Пенсионное обеспечение муниципальным служащим в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное обеспечение муниципальным служащим в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Особенности реформы пенсии муниципальных служащих
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года, уйти на заслуженный отдых по старости муниципальные сотрудники ранее могли:
- после 55 лет (для женской половины населения);
- после 60 лет (для мужской половины населения).
В связи с принятыми изменениями к российскому законодательству, с прошлого года данный возраст стал повышаться ежегодно на полгода. При этом служащие сохранили за собой право выйти на пенсию досрочно, если имеют соответствующий стаж.
Ниже представлена таблица, демонстрирующая поэтапное повышение пенсионного возраста данной категории работников.
Год, в котором возникает право ухода на отдых |
Возраст, при достижении которого гражданин получает пенсионные выплаты |
|
для мужчин |
для женщин |
|
2017 |
60 лет + полгода |
55 лет + полгода |
2018 |
60 лет + 1 год |
55 лет + 1 год |
2019 |
60 лет + 1,5 года |
55 лет + 1,5 года |
2020 |
60 лет + 2 года |
55 лет + 2 года |
2021 |
60 лет + 2,5 года |
55 лет + 2,5 года |
2022 |
60 лет + 3 года |
55 лет + 3 года |
2023 |
60 лет + 3,5 года |
55 лет + 3,5 года |
2024 |
60 лет + 4 года |
55 лет + 4 года |
2025 |
60 лет + 4,5 года |
55 лет + 4,5 года |
2026 |
60 лет + 5 лет |
55 лет + 5 лет |
2027 |
55 лет + 5,5 лет |
|
2028 |
55 лет + 6 лет |
|
2029 |
55 лет + 6,5 лет |
|
2030 |
55 лет + 7 лет |
|
2031 |
55 лет + 7,5 лет |
|
2032 и далее |
55 лет + 8 лет |
Кто относится по закону к госслужащим
Указом Президента (УП) №1141 от 20 сентября 2010 г определен перечень должностей, которые относятся к государственным служащим. Это:
- Государственные должности (ГД) РФ.
- ГД субъектов РФ
- Должности федеральной госслужбы, утвержденные УП №1574 от31.12.2005.
- Должности госслужбы субъектов РФ, утвержденные их правовыми актами.
- ГД, утвержденные УП № 33 от 11.01.1995.
- Должности прокурорских работников.
- Воинские должности.
- Должности работников налоговой полиции (федеральные органы).
- Должности работников таможенных органов РФ.
- Муниципальные должности и т.д.
Весь перечень должностей, относящихся к госслужащим перечислен в УП №1141, который находится в свободном доступе для ознакомления. Всего насчитывается 18 позиций, в некоторые из которых также внесены добавочные перечни. Все должности, которые учитываются, как государственная служба дают право работникам на дополнительные льготы в получении пенсий. Расчет пенсий госсслужащих начинается с 45 % от заработка и возможно начисление до 75% от заработка.
Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году
На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.
При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.
Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель.
Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.
Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.
Повышение пенсионного возраста военнослужащим на практике
Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.
При повышении пенсионного возраста для гражданских пенсионеров, ситуация с военными не могла остаться в стороне. Позиция государства заключается в стремлении к справедливости.
Права людей должны уравниваться, это касается и данного случая. Так, если бы проект закона не учитывал подобные нюансы, между людьми сформировалось бы огромное расслоение.
Одни мужчины могли бы уже к 40 годам выходить на пенсию и отдыхать, либо заниматься спокойной, необременительной работой. Другим бы пришлось работать до 65 лет.
Полностью уравнивать гражданских и военных нельзя. Ведь люди, стоящие на страже Родины, нередко жертвуют многим ради службы.
Они вынуждены совершать переезды, им приходится сталкиваться с ненормированными графиками, стрессовыми ситуациями. Часть из них проходит через боевые действия.
Тем более, что и военные пенсии у них небольшие. В 2020 году в России рядовые, сержанты и ефрейторы, которые представляют собой основную часть служащих, могут рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей.
Офицеры получают не намного больше. А с 2018 года был использован еще и мораторий на понижающий коэффициент и его изменение.
Коэффициент был актуален до начала 2019 года, составляя около 4 процентов.
Многим военным интересно было бы узнать, что сулят последние новости, произойдет ли индексация пенсии военным пенсионерам в 2019 году? В этом плане позитивные новости все же имеются. Социальные выплаты в грядущем году будут повышать, причем в 2 этапа.
Даже более того: деньги для повышения военной пенсии уже выделены бюджетом. Эти средства должны использоваться только на пенсии, для того, чтобы повысить уровень жизни отставников до максимально приемлемого – с учётом нынешних социальных условий.
Что требуется для назначения пенсионных выплат за выслугу
Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:
- наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2021 году составит 17 лет;
- наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
- в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2021 это количество составляет 16,2.
Пункт 1.1 статьи 7 166-ФЗ устанавливает условия, при которых гражданин получает пенсию по выслуге лет до того, как появляются основания для назначения страховой по старости, то есть досрочно:
- у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
- как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
- гражданин уволился по собственной инициативе.
Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2021 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет. Других изменений, включая индексацию пенсий муниципальным служащим в 2021 году, не предвидится, но учитывая, что сотрудники органов власти всех уровней первыми тестируют на себе грядущие законодательные изменения, требования для получения выплат периодически меняются.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: Смогу ли я сохранить за собой право на получение пенсии МСУ, если уволюсь со службы по собственному желанию, при этом в трудовой книжке останется запись о работе в органе местного самоуправления? В планах трудоустройство не на муниципальную или государственную должность.
Ответ: В ситуации, когда трудовое соглашение расторгается по желанию сотрудника, сохранить заслуженные выплаты не удастся. Это правило закреплено в статье 80 Трудового кодекса РФ.
Вопрос: Я – муниципальный служащий, женщина. Мне в начале июня 2021 года исполняется 55 лет. По состоянию на 1 июня 2021 накоплено 13 лет стажа по должности в МСУ. Могу ли я оформить пособия, при этом получать надбавки?
Ответ: В связи с тем, что нововведения будут притворяться в жизнь постепенно, с каждым последующим периодом гражданину нужно трудиться на полгода больше, чем в предшествующем году. Это требование применяется при определении права на получение надбавок. Для выхода на заслуженный отдых в 2021 году требуется достичь возраста 55,5 лет и иметь стаж 15,5 лет. Поэтому в назначении выплат будет отказано.
Кто относится к муниципальным служащим
Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.
Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.
Кто такие муниципальные служащие
Так называют сотрудников органов местной власти. Они не являются гражданскими служащими, которые трудятся в органах федеральной власти и власти на уровне субъектов РФ, а обладают собственным статусом. Их правовое положение, особенности службы и условия выхода на муниципальную пенсию в 2021 году урегулированы законом № 25-ФЗ от 02.03.2007. Человек является муниципальным служащим, если:
- у него заключен трудовой договор с органом местной власти;
- его должность включена в штатное расписание органа;
- его вознаграждение выплачивается из средств муниципального бюджета.
Расчет муниципальной пенсии
В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.
Формула расчета муниципальной пенсии такова:
МП = СМО/100xБС+Н
где:
СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.
БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.
Н – надбавки.
МП – размер муниципальной пенсии.
Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.
Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.
Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.
Назначение страховой выплаты по старости
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2020. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:
Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) | Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей | |
Мужчины | Женщины | |
2017 | V + 6 месяцев | V + 6 месяцев |
2018 | V + 12 | V + 12 |
2020 | V + 18 | V + 18 |
2020 | V + 24 | V + 24 |
2021 | V + 36 | V + 36 |
2022 | V + 48 | V + 48 |
2023 | V + 60 | V + 60 |
2024 | V + 60 | V + 72 |
2025 | V + 60 | V + 84 |
2026 и последующие | V + 60 | V + 96 |
V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.
ВАЖНО!
Изменения пенсионной реформы, произведенные в июле 2020 года, коснулись стажа МС, который необходим для назначения пенсии. С 2017 года стаж будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет отметки 20 лет. Хотя в 2020 году для назначения пенсии требовался общий стаж — 15 лет.
Следовательно, МС для оформления пенсии в 2020 году должны иметь стаж не меньше 15,5 лет, а в 2020 — 16 лет и так дальше вплоть до 20-летнего периода.
Если бывший МС устроился на государственную должность после назначения пенсионных выплат, то размер пенсии не сокращается и не отменяется!
Муниципальный стаж используется как основа для формирования пенсии в процентах следующим образом:
- 15 лет — 45% от ежемесячного оклада труда;
- 16 — 48%;
- 17 — 51%;
То есть за каждый отработанный год свыше 15 лет, МС получают пенсионную надбавку в размере 3%. Максимальные показатели пенсии – 75% от среднего оклада труда.
При назначении пенсии по инвалидности, стаж МС не влияет на размер пенсии. При наличии 1, 2 группы — пенсия равна 75% от оклада, а при назначении 3 группы — 50%.
Кто относится к данной категории граждан
В дебатах, прениях, сообщениях СМИ местных чиновников часто причисляют к государственным гражданским служащим. Формально это не правильно, поскольку муниципалитеты не являются госорганами.
С административной точки зрения статусы госслужащих и региональных функционеров разграничены:
- государственники представляют структуры исполнительной, законодательной и судебной власти федерального и субъектного уровней;
- главное предназначение чиновника муниципалитета – профессиональная деятельность в органах местного самоуправления. Это хозяйственники, которые решают повседневные задачи, организуют жизнеобеспечение подчиненных территориальных образований, реализуют распоряжения госвласти.
Кто относится к муниципальным служащим
Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.
Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.
Правовое регулирование вопроса
Нормативная база представлена федеральными законами:
- № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
- № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
- № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
- № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.
Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.