст. 41 указанного Закона приграничная торговля осуществляется на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Согласно ст. 42 вышеуказанного Закона особый режим на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах.

Цели создания свободных экономических зон:

– активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;

– модернизация промышленности;

– насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;

– развитие внешнеэкономических связей;

– расширение экспорта и импорта;

– привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;

– развитие экономически отсталых районов;

– повышение квалификации рабочей силы.

Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий. В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

Читайте также:  Система Платон: как работает, что это такое и какие машины под нее попадают

– свободные таможенные территории;

– экспортные промышленные зоны;

– зоны свободной торговли;

– зоны совместного предпринимательства;

– свободные «открытые» зоны;

– технологические зоны;

– комплексные зоны.

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Виды внешнеэкономической деятельности:

– внешнеторговая деятельность;

– производственная кооперация;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– валютные и финансово-кредитные операции.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

– взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

– прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

– организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Производственные кооперативы входят в группу участников ВЭД, работающих на внешнем рынке без посредников. Для реализации своей продукции на внешнем рынке они привлекают в основном своих зарубежных партнеров с родственных предприятий и фирм по линии прибрежной и приграничной торговли со странами Восточной Европы, Финляндией, Монголией, КНР и КНДР, прибегая чаще всего к товарообменным операциям. Внешнеэкономическая деятельности производственных кооперативов активизируется за счет установления прямых связей, компенсационного и производственного сотрудничества, к примеру , с партнерами из северо-западных стран. Для экспортно-импортных операций они лишь изредка пользуются услугами и возможностями внешнеэкономических организаций Федерального министерства. В настоящее время производственными кооперативами образованы многочисленные союзы и ассоциации с целью защиты своих интересов и облегчения дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности.

Отдельные аспекты правового регулирования ВЭД

К правовому регулированию ВЭД относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции мерами нетарифного характера, в числе которых, в первую очередь, — механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляет­ся согласно международным обязательствам Российской Феде­рации и на специфические товары.

При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении споров стороны сталкиваются с «применимым правом», т.е. правом, которое должно регулиро­вать отношения сторон по указанным операциям. Стороны мо­гут указать в контракте применяемое право, но оно не гаранти­рует достижения договоренности в случае возникновения спо­ра. В этом случае через решение арбитражного суда на основе коллизионной нормы используется право или российской сто­роны, или иностранного государства, но в этом случае возможна неоднозначная трактовка и регламентация одних и тех же вопро­сов. Для унификации процесса урегулирования правовых вопро­сов стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву- и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствую­щих субъектов различных стран. При этом международные дого­воры отклассифицированы и по принципу нормативного (обя­зательного) и факультативного (добровольного) характера, их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К числу международных договоров нормативного характера к операци­ям купли-продажи товаров относятся:

Конвенция ООН о договорах международной купли-прода­жи товаров (Венская Конвенция, 1980 г.). Применима для дого­воров между коммерческими предприятиями из различных Стран-участниц Конвенции и тогда, когда согласно нормам международного частного права применимо право Договарива­ющегося государства. Ее положения легко адаптируются к раз­личным потребностям сторон. Она не применяется к реализации товаров личного пользования, с аукциона, в порядке испол­нительного производства, к продаже фондовых бумаг, акций, Iсудов водного и воздушного транспорта и на воздушной подушке и продаже электроэнергии. Россия присоединилась к Конвен­ции 1 сентября 1991 г.

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974 г.). Срок ис­ковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту кон­венцию, но Россия ее пока не ратифицировала.

Прокол oб изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров ( Венский Протокол, 1980 г.) Цель его – привести в соответствие Нью-Йоркской Конвенции Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на момент его заключения находились в Договаривающихся государствах или было применимо право Договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему не присоединялась.

Конвенция о праве, применимом к договорам купли-прода­жи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955 г.). В состав участников Конвенции Россия не входит. Применяется

Право продавца.

