Политическое убежище в 2023: карта стран, где можно его попросить и получить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политическое убежище в 2023: карта стран, где можно его попросить и получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году гражданин Украины, ходатайствующий о политическом убежище, может получить его гораздо проще, по гуманитарным соображениям. Статус предоставляется в соответствии с принятой директивой Европейской комиссии о временной защите (2022/382), вступающей в силу с 4 марта и на следующие 12 месяцев.
Утрата временного убежища
Утрата временного убежища, согласно п. 16 Правил, возможна в случае:
- устранения причин, по которым оно было выдано;
- получения ВНЖ, приобретение гражданства РФ или гражданства иного государства;
- покидания пределов РФ для постоянного проживания за ее пределами.
В это же время, согласно п. 17 Правил, лицо может быть лишено статуса временного убежища принудительно, если:
- осуждено за уголовное преступление на территории России;
- сообщило неправдивые сведения или предоставило поддельные документы при получении статуса;
- получило административное наказание за проступки, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Различия между статусом беженца и предоставлением временного убежища
При запросе помощи иностранный гражданин или лицо может попросить просто временного убежища, без оформления статуса «беженца».
Временное убежище оформляется всего только на один год. Оно предполагает, что ситуация в родной стране мигранта улучшится и он сможет вернуться на родину. На основании заявления, его можно продлить еще на один год.
Процедура оформления значительно проще, чем при запросе статуса «беженца». При предоставлении убежища, национальный паспорт иностранца сдается, а вместо него выдается соответствующее свидетельство.
Оформить временное убежище можно:
- Если иностранный гражданин имея все основания для получения статуса беженца, выберет все-таки временное убежище.
- Если оформить статуса беженца невозможно, но депортация данного человека по установленным причинам недопустима (угроза смерти, здоровью, отказ участия в военных действиях).
Главное отличие между беженцем и временным убежищем заключается в сроке пребывания на стране, где оформляется помощь. В первом случае это три года, во втором – один год.
Жизнь беженцев на территории Германии
Начиная с 2015 года в стране наблюдаются проблемы с интеграцией, расселением и обеспечением прибывающих в страну вынужденных переселенцев. О том, откуда беженцы в Германии, говорит статистика: Сирия, Ирак, Афганистан, восток Украины, Сенегал, Нигерия, а также ряд других африканских и балканских государств. И хотя поток прибывающих в ФРГ иностранцев в 2016-2017 годах значительно уменьшился, до сих многие из тех, кто желает остаться тут навсегда, вынуждены жить в актовых залах школ или строительных вагончиках.
То, в каких районах Германии больше всего переселенцев, наглядно показывает карта мигрантов в Германии, данные которой представлены в таблице.
Регион | Процент беженцев в отношении к общей их численности в стране |
---|---|
Северный Рейн-Вестфалия | 21,21 |
Бавария | 15,52 |
Баден-Вюртемберг | 12,86 |
Нижняя Саксония | 9,32 |
Гессен | 7,36 |
Саксония | 5,08 |
Берлин | 5,05 |
Как получить статус политического убежища в РФ в 2023 году
Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.
Политическое убежище — что это?
Желание покинуть страну проживания может быть вызвано разными причинами. Однако, если человек подвергается преследованиям или притеснениям по религиозным, политическим или иным причинам, он может претендовать на убежище. В этом случае при предоставлении убедительных доказательств заявление будет рассмотрено иностранным государством. И если он найдет это убедительным, то предоставит статус политического беженца.
Обязательно заранее ознакомьтесь с информацией перед подачей заявления на политическое убежище. В большинстве государств, включая РФ и США, этот статус можно получить только находясь на их территории (в том числе скрываясь в посольстве, как Джулиан Ассанж). Это невозможно сделать извне. Это значит, что вам придется самостоятельно решать проблему въезда, получать визу, оформлять паспорт.
Где лучше просить политическое убежище?
Почти все государства Восточной Европы уже закрыли свои границы с Россией и заявили, что не намерены предоставлять политическое убежище россиянам, уклоняющимся от мобилизации. К таким странам относятся: Эстония, Литва, Польша, Финляндия, Латвия, Чехия .
Более лояльно к гражданам РФ относятся страны из Западной Европы, где высок шанс получения защиты. В страну, куда преследуемый может попасть любым путем, он может подать заявление о предоставлении убежища, и миграционная служба не будет иметь права отказать в рассмотрении дела.
австрия и Германия финансово поддерживают граждан, дела которых учитываются и изучаются. Когда заявитель получит статус беженца в Германии, он получит хорошее пособие, которое соответствует пособию для безработных немцев. Местные власти готовы оплачивать беженцам жилье, курсы немецкого языка, курсы для получения новой квалификации.
Если подать заявление во Франции, беженец тоже может рассчитывать на хорошее пособие.
Если беженец пробыл в Испании 3 года, он может получить право на ПМЖ в стране по месту жительства. Льготы здесь ниже, чем в Австрии, Франции и Германии, но есть возможность в будущем стать гражданином.
Какие ограничения накладывает политическое убежище?
Как правило, лицо, ищущее убежища, не может вернуться на родину, поскольку подача заявления о предоставлении убежища подразумевает, что такое возвращение опасно. Нет больше риска = нет статуса. В некоторых странах люди теряют свой статус, покидая страну убежища один раз или на срок, превышающий срок, указанный в законе.
Кроме того, ходатайство о предоставлении убежища может стать черной меткой для миграционной службы: например, в Германии после отказа в убежище вы не сможете претендовать на другие правовые статусы (например, вид на жительство для работы). Также могут быть проблемы с визой. Но это касается не всех ситуаций: например, у украинцев таких проблем, скорее всего, не будет.
Статус беженца из восточной Украины
Граждане, вынужденные покинуть восточные регионы Украины, также могут претендовать на получение статуса беженца.
Единственный нюанс для них (как и для всех остальных граждан, претендующих на получение статуса беженца) заключается в том, что при выборе региона проживания стоит узнать о наличии квоты для выдачи удостоверения беженца.
Например, количество квот для украинских беженцев в Москве на 2016 год составило 2 000.
Давайте разберемся, как именно.
Во-первых, в органах ФМС граждане Украины могут получить разрешение на работу. Данное разрешение оформляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней. За получение документа придется оплатить государственную пошлину в размере 3 500 рублей.
Но опять все упирается в квоты. Годовое количество разрешений на работу, которые выдаются иностранным гражданам, в каждом регионе РФ утверждается заранее. Поэтому может получиться так, что гражданин Украины просто-напросто не получит разрешение на работу.
Во-первых, в органах ФМС граждане Украины могут получить разрешение на работу. Данное разрешение оформляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней. За получение документа придется оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Но опять все упирается в квоты. Годовое количество разрешений на работу, которые выдаются иностранным гражданам, в каждом регионе РФ утверждается заранее. Поэтому может получиться так, что гражданин Украины просто-напросто не получит разрешение на работу.
Какая будет оказана помощь переселенцам в 2022 году от властей РФ
В настоящее время на Украине из-за военных действий отмечается сложная, нестабильная обстановка. Поэтому многие граждане ее восточных, центральных районов вынуждены покинуть свое жилье и искать пристанища в других странах и, прежде всего, в РФ и РБ. Россия всегда шла навстречу и протягивала руку помощи братским народам. И на этот раз дабы поддержать украинцев, оказавшихся в бедственном положении и желающих переехать в РФ, российской стороной предпринято ряд мер, закрепленных на законодательном уровне. Настоящие меры значительно упрощают, облегчают процесс переезда, трудоустройства, получения жилья. Они отображены в программе поддержки соотечественников. О том, какая именно предусмотрена помощь переселенцам из Донбасса в России (работа и проживание) в 2022 году в рамках данной госпрограммы, пойдет речь.
Утрата и лишение статуса
Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:
- вернулся в страну принадлежности или пребывания;
- выехал для постоянного проживания в третью страну;
- добровольно отказался от статуса;
- приобрел гражданство РФ или другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.
Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:
- этого требует государственная безопасность;
- лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
- лицо совершило преступление и осуждено за это.
Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.
Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно
Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:
- заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
- человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
- заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
- лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
- человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
- иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
- информация, описанная в документах, была неверной;
- причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).
Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.
Предоставление временного убежища и защиты преследуемым лицам в Европе регламентируется Женевской конвенцией от 1951 года, Дублинской конвенцией от 1990 года и Директивой ЕС 2001/55/ЕС от 20.07.2001 года. Отдельно в каждой стране действуют свои нормы и правила приема беженцев. В рамках данных документов принимаются следующие определения:
- временная защита — исключительная процедура, применяющаяся в случае массового притока лиц из третьих стран, которым грозит опасность в родном государстве;
- перемещенные лица — граждане третьих стран или не имеющие гражданства, которые вынуждены были покинуть свой дом и пока не имеют возможности вернуться в безопасное место;
- беженцы — лица, которые в силу обоснованных опасений временно не могут находиться в родном государстве и рассчитывать на его защиту.
