«Тихая война», или Как санкции разрушают страны
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Тихая война», или Как санкции разрушают страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Условия назначения пенсии в 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
В каком возрасте выходят на пенсию в разных странах мира: таблица
Повышение пенсионного возраста — не только российская, но и общемировая тенденция. Растет продолжительность жизни, а вместе с ней повышается и пенсионная планка.
В 2023 году средний возраст выхода на пенсию в европейских государствах составил 65 лет. Но в планах большинства государств – повысить пенсионный возраст в период до 2030 года. Так, в Испании, Германии и Франции предполагается повышение пенсионного возраста до 67 лет, тогда как в Великобритании и Ирландии целевые ориентиры установлены на уровне 68 лет.
Есть еще одна тенденция. Во многих странах для женщин установлен более низкий возраст выхода на пенсию. Но в рамках пенсионной реформы планируется, что для женщин и мужчин возраст выхода на пенсию будет одинаковым.
С пенсионным возрастом в мире по состоянию на 2023 год и с планами по его увеличению в ближайшей перспективе вы можете ознакомиться в таблице. Стоит отметить, что показатель пенсионного возраста достаточно условный: в большинстве стран граждане могут выходить на пенсию позже с выплатой надбавки, а в других – раньше при наличии длительного страхового стража.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.
Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.
В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит
Мужчины |
Женщины |
Год наступления пенсионного возраста |
|||
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Согласно прежнему законодательству |
Согласно новому закону |
1959(январь-июнь) |
60,5 |
1964(январь-июнь) |
55,5 |
2019(январь-июнь) |
2019(июль-декабрь) |
1959(июль-декабрь) |
60,5 |
1964(июль-декабрь) |
55.5 |
2019(июль-декабрь) |
2020(январь-июнь) |
1960(январь-июнь) |
61,5 |
1965(январь-июнь) |
56,5 |
2020(январь-июнь) |
2021(июль-декабрь) |
1960(июль-декабрь) |
61,5 |
1965(июль-декабрь) |
56,5 |
2020(июль-декабрь) |
2022(январь-июнь) |
1961 |
63 |
1966 |
58 |
2021 |
2024 |
1962 |
64 |
1967 |
59 |
2022 |
2026 |
1963 |
65 |
1968 |
60 |
2023 |
2028 |
Таблица выхода на пенсию с 2022 года в районах Крайнего Севера
«Северные» пенсии в СССР и позднее в России были больше по размеру и наступали раньше, чем у тружеников средней полосы и юга. Женщины получали право выхода на пенсию в 50 лет, мужчины – в 55. Новый закон сохранил пятилетнюю разницу в показателе пенсионного возраста «северян» и всех остальных. Но сам по себе трудоспособный возраст тружеников Крайнего Севера также вырос на 5 лет. Теперь он составляет 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно.
И точно так же для тех, кому в 2022 году оставалось «доработать до пенсии» от нескольких месяцев до четырех лет, предусмотрено поэтапное, льготное повышение пенсионного возраста. Оно отражено в нижеследующей таблице.
Мужчины/женщины |
Год получения права на северную пенсию |
||
Дата рождения |
Новый пенсионный возраст |
По старому законодательству |
По новому законодательству |
1964/1969 |
55,5/50,5 |
2019 |
2019-2020 |
1965/1970 |
56,5/51,5 |
2020 |
2021-2022 |
1966/1971 |
58/53 |
2021 |
2024 |
1967/1972 |
59/54 |
2022 |
2026 |
1968/1973 |
60/55 |
2023 |
2028 |
Как индексируют пенсию россиянам, живущим в Беларуси
Российским гражданам, проживающим в Беларуси, будут индексироваться в соответствии с законами о порядке выплат принятыми в 2016.
Если россиянин пенсионного возраста официально трудоустроен, размер его выплат индексироваться с учетом инфляции по России не будет.
При прекращении работы пенсионные начисления будут пересчитаны с учетом всех повышений с 2016, гражданин России получит повышенную выплату со всеми надбавками в течение 3-х последующих после увольнения месяцев. 3 месяца – период времени для проведения всех необходимых расчетов. Если повышенная пенсия не перечислена, значит документы об увольнения не были получены ПФР.
Жизнь пенсионеров в далеко не сахар, как и в России. К сожалению ее размеры оставляют желать лучшего. Как хочется, чтобы люди не работали после выхода на заработанный отдых, а наслаждались спокойной жизнью на достойные выплаты.