Соглашение об общих условиях поставок товаров между ор­ганизациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Участницы Со­глашения — Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Мол­дова, Россия, Таджикистан и Украина. Применима для компа­ний всех форм хозяйственной собственности, стороны свобод­ны в выборе предмета сделки, определения обязательств, других условий, за исключением поставок товаров по межгосудар­ственным соглашениям.

Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ОУП СССР-КНР, 1990 г.). Вступили в силу с 1 июля 1990г., Россия является правоприемником СССР. ОУП СССР-КНР подробно регламентируют условия поставок, в том числе базис­ные условия, сроки, качество и количество, техдокументацию, гарантии, платежи, санкции, претензии и арбитраж. Международные договоры о лизинге и факторинге: Конвенция о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (Оттавская Конвенция, 1988 г.) Разработана в рамках Международного института унификации частного права ( УНИДРУА), подписана 13 государствами, вступила в силу 1 мая 1995 г. лишь в отношениях между Италией, Францией и Нигерией. Поручение президента Российской Федерации от 19 сентября 1994 г. о присоединение России к этой Конвенции не ре­ализовано до настоящего времени;

Конвенция о международном финансовом представительстве ( факторинге ) от 28 мая 1988 г. подписана 15 странами, из которых лишь Франция ее ратифицировала, а для вступления Конвенции в силу необходима ратификация минимум трех стран. Представитель СССР участвовал в разработке ее положе­ний.

Международные договоры по промышленной собственнос­ти:

Парижская конвенция по охране прав промышленной

собственности, 1983 г. В ее состав входят 106 стран, СССР при­соединился с 1 июля 1965 г., а ее Стокгольмский текст ратифици­ровал 19 сентября 1968 г. Принцип Конвенции состоит в том, что она предусматривает национальный режим охраны прав про­мышленной собственности, а также «конвенционный приори­тет» (например, заявка на патент в одном из государств дает пра­во подачи аналогичной заявки в других странах — участницах Конвенции) для патентов — 12 мес., для товарных знаков -6 мес.;

Мадридское Соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. Всего участ­ниц 25 стран, СССР присоединился в 1976 г.;

а также перечень конвенций по международному арбитражу.

К числу факультативных документов относятся общие усло­вия поставок стран-членов СЭВ, Общие условия поставок, раз­работанные в рамках Европейской экономической комиссии, принципы международных коммерческих договоров (Les Mercatoria), международные правила толкования международ­ных терминов (ИНКАТЕРМС), унифицированные правила по договорным гарантиям, унифицированные правила по инкассо и по документарным аккредитивам, а также целый ряд специ­альных договоренностей, среди которых наиболее значимыми являются Руководство по составлению Договоров на сооруже­ние промышленных объектов (ЕЭК, Женева, 1973 г.), руковод­ство по составлению договоров о промышленном сотрудничест­ве, договоров по передаче ноу-хау в машиностроении и т.д.

Особое значение в регулировании внешнеэкономической де­ятельности международные и российские правила налогообло­жения внешнеторговых сделок. Следует обратить внимание на наличие ратифицированных соглашений об избежании двойно­го налогообложения, на наличие изменений в связи со вступле­нием в силу второй части Налогового кодекса (в части экспорт-гной деятельности) и возникновении ответственности бюджета перед налогоплательщиком за несвоевременный возврат сумм налога (НДС).

Говоря о правовом регулировании ВЭД. следует особо подчеркнуть необходимость снижения технических барьеров на участие в ней российских регионов и развития внешнеэкономического сотрудничества на межрегиональном уровне. Этому призван содействовать Федеральный закон « О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 1999 г. Он четко регламентирует право и обязанности регионов, органов власти на местах, учитывает стремление к повышению региональной самостоятельности в сфере ВЭД. но одновременно — и назревшую необходимость усиления коорди­нации ее в масштабе всей страны в интересах государства в це­лом. В связи с этим признана целесообразность усиления ин­формационно-аналитического обслуживания межрегионально­го сотрудничества, формирования сети деловых бизнес-центров, способствующих на правовой основе реализации всего цикла внешнеэкономической сделки, активизации роли торговых представительств за рубежом в части информационного обслу­живания и оказания непосредственного содействия в развитии кооперационных связей, учреждению совместных предприятий на основе непосредственного участия в их работе представите­лей регионов.

Читайте также:  Что делать, если в магазине мне отказали в возврате денег за товар?

Выводы

1. Государственное регулирование ВЭД — это деятельность государства в лице его органов, нацеленная на формирование рамочно благоприятных условий для хозяйствующих субъектов, реализующих операции на внешних рынках товаров, услуг, ка­питалов и прав интеллектуальной собственности.

2 Механизм государственного регулирования ВЭД, со сути, можно свести к сочетанию инструментов таможенно-тарифно­го характера, а также экономических и неэкономических мер.

Виды внешнеэкономической деятельности

Среди огромного разнообразия экономических операций выделяют несколько направлений ВЭД:

  1. Внешнеторговая деятельность. В эту категорию попадает любая деятельность по импорту, экспорту и обмену услуг, товаров, работ, плодов интеллектуальной деятельности и информации. К ключевым операциям этого вида относят международный лизинг, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги и работы), клиринг (организация расчетов);
  2. Инвестиционное сотрудничество. Как правило, это организация совместных предприятий, производства путем привлечения взаимных инвестиций. Этот вид предполагает обмен технологиями, общую организацию производства и кооперацию в вопросе реализации продукции. Считается наиболее рискованным видом ВЭД;
  3. Производственная кооперация. В основе совместного сотрудничества лежит принцип международного разделения труда. Основные производственные задачи разделены между участниками, они совместно осуществляют планирование импорта и экспорта продукции, ведут технические и научные разработки;
  4. Финансовые и валютные операции. Зачастую они сопровождают другие виды ВЭД. Это может быть организация валютных счетов, обмен валют, проектное финансирование, кредитование, софинансирование и т.д.

Государственное регулирование международной внешнеэкономической деятельности

Ключевым участником любой внешнеэкономической деятельности является государство. Именно оно устанавливает правила игры, которым подчиняются остальные участники рынка (как внутренние, так и внешние). Государственный аппарат осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности на основе следующих принципов:

  • ВЭД должна проводиться в рамках обеспечения экономической безопасности и соответствовать экономическим интересам Российской Федерации;
  • деятельность осуществляется в рамках единства таможенной территории РФ. При этом со стороны государства должны быть соблюдены равные права участников товарооборота и их право на защиту своих интересов;
  • внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью внешней политики государства;
  • вся деятельность осуществляется в рамках единой системы государственного регулирования и контроля.

Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью следующими методами:

  • международные торговые договоры;
  • экономические методы стимулирования экспортного производства;
  • тарифное регулирование;
  • административные (нетарифные) меры регулирования.

Услуги внешнеэкономической деятельности

Транспортно-логистическая компания Major предоставляет полный спектр услуг, связанных с внешнеэкономической деятельностью:

  • классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД;
  • услуги страхового брокера;
  • представление интересов клиента в компетентных органах;
  • поиск поставщиков и производителей в 189 странах мира;
  • возврат взысканных платежей;
  • составление и проверка контрактов ВЭД;
  • доставку груза на склад заказчика;
  • расчет таможенных платежей;
  • контроль за прохождение таможенных границ;
  • международные грузовые перевозки всеми видами транспорта;
  • правовой анализ сделок;
  • заключение контрактов ВЭД, которые соответствуют законодательству конкретной страны;
  • составление и проверка контрактов ВЭД.

Документы необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности

Документальное оформление ВЭД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, согласно которому все участники обязаны представлять сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу России.

Комплекты документов, предъявляемых владельцем груза на таможне, могут различаться в зависимости от нескольких факторов:

  • Экспортируется или импортируется товар;
  • В каких условиях перевозится груз;
  • Таможенной процедуры;
  • Цели перемещения и т.д.

Документы необходимые для осуществления ВЭД

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Кроме документов, которые требуются для таможенного оформления, каждый, кто принимает участие во внешнеэкономической деятельности, обязан зарегистрироваться в органах таможни, как участник ВЭД.

Для регистрации потребуется однократно представить в таможню пакет документов, свидетельствующих о праве совершения таможенных операций. Это могут быть учредительные документы компании, выписка из госреестра юридических лиц, справки об открытии счетов и другие. При этом важно знать, что об изменениях, вносимых в учредительные документы, участник ВЭД обязан сообщать в таможенные органы.

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.

В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:

Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.

Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.

Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре. Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.

Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:

Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.

В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.

݇Р݇а݇з݇де݇л 4 З݇а݇ко݇н݇а Росс݇ийс݇кой Фе݇де݇р݇а݇ц݇и݇и «О не݇д݇р݇а݇х» со݇де݇р݇ж݇ит и݇нфо݇р݇м݇а݇ц݇и݇ю по госу݇д݇а݇рст݇ве݇н݇но݇му ре݇гу݇л݇и݇ро݇в݇а݇н݇и݇ю от݇но݇ше݇н݇ий не݇д݇ро݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇и݇я.

Обес݇пече݇н݇ие вос݇п݇ро݇и݇з݇во݇дст݇в݇а м݇и݇не݇р݇а݇л݇ь݇но-сы݇р݇ье݇вой б݇а݇зы, её р݇а݇ц݇ио݇н݇а݇л݇ь݇ное ис݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇ие и о݇х݇р݇а݇ны не݇д݇р в и݇нте݇рес݇а݇х ны݇не݇ш݇не݇го и бу݇ду݇ще݇го по݇ко݇ле݇н݇ий н݇а݇ро݇до݇в Росс݇ийс݇кой Фе݇де݇р݇а݇ц݇и݇и я݇в݇л݇я݇ютс݇я ос݇но݇в݇ны݇м݇и з݇а݇д݇ач݇а݇м݇и госу݇д݇а݇рст݇ве݇н݇но݇го ре݇гу݇л݇и݇ро݇в݇а݇н݇и݇я от݇но݇ше݇н݇ий не݇д݇ро݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇и݇я (݇З݇а݇ко݇н Росс݇ийс݇кой Фе݇де݇р݇а݇ц݇и݇и «О не݇д݇р݇а݇х»).

݇В хо݇де исс݇ле݇до݇в݇а݇н݇и݇я, м݇ной бы݇л݇и вы݇де݇ле݇ны с݇ле݇ду݇ю݇щ݇ие з݇а݇д݇ач݇и госу݇д݇а݇рст݇ве݇н݇но݇го ре݇гу݇л݇и݇ро݇в݇а݇н݇и݇я:

  1. выч݇ис݇ле݇н݇ие добы݇в݇ае݇мы݇х объе݇мо݇в ос݇но݇в݇ны݇х в݇и݇до݇в по݇ле݇з݇ны݇х ис݇ко݇п݇ае݇мы݇х н݇а те݇ку݇щ݇ий пе݇р݇ио݇д и н݇а пе݇рс݇пе݇кт݇и݇ву по ре݇г݇ио݇н݇а݇м и по Росс݇и݇и в це݇ло݇м;
  2. обес݇пече݇н݇ие р݇а݇з݇в݇ит݇и݇я м݇и݇не݇р݇а݇л݇ь݇но-сы݇р݇ье݇вой б݇а݇зы и по݇д݇гото݇в݇к݇и ре݇зе݇р݇в݇а уч݇аст݇ко݇в не݇д݇р, кото݇рые ис݇по݇л݇ь݇зу݇ютс݇я д݇л݇я ст݇ро݇ите݇л݇ьст݇в݇а по݇д݇зе݇м݇ны݇х соо݇ру݇же݇н݇ий, не с݇в݇я݇з݇а݇н݇ны݇х с добычей по݇ле݇з݇ны݇х ис݇ко݇п݇ае݇мы݇х;
  3. обес݇пече݇н݇ие гео݇ло݇г݇ичес݇ко݇го исс݇ле݇до݇в݇а݇н݇и݇я те݇р݇р݇ито݇р݇и݇и Росс݇ийс݇кой Фе݇де݇р݇а݇ц݇и݇и, её ко݇нт݇и݇не݇нт݇а݇л݇ь݇но݇го ше݇л݇ьф݇а, А݇нт݇а݇р݇кт݇и݇к݇и и д݇н݇а М݇и݇ро݇во݇го О݇ке݇а݇н݇а;
  4. уст݇а݇но݇в݇к݇а к݇вот н݇а пост݇а݇в݇ку добы݇в݇ае݇мо݇го м݇и݇не݇р݇а݇л݇ь݇но݇го сы݇р݇ь݇я;
  5. ре݇гу݇л݇и݇ро݇в݇а݇н݇ие це݇н н݇а о݇п݇ре݇де݇лё݇н݇ные в݇и݇ды м݇и݇не݇р݇а݇л݇ь݇но݇го сы݇р݇ь݇я, а т݇а݇к же в݇ве݇де݇н݇ие п݇л݇ате݇жей д݇л݇я де݇яте݇л݇ь݇ност݇и в сфе݇ре ис݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇и݇я не݇д݇р;.
  6. о݇п݇ре݇де݇ле݇н݇ие ст݇а݇н݇д݇а݇рто݇в в об݇л݇аст݇и гео݇ло݇г݇ичес݇ко݇го исс݇ле݇до݇в݇а݇н݇и݇я, ис݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇и݇я и о݇х݇р݇а݇ны не݇д݇р, бе݇зо݇п݇ас݇но݇го ве݇де݇н݇и݇я р݇абот, кото݇рые с݇в݇я݇з݇а݇ны с ис݇по݇л݇ь݇зо݇в݇а݇н݇ие݇м не݇д݇р, р݇а݇ц݇ио݇н݇а݇л݇ь݇но݇го п݇р݇и݇ме݇не݇н݇и݇я и о݇х݇р݇а݇ны не݇д݇р.

Сегодня ВЭД в России осуществляется на новых, отличающихся от государственного монополизма, принципах. Мировой опыт свидетельствует, что даже в экономически развитых государствах существует объективная необходимость государственного регулирования ВЭД. Государство призвано в первую очередь заботится и защищать интересы своего производителя, обеспечивая все меры для увеличения экспорта, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, привлечения иностранных инвестиций, и, что особенно важно, активно заниматься и своевременно принимать законодательные акты устанавливающие правила осуществления ВЭД в условиях динамично меняющего мира, а также контролировать их выполнение на всех этапах ВЭД.

Важнейшей составляющей ВЭД производственной структуры России является ТЭК. Он выступает основным фактором жизнедеятельности населения государства и структурной составляющей экономики страны. Оказывает существенное влияние на наполнение бюджета страны, ТЭК обеспечивает весомый вклад в ее экспортный потенциал.

Приведенный в работе анализ показал, что еще начиная с начала 2000-х годов ТЭК производил около трети ВВП России. Быстроменяющиеся внешние и внутренние условия функционирования, исчезновение существующих и возникновение новых факторов влияния на эффективность деятельности ТЭК предопределило значение и роль государственного регулирования ВЭД. Для успешного управления комплексом дан практический совет — следовать заранее разработанной научно-обоснованной стратегии развития ТЭК. В работе отмечена необходимость своевременной корректировки стратегических ориентиров, механизмов государственной энергетической политики при постоянно изменяющихся условиях и факторах функционирования ТЭК.

Читайте также:  Региональные выплаты на 3 ребенка в Московской области в 2023 году

Важной составляющей стратегических ориентиров является повышения эффективности эксплуатации действующих месторождений и вводу в действие новых. Повышение спроса на международных рынках способствовало росту объёмов экспорта и экспортной выручки. Выполнение стратегической цели — обеспечение роста объёмов добычи углеводородов решили своевременно принятые исполнительной властью документы развития энергетической стратегии России.

Сегодня ТЭК представляет собой комплекс предприятий характеризующихся нарастанием производственных мощностей. Успехи ТЭК существенно отражаются на благосостоянии государства, определяя, тем самым, важность правильной политики, выражающейся, в первую очередь, в государственном регулировании этого стержневого направления нашей экономики.

Исходя из сути государственного регулирования ВЭД исследованного в работе вытекают цели, которые оно преследует:

  • упорядочения общественных отношений;
  • развития общественных отношений;
  • охраны прав и законных интересов субъектов отношений;
  • защиты интересов всего населения страны.

Целью государственного регулирования ВЭД является обеспечение участия экономики страны в мировых экономических процессах в качестве равноправного партнёра. В условиях ускорения процесса глобализации мирового хозяйства, углубления международного разделения труда, дальнейшего развития международной торговли, государственное регулирование ВЭД превращается в первоочередную задачу. Возрастающие риски постепенного скатывания отдельного государства к одноотраслевой, монопродуктовой модели национальной экономики и потери экономического суверенитета, побуждает руководство страны с одной стороны проводить соответствующую внутреннюю экономическую политику, направленную на диверсификацию национального производства, с другой — внешнюю, направленную на обеспечение эффективности импорта, инвестиций и международной кооперации производства, то есть эффективности ВЭД.

Исходя из сущности государственного регулирования внешнеэкономических связей, последнее время наше государство пытается, иногда порой достаточно агрессивно, усиливать свое влияние на политической арене, которое становится выше тогда, когда негативные внешнеполитические факторы становятся острее.

Хочется особенно отметить, что в последнее время активизировались контакты по линии Правительства, что выразилось в подписании двусторонних и многосторонних правительственных соглашений, а также законодательных актов по внешнеторговой деятельности государств-участников соглашений. На лицо понимание государства своей роли в поднятии эффективности внешнеторговой деятельности за счет принятой взвешенной внешнеторговой политики.

Свое подтверждение это находит в работе над выявлением соотношения между её импортом и экспортом, которое существенно влияет на сальдо торгового баланса, перекос в сторону импорта дающий отрицательное сальдо платёжного баланса и приводящий к внешнеторговому дефициту, покрытие которого влечёт рост государственного долга.

Государство вспомнило, что у него есть такой достаточно весомый аргумент регулирования как про­текционизм, использование которого в целях регулирования внешнеторговой деятельности, даже в условиях функционирования ВТО, сможет обеспечить своим производителям более комфортные условия развития.

При этом, понимая, что это временная мера и исключительно работающая в ручном режиме короткий временной отрезок и дающий толчок для более объемлющего развития ВЭД:

-во-первых, с помощью усиления научно-технического сотрудничества, производственной кооперации, обмена передовыми технологиями и технологическим оборудованием, объединения усилий финансового и материально-технического характера;

-во-вторых, необходима комплексная государственная поддержка для обеспечения финансовой поддержки роста экспорта (кредитование, страхование рисков и т.д.), защита интересов российских экспортёров на многосторонних и двухсторонних переговорах с правительствами зарубежных стран, а также их хозяйствующих субъектов по согласовании условий взаимной торговли, оказание помощи и поддержки в разрешении конфликтных ситуаций в случаях необоснованных санкций и дискриминационных мер, своевременного решения налоговых проблем и соблюдению таможенно-тарифной политики в части ставок пошлин, размеров таможенных платежей и сборов.

При этом, максимальный эффект будет достигнут, если для осуществления ВЭД будут объединены усилия не только Федеральных органов, но и, что весьма важно, субъектов Федерации, Банка России, торгово-промышленных межотраслевых палат. Это позволит снять ненужные бюрократические препоны, ускорит решение многих задач и сократит время для принятия решений, что в конечном результате даст конкурентное преимущество на внешних рынкам отечественным товаропроизводителям.

В работе проанализированы проблемы влияющие на развития ТЭК:

  1. слабое развитие процессов переработки ресурсов, имеющиеся предприятия требуют значительной капитальной реконструкции;
  2. значительный износ основных фондов по добыче;
  3. снижение коэффициента извлечения, уменьшения легких месторождений , увеличения глубины залегания;
  4. ухудшение горно-геологических и природно-климатических условий разведки и разработки, рост удаленности от центров переработки и сбыта;
  5. недофинансирование геологоразведочных работ;
  6. отставание страны от развитых добывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности. а также наличия бюрократических издержек.

Проведенный в работе анализ показал, что знание недостатков, своевременное устранение их негативного влияния на состояния ТЭК, который является по сути совокупностью отраслей экономики России, связанных общей задачей производства и распределения энергии, зависит жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, степень консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование финансово-экономических показателей страны.

Поэтому роль эффективного государственного регулирования и, особенно ВЭД ТЭК, неоценима в создании предпосылок для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, а в конечном итоге, обеспечения роста благосостояния и повышения уровня жизни населения государства. Как отмечено в работе, для долгосрочного стабильного обеспечения роста экономики необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и, особенно хочется подчеркнуть, институтами государственной власти долгосрочная политика по развитию ТЭК.

Особенно заострено внимание на значимость ВЭД ТЭК при создании, в соответствии с требованием нового времени, качественно нового ТЭК, где финансовая устойчивость, экономическая эффективность, соответствие экологическим стандартам, оснащение новыми технологиями и высококвалифицированными кадрами- залог динамичного развития всех отраслей нашей экономики, закладывание фундамента для повышения шансов на победу в конкурентной борьбе на мировых экономических площадкам отечественным товаропроизводителям.

На сегодняшний день взаимодействию таможни и бизнеса отведена важная роль в процессе функционирования таможенной системы.

При этом, понятие «взаимодействие» объединяет в себе как сам процесс общения в рамках осуществления стандартных таможенных процедур (информирование и консультирование, регистрационные процедуры, процедура уплаты таможенных платежей, процедура осуществления таможенных операций, процедура таможенного контроля, подтверждения выполнения обязательств, процедура обжалования решений или действий (бездействий) должностных лиц и пр.) так и дополнительное взаимодействие, осуществляемое по поводу законотворчества, таможенной политики и в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.

Стоит отметить, что сейчас, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД происходит на каждом из существующих уровней таможенной системы, начиная с наднационального: на уровне ЕАЭС (ЕЭК), ФТС России, Региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Особенностью является тот факт, что если рассматривать полный механизм взаимодействия таможенных органов и бизнеса (Рисунок 12), то становится очевидным четкая граница взаимодействия последних по поводу совершения стандартных таможенных процедур, которая оканчивается на уровне таможенных постов, а в некоторых случаях и таможни, и их взаимодействия по «внеурочным» предметам, таким как таможенная политика, законотворчество и т.д.

По оценке ФТС, нынешний уровень сотрудничества таможни и бизнеса привел к повышению качества оказываемых таможенной службой услуг.

Современное состояние взаимодействие таможни и бизнеса характеризуется рядом проблем, связанных как с осуществлением таможенных операций (в основном это таможенное оформление и таможенный контроль), так и с осуществлением сотрудничества (недостаточный уровень сервиса и уже неактуальный формат общения представителей таможенных органов и участников ВЭД).

Для решения выделенных проблем можно удачно использовать позитивный опыт США и Великобритании, уровень взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в которых характеризуется высокими показателями.

Для модернизации взаимодействия и сотрудничества таможни и бизнеса в рамках нашей страны автором предложено следующее:

  1. развивать внедрение удаленного впуска и предварительного информирования о перемещаемых товарах;
  2. наладить эффективный электронный обмен информацией ФТС России с российскими органами исполнительной власти и с соответствующими органами стран-торговых партнёров;
  3. совершенствовать процесс таможенного контроля, и систему управления рисками, которая должна быть переориентирована с товара на декларанта;
  4. придание таможне статуса сервисной, в рамках чего изменить формат сотрудничества с бизнесом с проводимых собраний и консультативных советов на учреждение в таможенных органах отделов обратной связи с участниками ВЭД.

Что такое ВЭД в логистике

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность компании, связанная с импортом/экспортом различных услуг и товаров иностранным партнерам.

Выход на мировой рынок усложняет работу логиста, поскольку требует высокого профессионализма и готовности решать текущие проблемы не только на территории России, но и за границей. К обязательным квалификационным требованиям логиста внешнего рынка добавляются: знание нескольких иностранных языков и законодательства страны-партнера, ее этических норм и негласных правил ведения бизнеса.

В работе на мировом рынке отсутствие требуемых знаний и опыта может повлечь ошибки, например, лишение возможности наладить выгодный торговый путь с определенной страной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *