Организации должны уплатить имущественные налоги за 2022 год по новым правилам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организации должны уплатить имущественные налоги за 2022 год по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельные категории льготников совсем не платят налог на имущество, но только в том случае, если речь идет о жилом имуществе, гараже, месте на парковке или незавершенном строительстве жилья. За коммерческое жилье, которое используется для заработка, налоги платят все.
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
ПСН | |
Страховые взносы ИП за себя | |
Торговый сбор | |
НПД (по желанию) | |
АУСН | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты
В этом случае он рассчитывается по следующей формуле: общая инвентаризационная стоимость умноженная на применяемый коэффициент (дефлятор), который в 2018 году равен 1,425.
При этом ставки зависят от общей инвентаризационной стоимости объекта:
-
не более 0,1% при цене до 300 тысяч рублей;
-
от 0,1% до 0,3% при цене от 300 до 500 тысяч рублей;
-
от 0,3 до 2,0% при цене более 500 тысяч рублей.
НК РФ предусматривает льготы для следующих юридических лиц:
-
религиозные организации, использующие имущество для ведения религиозной деятельности;
-
учреждения уголовно-исполнительной системы;
-
адвокатские бюро и коллегии адвокатов;
-
организации инвалидов общероссийского статуса;
-
государственные научные центры;
-
организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции и продукции для создания ветеринарных иммунобиологических препаратов.
Налогом облагаются квартиры (и их части), дома (и их части), гаражи или парковочные места, дачи, недостроенные объекты и прочие здания или помещения (складские, офисы, магазины).
Если лицо является собственником доли в недвижимости, то также должно уплачивать взносы, но только со своей доли.
Регионы устанавливают базовую сумму на свое усмотрение.
Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году
Максимальные ставки сбора на имущество регулируются ст. 380 НК РФ. Согласно нормам этой статьи, размер налога не может превышать 2,2% от балансовой стоимости объекта. Органы местного самоуправления в Ярославле могут снижать базовые ставки, подписывая соответствующие законодательные нормативные документы. При этом в НК РФ также прописан перечень льгот:
- для объектов с определённой кадастровой стоимостью — 2%;
- для железнодорожных путей, а также объектов имущества, являющихся их неотъемлемой частью — за 2019 год — 1,3%, за 2021 год — 1,6%;
- для магистральных трубопроводов ЛЭП, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой частью — 1,9%.
Нулевая ставка имущественного сбора используется для объектов газодобычи, магистральных трубопроводов, объектов для хранения и генерации гелия, объектов, предусмотренных техпроектами разработки полезных ископаемых. Нулевая ставка применяется исключительно для объектов, построенных после 1 января 2015 года, расположенных в пределах Иркутской, Амурской области, Якутии.
Субъекты Российской Федерации имеют право дифференцировать норматив имущественного сбора с учетом категории налогоплательщика и типа имущества:
- имущество принадлежит религиозной общине и используется для осуществления основной деятельности;
- учреждений ФСИН;
- общественных объединений, где численность членов инвалидов и их законных представителей составляет более 80%;
- государственных научных организаций;
- адвокатских служб;
- организаций, где главными собственниками являются ОО инвалидов, и численность работников с ограниченными возможностями превышает 50%, а их зарплата составляет не менее 25 % от общего фонда предприятия;
- предприятий, созданных для гуманитарных целей и реабилитации, и находящиеся в собственности организаций инвалидов;
- фармацевтических компаний, если имущество используется для изготовления ветеринарных препаратов для борьбы с эпидемиями, и ряд других.
В отличие от физических лиц, где обязанность начисления налога возлагается на налоговые инспекции в Ярославле, юридические лица должны рассчитывать размер налоговых обязательств сами. Процедура предусматривает:
- ежеквартальное предъявление в фискальные учреждения налоговых расчётов, а также своевременное внесение авансовых платежей;
- предоставление итоговой годовой декларации по налогу на недвижимые объекты, а также оплата всех начислений.
Информацию об авансовых платежах нужно предоставить в течение одного месяца после окончания расчётного периода. Например, за 1 квартал, данные следует сдать до 30 апреля, а годовая декларация подается в Налоговую инспекцию до 30 марта года, следующего за отчётным.
Налог начисляется на остаточную стоимость объектов налогообложения в Ярославле, определяемой в соответствии с правилами бухгалтерского учёта. Когда объект имеет установленную кадастровую стоимость, при вычислении величины налога берётся именно данный показатель.
До 2019 года имуществом в целях взимания налога считались разные активы, в том числе движимые. Теперь же облагается платежами лишь недвижимое имущество.
Субъекты Российской Федерации имеют право дифференцировать норматив имущественного сбора с учетом категории налогоплательщика и типа имущества:
- имущество принадлежит религиозной общине и используется для осуществления основной деятельности;
- учреждений ФСИН;
- общественных объединений, где численность членов инвалидов и их законных представителей составляет более 80%;
- государственных научных организаций;
- адвокатских служб;
- организаций, где главными собственниками являются ОО инвалидов, и численность работников с ограниченными возможностями превышает 50%, а их зарплата составляет не менее 25 % от общего фонда предприятия;
- предприятий, созданных для гуманитарных целей и реабилитации, и находящиеся в собственности организаций инвалидов;
- фармацевтических компаний, если имущество используется для изготовления ветеринарных препаратов для борьбы с эпидемиями, и ряд других.
Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года
ФНС России
Сообщается, в частности, что если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.
Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:
— внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;
— корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.
При определении налоговой базы используется Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.
2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.
В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.
Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.
- Перейти в текст документа »
- Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
- Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Три ключевые изменения в налоге на имущество в 2019 году
Налог на движимое имущество с 2019 года отменен. Облагаться налогом на имущество организаций с января 2019 года будет только недвижимое имущество – понятие «движимое имущество» исчезнет из определения объекта налогообложения налога на имущество.
Новый порядок распространяется на все имущество организации, дата и способ приобретения имущества, а также источник его поступления не имеют значения. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302 ФЗ в пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса России.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию. В связи с изменениями налога на имущество юридических лиц в 2019 году изменятся и отчетные формы. Для облегчения подачи отчетов, а также упрощения взаимодействия с фискальными и иными государственными органами, автоматизируйте отчетность с помощью СБИС Электронная отчетность.
Государство продолжает политику стимулирования инноваций: от уплаты налога на имущество освобождены фонды, УК и компании, работающие в инновационных научно-технологических центрах.
Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ освободил от уплаты налога на имущество фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные Федеральным законом № 216-ФЗ инновационными научно-технологическими центрами. Также не будут платить этот налог и компании, получившие статус участника данного проекта (действие закона распространяется на имущество компаний, стоящее на балансе и расположенное на территории инновационного центра).
Лояльность государство проявило и к гражданам, которые были в шаге от пенсионного возраста – они также получили послабления по налогу на имущество.
Федеральный закон от 30.10.2018 № 378 ФЗ вводит налоговые льготы с января 2019 года лицам предпенсионного возраста, соответствующим определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31.12.2018 года. Эти граждане будут иметь право на льготы по земельному налогу: согласно статье 391 НК РФ – вычет на величину кадастровой стоимости 6 соток одного земельного участка, согласно статьи 407 НК РФ (по налогу на имущество физлиц) — освобождение от уплаты налога по одному объекту определённого вида.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Налог на имущество организаций в Ярославле
Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:
- недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
- передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
- внесена в совместную деятельность;
- получена по концессионному соглашению;
- получена вами как управляющей компанией ПИФ.
Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.
Декларацию сдавайте в следующем составе:
- Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
- Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
- Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
- Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.
Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.
Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.
Такое бывает в двух случаях:
- Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
- Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.
Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.
Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.
Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:
- 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
- 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
- 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
- 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.
Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.
С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.
Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.
На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.
В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.
С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
- Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
- Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
- В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.
1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
- Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
- Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Налог на имущество в Московской области для физических лиц
Налог на имущество физических лиц в Московской области регулирует Закон Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
В соответствие с данным нормативным актом с 01 января 2015 года налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Данный порядок налогообложения распространяется на все города и населённые пункты Московской области.
Ранее расчёт налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости существенно отличается от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость очень сильно приближена к рыночной. Пример:
Инвентаризационная стоимость однокомнатной квартиры в доме 1980-х годов постройки в г. Котельники составляет порядка 600000 рублей, кадастровая стоимость — порядка 3,5 миллионов рублей.
Таблица ставок налога на имущество
В соответствии со ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований. Так, в Московской области каждое муниципальное образование работает в соответствии принятым самостоятельно нормативным актом.
Но, проанализировав Решения Совета депутатов различных муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, можно сделать заключение о том, что практически во всех муниципальных образованиях ставки едины и не противоречат налоговому законодательству:
Объект налогообложения | Ставка налога, % от кадастровой стоимости |
Объекты, кадастровая стоимость которых не превышает
300 млн.рублей |
|
Квартиры, комнаты | 0,1% |
Жилые дома | 0,3% |
Объекты незавершённого строительства (жилой дом) | 0,3% |
Комплекс недвижимости, в состав которого входит жилое помещение | 0,3% |
Гараж, машино-место | 0,3% |
Хозяйственные строения и сооружения, площадь которых не превышает 50 кв.м., расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС | 0,3% |
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ПЕРЕВОД ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
При представлении Уведомления в виде распоряжения (платежного поручения) необходимо заполнить все реквизиты распоряжения на перевод денежных средств в соответствии с правилами Приказа № 107 н, в том числе налоговый период;
— в поле «КПП» указывается КПП плательщика, чья обязанность исполняется (как в декларации/расчете);
— если плательщиком после представления Уведомления в виде распоряжения выявлена ошибка, необходимо направить Уведомление по форме, установленной Приказом для уточнения (исправления) обязательств.
При представлении Уведомления в виде распоряжения:
— по ежемесячным авансовым платежам по налогу (НДФЛ, страховые взносы) в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается, например, МС.01.2023, где 01 — это январь;
— по квартальным авансовым платежам по налогу (УСН, имущественные налоги юридических лиц) в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается, например, КВ.01.2023, где 01- это первый квартал;
— по НДФЛ, исчисленного и удержанного за период с 22.12.2023 по 31.12.2023, в реквизите «107» – «значение показателя налогового периода» указывается «ГД» — годовые платежи, так, за период 22.12.2023 — 31.12.2023 — «ГД.00.2023».
Если при обработке Уведомления в виде распоряжения установлено неоднозначное определение отчетного (налогового) периода, указан КБК, по которому не предоставляется Уведомление, начисление не формируется.