Также в контексте отдельных государств существует понятие гуманитарной визы. Не в каждой стране есть возможность оформить такой разрешительный документ на пребывание. Но, например, в Польше и США можно получить визовый пропуск по гуманитарным причинам, который выдается в том случае, если у соискателя нет возможности и оснований получить иные разрешения на пересечение границы и нахождение в стране.
Какие льготы и пособия можно получить
Согласно Директиве ЕС беженцы, находясь в любой из стран Евросоюза, имеют право на социальное обеспечение, пока не вернутся в родное государство или не найдут иные источники дохода. Порядок предоставление помощи и размеры пособий определяются странами индивидуально. Например, в Германии украинцы могут получить Arbeitslosengeld II, ALG2 — пособие по безработице, и на детей — Kindergeld. В Чехии через Бюро труда всем прибившим в страну иностранцам по гуманитарным причинам выдается пособие в размере 5 000 крон. Первая выплата предоставляется автоматически, а последующие — по запросу лицам, которые оказались в сложной ситуации и пока не имеют источника заработка.
В каждой из стран ЕС вынужденные беженцы имеют возможность получить государственную финансовую поддержку по приезде и дополнительную ежемесячную помощь, если есть такая необходимость. Данные выплаты являются существенным плюсом к бюджету, но тем не менее не могут в долгосрочной перспективе покрывать все жизненные потребности человека.
Политическое убежище для украинцев
В 2023 году граждане Украины, претендующие на политическое убежище, смогут получить его на гуманитарных основаниях гораздо проще. Этот статус будет предоставлен в соответствии с Директивой Европейской комиссии по усыновлению (2022/382), которая действует с 4 марта и в течение следующих 12 месяцев.
Все страны-члены ЕС готовы принять украинцев. Для пересечения границы достаточно документов, удостоверяющих личность. Статус беженца присваивается в первой стране, в которую въезжает гражданин Украины. Благодаря более благоприятным условиям и субсидиям, во время транзита невозможно пересечь всю Европу. Страна, в которой человек проходит паспортный контроль в качестве беженца, становится его убежищем. Во время рассмотрения заявления невозможно работать на его территории.
Принятие отрицательного решения: дальнейшие действия
Объективности ради стоит напомнить, что положительное решение иммиграционных властей, согласно статистике, принимается далеко не в каждом случае. Поэтому вероятность отказа довольно высока. В то же время значительное число мигрантов всё же добилось положительного решения через суд. При получении официального отказа от управления по делам беженцев иммиграционной службы принимающей страны, в первую очередь, следует постараться выяснить его причину.
Ни в одной из европейских стран, ни в США, ни в Канаде не следует предлагать вознаграждение иммиграционному специалисту, от резолюции которого очень многое зависит. Укоренившиеся привычки жителей стран СНГ могут оказать им в развитых странах медвежью услугу. Поэтому при попытке дачи взятки можно запросто оказаться не в лагере для беженцев, а в лагере для осуждённых, а мечта о получении статуса «беженца совести» развеется как дым.
Если прошение о предоставлении статуса будет отклонено, то оно переходит в юрисдикцию судебной власти, а именно — судьи, рассматривающего дела беженцев. Податель ходатайства о присвоении ему статуса беженца может обжаловать негативное решение иммиграционных властей. Для этого ему следует подать апелляцию в чётко оговоренные законодательством принимающей его страны сроки. В ней следует указать, какие именно иммиграционные законы данной страны были нарушены при принятии негативного решения, или констатировать факт нарушения установленной процедуры рассмотрения ходатайства. Если же суд вынесет решение об отказе в предоставлении статуса, то заявителю будет выдан депортационный ордер, согласно которого он должен будет покинуть территорию страны в двухнедельный срок.
Права и обязанности получателя убежища
Права:
- Получение бесплатной медицинской помощи при условии, что мигрант встал на учёт в системе ОМС;
- Свободное получение образования в детсадах, школах и институтах с государственной аккредитацией;
- Помощь в трудоустройстве и поиске подходящего места работы, при необходимости допускается прохождение переквалификации;
- Оформление документов, требуемых для трудоустройства: трудовая книжка, СНИЛС, ИНН.
Обязанности:
- Не позднее месяца после подачи заявления о выдаче временного убежища добраться до места временного нахождения (актуально для тех, кто подаёт заявление, находясь в родной стране);
- Своевременно отправлять в миграционную службу всю необходимую информацию;
- В обозначенное сотрудниками госструктур время проходить плановое медицинское обследование;
- Придерживаться принципов российской Конституции, не нарушать права окружающих людей и соблюдать правила проживания.
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.
Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.
Похожие записи: