1. Общие положения семейного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Общие положения семейного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Семейное право – это комплекс норм права, которые регулируют семейные, то есть личные, а также производственные от них отношения имущественного характера, формирующиеся между людьми из брака, принятия детей в семью на воспитание и кровного родства.

Порядок регулирования семейных отношений государством

Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.

Понятие «семья» играет большое значение в жизни общества. Существует определенный ряд правил, норм и принципов, которые ориентируют и регулируют семейные отношения.

Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.

Замечание 1

Новое семейное законодательство дополнено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, а также других правовых документов, которые ратифицированы РФ.

В ссорах и спорах, возникающих между членами семьи, если невозможно достигнуть согласия, между спорящими сторонами, например, изменение имени и фамилии ребенка, места его проживания, методы воспитания, имущественные интересы сторон и т.п., арбитром выступает государство в лице компетентных органов: органы опеки и попечительства, суд.

Конституция РФ – основной нормативный документ, регулирующий нормы семейного права, отрасли права, которая регулирует отношения в семье.

Основные правовые статьи Конституции РФ:

  • ст. 2 – обозначает круг обязанностей государства относительно защиты прав и свобод каждого из граждан, подчеркивает, что свободы человека – ценность наивысшей значимости;
  • ст 19. – определяет равенство перед законом и судебными инстанциями мужчины и женщины, равенство гражданских прав и возможностей;
  • ст. 20 – гарантирует право на жизнь;
  • ст. 21 – оберегает понятие достоинства личности;
  • ст. 22 – обеспечивает свободу и соблюдение неприкосновенности личности;
  • ст. 23 – по аналогии с предыдущей оберегает право на неприкосновенность частной жизни, сохранение семейной тайны;
  • ст. 28 – обеспечивает право на свободу совести, отсутствие препятствий в религиозных взглядах;
  • ст. 46 – дает гражданам право получить защиту через суд.

Также положение Конституции включают в себя круг обязанностей государства по части института семьи, рамки отношений и круг обязанностей внутри одной семьи.

Аналогия в семейном праве

Принимая законодательные акты, законодатель зачастую стремится урегулировать максимальный круг отношений. Однако, как известно, жизнь богаче любой теоретической конструкции. Кроме того, жизнь изменчива. Появляются отношения, которые правом не урегулированы. В таких случаях говорят, что существует пробел в праве (законодательстве), т.е. существуют отношения, входящие в предмет правового регулирования (семейного) законодательства, но оно по поводу таких отношений «хранит молчание», нет соответствующих норм и в гражданском законодательстве. В таких ситуациях участники отношений определяют свои права и обязанности соглашением. Обычно при этом считают, что совершена сделка (заключен договор, заключено соглашение), не предусмотренная законом, но ему не противоречащая.

Иногда стороны заключают известный закону договор (например, брачный договор) и включают в него условия, не предусмотренные законом (законодательством), но ему не противоречащие.

Регуляторами отношений являются законодательство и договор. Если нет ни того, ни другого, то приходится прибегать к аналогии, о чем и говорится в ст. 5 СК РФ: «В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости».

Считается, что законодательство (в том числе семейное) применяется по аналогии в тех случаях, когда существует пробел в праве. Как представляется, аналогия закона и аналогия права требуются при наличии такого пробела, если соответствующие отношения не регулируются и договором. При этом правильнее было бы говорить не о пробелах в праве, а о пробелах в правовом регулировании.

Аналогия закона допустима при наличии следующих условий.

Во-первых, существуют семейные отношения, не урегулированные законодательством, т.е. отношения, входящие в предмет семейного права, но правил, регламентирующих такие социальные связи, законодательство не содержит.

Во-вторых, такие отношения не регламентированы и соглашением сторон (которое не противоречит законодательству).

В-третьих, существует закон или иной правовой акт, которым регулируются сходные отношения.

В-четвертых, применение указанного сходного закона (иного правового акта) к данному (не урегулированному законодательством или договором) семейному отношению не противоречит существу такого отношения.

Аналогия права допустима, когда семейные отношения не урегулированы законодательством и (или) договором и нет закона (иного правового акта), регламентирующего сходные общественные отношения. Аналогия права означает определение прав и обязанностей участников семейных отношений исходя из общих начал и смысла семейного законодательства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения и т.д. (ст. 1 СК). Смысл семейного законодательства вряд ли можно определить одной фразой, он может быть обнаружен лишь в результате анализа всех семейно-правовых норм.

При использовании аналогии права необходимо учитывать требования добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. Эти оценочные категории позволяют учесть определенные обстоятельства каждой конкретной ситуации.

Литература по семейному праву

По семейному праву опубликовано достаточно большое количество работ. Полагаем возможным выделить наиболее значительные, с нашей точки зрения, труды.

Основой для развития науки семейного права как в России, так и за рубежом послужило частное право Древнего Рима. В связи с этим при изучении курса прежде всего необходимо обратиться к работам В.М. Хвостова «Система римского права. Семейное право. Наследственное право» (1883), С.А. Муромцева «Гражданское право Древнего Рима» (1909), «Римское частное право» (под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского (1948)).

Наибольший вклад в формирование науки отечественного семейного права, безусловно, внес известнейший дореволюционный российский цивилист А.И. Загоровский, создавший непревзойденный и по сей день труд «Курс семейного права» (1909). Из произведений, написанных до 1917 г., следует также обратить внимание на «Исследования по русскому праву семейному и наследственному» И.Г. Оршанского (1877), «Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза» К. Кавелина (1884), «Об отношениях супругов по имуществу» А.Ф. Казимира (1884), «О брачном союзе, расторжении брака, власти родителей и проч.» А.З. Соколовского (1889), «Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве» В.И. Синайского (1910).

Нельзя также не упомянуть о работах К.П. Победоносцева «Курс гражданского права» в трех томах (1896), Н.С. Суворова «Учебник церковного права» (1908), В.И. Сергеевича «Лекции и исследования по древней истории русского права» (1910), Ю.С. Гамбарова «Гражданское право» (1911), Г.Ф. Шершеневича «Учебник русского гражданского права» (1911), Д.И. Мейера «Русское гражданское право» (1914), И.А. Покровского «Основные проблемы гражданского права» (1917), в которых рассматривались институты семейного права в контексте науки гражданского права, поскольку традиционно семейное право считалось составляющей гражданского права.

Немалую лепту в развитие семейного права в России внесли советские ученые. Из трудов советского периода можно выделить «Советское семейное право» Г.М. Свердлова (1951), «Личные и имущественные отношения в советской семье» Н.В. Рабинович (1952), «Советское семейное право» В.А. Тархова (1963), «Семейное право» В.А. Рясенцева (1967), «Основы законодательства о браке и семье» А.И. Пергамент (1969), «Семейные правоотношения в СССР» Е.М. Ворожейкина (1972), «Имущество супругов» В.П. Никитиной (1975), «Законодательство о браке и семье: практика применения, некоторые вопросы теории» В.П. Шахматова (1981), «Советское семейное право» Г.К. Матвеева (1985), «Вопросы советского семейного права в судебной практике» А.М. Беляковой (1989), коллективную монографию «Законодательство о браке и семье и практика его применения (к 20-летию Основ и КоБС РСФСР)» (под ред. Л.М. Звягинцевой, Л.Г. Кузнецовой, Г.И. Стрельниковой, Н.И. Масленниковой и Б.Н. Мезрина (1989)).

Из современной литературы по данной тематике следует выделить «Семейное право: Учебник» М.В. Антокольской (2013), «Семейное право: Учебник для академического бакалавриата» А.М. Нечаевой (2014), «Семейное право» Л.Н. Пчелинцевой (2014), статью Л.Ю. Михеевой «Развитие кодификации российского семейного права» в книге «Кодификация российского частного права 2017» (под ред. П.В. Крашенинникова (2017)).

Особого внимания заслуживают комментарии к кодифицированным актам по семейному праву, в частности в советский период — комментарии к Кодексу РСФСР о браке и семье, а с 1996 г. — комментарии к Семейному кодексу РФ. В их числе Комментарий к Кодексу о браке и семье (под ред. Н.А. Осетрова (1982)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) (под ред. И.М. Кузнецовой (2002)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации Л.М. Пчелинцевой (2011), Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (под ред. П.В. Крашенинникова (2012)).

Безусловный интерес вызывают и современные работы, посвященные отдельным институтам семейного права, в частности «Опека и попечительство: теория и практика» Л.Ю. Михеевой (под ред. Р.П. Мананковой (2004)), «Правоотношения собственности супругов» А.В. Слепаковой (2005),

«Алиментные обязательства и обязанности членов семьи: Практическое пособие» Л.В. Тихомировой (под ред. М.Ю. Тихомирова) (2011), «Алиментные права и обязанности членов семьи: Практическое пособие» М.Ю. Тихомирова (2011), «Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография» Т.Е. Борисовой (2012).

И разумеется, нельзя не упомянуть о произведениях разных лет, посвященных зарубежному и международному семейному праву. В их числе: «Вопросы брака и развода в международном частном праве» Н.В. Орловой (1960), «Брак и семья в международном частном праве» (1966), «Международная защита прав и интересов детей» И.К. Городецкой (1973), «Брак и развод в буржуазном семейном праве» О.А. Хазовой (1988), «Семейные отношения в международном частном праве» Н.А. Шебановой (1995), «Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты» (под ред. В.В. Залесского (2004)), «Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции» (2011), «Брачный договор в Российской Федерации, других государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии: Учебно-практическое пособие» А.Н. Левушкина (2012), «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» Л.А. Смолиной и Я.В. Задесенской (2014).

Российское законодательство о семье

  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ Первоначальный текст документа опубликован в изданиях “Российская газета” от 27 января 1996 г. N 17, “Собрание законодательства РФ” от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
  • “Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) “Собрание законодательства РФ”, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  • Трудовой кодекс РФ, глава 41
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”
  • Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Читайте также:  Розничная торговля на УСН в 2023 году

Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

Основные принципы семейного права – это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.

Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.

Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.

Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Отношения, регламентируемые семейным законодательством

Отношения, которые регулирует семейное законодательство, — это моменты взаимодействия между членами семьи по поводу заключения или расторжения брака, а также по другим вопросам имущественного и неимущественного характера, возникающим в рассматриваемой ячейке общества.

В состав семьи могут входить муж, жена, дети, бабушки, дедушки, сестры, братья и другие родственники, а также опекуны и попечители, усыновители, приемные родители и подопечные.

Семейное право регламентирует и отношения, возникающие не в семье, а просто образующиеся на основании родства, брака, который был расторгнут, или других предусмотренных законом оснований. Так, например, жена имеет право после развода получать алименты от бывшего супруга в определенных оговоренных законом случаях.

Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

Основные принципы семейного права – это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.

Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.

Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.

Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Основные начала семейного законодательства

Так, В.И. Синайский писал: «Естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи. Поэтому при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать нормам юридическое значение, а не ограничиваться констатированием их нравственного характера» .

Думается, прав Г.Ф. Шершеневич, который писал: «К семейным правам не должны быть причислены устанавливаемые законом права на взаимную любовь, уважение, почтение, потому что это мнимые права, лишенные санкции, — право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным» . Поэтому вряд ли следует соглашаться с утверждением, будто правовое регулирование семейных отношений «можно построить таким образом, чтобы оно способствовало становлению и сохранению между членами семьи взаимной любви и уважения, ответственности перед семьей и стремлению членов семьи осуществлять взаимопомощь и поддержку друг друга» .

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

§ 1. Особенности реализации и охраны прав и законных интересов человека и гражданина в сфере семейных отношений

§ 2. Политика по улучшению положения семьи в Российской Федерации как одно из основных направлений полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социально-экономические события, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, выявили множество проблем семьи, которые непосредственно влияют на права участников семейных отношений, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества. Необходимость их разрешения напрямую связана с демократическими преобразованиями, направленными на реформирование России, создание правового, социального государства, в котором человек и его права являются высшей ценностью. Основополагающие принципы взаимоотношения семьи и государства определяются Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ), где в ст. 38 закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Конституционное закрепление защиты семьи свидетельствует значимости ее роли в российском обществе, о заинтересованности государства в ее поддержке, сохранении и качественном развитии. Более того, Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, – «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

Конституционно-правовой статус российской семьи характеризуется множеством проблем, таких как: создание механизма материальной ответственности родителей, лишенных родительских прав; решение жилищных проблем, возникающих в условиях распада семьи, а также вопросов алиментных обязательств и др. Эти проблемы нуждаются в правовом разрешении, так как правоприменительная практика пошла по пути ущемления прав человека и гражданина в сфере семейных отношений. От оперативного реагирования на них государства зависит состояние и перспектива развития института семьи. От ее прочности, уровня защиты и обеспеченности зависит успешное осуществление крупномасштабных мер по перестройке всех сфер жизни российского общества.

В силу этого Россия, претерпевшая глубокие преобразования, выбрала путь кардинального реформирования, и за последние годы государственная политика в интересах семьи, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего, в области образования, воспитания, здравоохранения, организации семейного отдыха, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов участников семейных отношений. Началом активной деятельности государства, направленной на поддержку семьи, следует считать заявление Президента о проведении в Российской Федерации «Года семьи»1. В рамках преобразований реализуются многочисленные приоритетные национальные проекты, направленные на защиту и обеспечение конституционных прав участников семейных отношений. Например, «Обеспечение жильем молодых семей», основным механизмом реализации которого является федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг.2 и входящие в ее состав подпрограммы и представления субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В различных регионах страны создаются фонды помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Принят ряд нормативных правовых актов, призванных поддерживать семью и ее членов: Указ Президента РФ от 1 июля 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»3, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»4 и т. д.

    Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам

    [. ] принятие в отношении страдающего ВИЧ-инфекцией иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решения о нежелательности его проживания в Российской Федерации либо об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения и о депортации такого лица, при отсутствии с его стороны нарушений требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц, направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания и соблюдение которых не позволяет рассматривать такое лицо в качестве несущего повышенные риски для окружающих сверх обусловленных свойствами данного заболевания (как они выявлены медициной на сегодняшний день), а также при отсутствии иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к нему подобных ограничений, не может быть признано соразмерным и адекватным конституционно значимым целям и ценностям.

    [. ] осуществляемое законодателем правовое регулирование — исходя из конституционных принципов правового государства, верховенства закона, а также принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности при определении условий реализации фундаментальных прав и их возможных ограничений — должно обеспечивать баланс конституционных ценностей, прав и законных интересов всех участников конкретных правоотношений, поскольку, с одной стороны, раскрытие медицинской документации охватывается достаточно строгими гарантиями защиты личной тайны и персональных данных умершего, проистекающими из конституционных требований уважения его частной жизни, а с другой стороны, в ряде случаев раскрытие врачебной тайны может требоваться как для выполнения государством своих позитивных обязательств по защите права на жизнь в аспекте расследования смерти пациента, так и в контексте защиты прав и законных интересов переживших его членов его семьи.

    Устанавливая в целом оправданные [. ] ограничения, взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, вместе с тем — в силу своего императивного характера — рассматриваются в судебной практике как предполагающие отказ гражданину, намеревающемуся усыновить ребенка, в удовлетворении заявленного требования при формальном подтверждении одного только факта наличия у него ВИЧ-инфекции и (или) гепатита C.

    Приведенная правовая позиция, учитывая аналогичные юридические конструкции пункта 1 статьи 152.1 и пункта 1 статьи 152.2 ГК Российской Федерации и имея в виду, что Конституция Российской Федерации в статьях 23 и 24 не делает различий между способами (формами) распространения информации о частной жизни лица, применима в случае опубликования не только изображений (фотографий) лица, но и информации о его частной жизни в средствах массовой информации без его на то согласия.

    При этом одним из важных факторов, определяющих эффективность достижения указанного баланса, является обеспечение возможности судебного контроля за законностью решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении соответствующей информации потомкам усыновленного, предназначение которого как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности в силу взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации предопределяет право заинтересованных лиц обратиться в суд за разрешением спора (за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном законом порядке).

    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

    1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
    2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
    3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
    СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    • Ответственность родителей за своего ребенка.
    • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
    • Воспитание ребенка родителями.
    • Защита родительских прав.
    • Лишение родительских прав.
    • Права ребенка.
    • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
    • Защита семейного права.
    Читайте также:  Новые штрафы ГИБДД с 1 января 2023 года за превышение скорости

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

    Право человека на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека, одним из основных конституционных прав, которое принадлежит человеку от рождения и неотчуждаемо. Оно является одним из международных стандартов в области прав человека, который получил свое закрепление в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и ряде других международно-правовых актов.

    Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ); тайна исповеди (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д.. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (ст. 310 УК РФ); нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища — незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека — все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия (в частности, обыск), обязаны принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этих действий обстоятельства частной жизни лиц, их личная или семейная тайна.

    Неприкосновенность семейной жизни — это ограничения на вмешательство в семейные дела, в личные отношения с другими людьми. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Право на личную и семейную тайну означает, что член семьи может требовать неразглашения соответствующих сведений, а также распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».

    Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т. д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

    Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т. е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства.

    Предметом трудового права являются следующие общественные отношения, связанные с трудом на производстве:

    – отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя;

    – трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда. Основной предмет трудовых отношений – работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации. Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично работу в общем процессе труда на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя;

    – отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;

    – отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;

    – отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

    – отношения надзорных и контрольных органов с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;

    – отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    – отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в зависимости от того, какая сторона причинила вред:

    > по материальной ответственности работодателя за вред, нанесенный работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред;

    > по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя. Данные отношения возникают только у тех работников, которые нанесли ущерб или которым причинен вред. Большинство же работников их не имеют;

    – отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудовой спор, второй стороной этих отношений является орган, решающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т. п.).

    Все отношения предмета трудового права возникают у работников в связи с их трудовыми отношениями, и поэтому мы говорим, что предметом трудового права являются трудовые отношения работников производства и остальные восемь – непосредственно с ними связанные общественные отношения.

    Методом трудового права называется комплекс следующих способов правового регулирования, т. е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:

    – сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Указанное соотношение в настоящее время изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;

    – договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

    – равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;

    – участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;

    – специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;

    – единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).


    Система трудового права делится на общую и особенную части. Система науки, учебного курса трудового права состоит из тех же двух частей. В общую часть трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционно-правовые основы труда.

    Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам:

    – институт обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения);

    – институт рабочего время и время отдыха,

    – институт оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплаты,

    – институт трудовой дисциплины и охраны труда и др.


    Основные принципы правового регулирования труда и основные отраслевые принципы трудового права, а также основные правовые принципы организации труда идентичны и означают главные ведущие положения, отражающие суть всего трудового законодательства страны.

    Трудовое законодательство (ст. 60 ТК РФ) запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, поскольку эта работа будет другой и ее выполнение будет означать изменение трудового договора. Изменение же трудового договора возможно лишь с согласия его сторон. Этот запрет относится ко всем видам трудового договора (если специальное законодательство не оговаривает иное), кроме двух случаев временных переводов – по производственной необходимости и из-за простоя. Как правило, одностороннее изменение трудового договора не допускается. На такое изменение необходимо согласие обеих сторон договора. Изменение трудового договора означает для работника перевод его на другую работу и наоборот. Перевод на другую работу означает изменение существенных условий трудового договора. Существенными условиями трудового договора являются все непосредственно оговоренные в письменном тексте трудового договора условия (ст. 57 ТК РФ), а также производные, предусмотренные законодательством, кроме случаев, когда их меняет сам законодатель.

    Переводом на другую работу называется изменение в деятельности работника, т. е. предоставление ему другой работы по сравнению с оговоренной трудовым договором. Под другой работой понимается изменение одного из существенных условий договора (места работы, трудовой функции, оплаты труда и др.) или других существенных условий труда (степени вредности условий труда, режима труда, объема работы и т. д.). Такое понятие перевода закреплено в ст. 70 ТК РФ.

    Перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации или на другое предприятие, учреждение, организацию либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией допускается только с согласия работника за исключением случаев, указанных в ст. 74 ТК РФ (производственная необходимость).

    Не считается переводом на другую работу и не требует поэтому согласия работника перемещение его на том же предприятии, учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме, агрегате без изменения существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ). Перемещение на другое рабочее место без изменения существенных условий трудового договора не изменяет трудовой договор, поэтому на него и не надо согласия работника.

    Иногда администрация без письменного согласия работника переводит его на другую работу, считая это перемещением, и если он отказывается приступать к новой работе, его увольняют. В процессе рассмотрения возникающих споров зачастую выясняется, что все-таки имел место именно перевод без согласия работника, поэтому невыход на новую работу нельзя считать прогулом и работник подлежит восстановлению на работе. Чтобы отличить перевод от простого изменения рабочего места без изменения существенных условий трудового договора, т. е. от перемещения, надо четко выявить, что же изменилось в деятельности работника.

    Читайте также:  Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица

    Статьей 73 ТК РФ допускается изменение работодателем существенных условий труда без согласия работника при продолжении работы по той же трудовой функции, только если это обусловлено изменением организационных или технологических условий труда, например, если изменился технологический процесс производства. Но в этих случаях об изменении существенных условий труда: систем и размеров оплаты труда, режима работы, льгот, рабочего времени, совмещения профессий, изменения разрядов и наименования должностей и др. – работник должен быть поставлен письменно в известность не позднее чем за 2 месяца. Такое изменение возможно, лишь если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены. Если при этом работник не согласен на продолжение работы, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии такой работы или при отказе работника от предложенной работы его трудовой договор прекращается по п. 7 ст. 77 ТК РФ (при отказе от изменения существенных условий труда). Если же не было изменений в организации производства и труда, а существенные условия у работника администрация изменила без его согласия, то работнику должны быть восстановлены прежние условия труда. Если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профкома данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев.

    А если работник отказывается от продолжения работы с режимом неполного рабочего времени, то его трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 81 ТК РФ, т. е. по сокращению численности (штата) работников.

    Не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (ст. 73 ТК РФ).

    Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудового договора работника, кроме договоров с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. С указанными тремя категориями руководителей организации новый собственник может расторгнуть трудовые договоры в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности.

    Не относится к переводу и не требует согласия работника изменение условий труда в связи с принятием новой нормы права, изменяющей их, с развитием техники, введением новой технологии, изменением названия. При изменении же подведомственности организации и ее реорганизации трудовые отношения с согласия работника продолжаются (ст. 75 ТК РФ).

    Перевод надо отличать от перехода на другую работу, когда работник увольняется с прежней работы и поступает на новую. Перевод в другую местность даже с тем же предприятием, учреждением, организацией требует согласия работника, и если он отказывается от предложения переехать вместе с организацией, то может быть уволен по п. 9 ст. 77 ТК РФ. Перевод в другую местность, другой населенный пункт по административно-территориальному делению надо отличать от командировки в другую местность. Их цель и условия различны. Командировка – это поездка работника по распоряжению администрации в другую местность на ограниченный срок для выполнения работы, как правило, по своей специальности (служебное поручение). Она не требует согласия работника (кроме женщин, имеющих детей до 3-х лет и др. (см. ст. 259 ТК РФ). За командируемым сохраняется место его постоянной работы и средняя заработная плата, а расходы по командировке компенсируются ему в виде командировочных выплат.

    Переводом считается и временное заместительство, исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего работника. Закон относит такой перевод к производственной необходимости. Если же работнику поручают исполнение обязанностей отсутствующего временно работника, не освобождая его от своей основной работы, то это будет временное совмещение профессий, а не заместительство. Заместительство без согласия работника ограничено месячным сроком в течение календарного года (ст. 74 ТК РФ).

    Переводы делятся по сроку на постоянные и временные. Постоянный перевод означает, что изменение трудового договора произошло на неопределенный срок и прежнее место и условия договора не сохраняются. При временном переводе сохраняются прежнее место работы и условия договора, но на определенный (краткий) срок поручается другая работа, по окончании которой восстанавливаются прежние условия труда.

    Постоянные и временные переводы, в свою очередь, также классифицируются. Постоянный по изменению места работы может быть трех видов: 1) перевод на другое предприятие, учреждение, организацию хотя бы и в той же местности; 2) перевод в другую местность хотя бы и с тем же производством; 3) перевод на том же предприятии, учреждении, организации.

    Нормативные правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

    4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

    5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 22 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

    6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ 9с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

    7. ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 07 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

    8. ФКЗ от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации (с изменениями от 04 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 1997 №. 1. Ст. 1.

    9. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 03 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 5712.

    10. ФКЗ от 28 июля 2004 г № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

    11. Закон РФ от 04 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959.

    12. Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

    13. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. № 73. 16 апреля 1993 г.

    14. ФЗ от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.

    15. ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

    16. ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ.1997. № 47. Ст. 5340.

    17. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изменениями от 30 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

    18. ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 01 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13 Ст. 1475.

    19. ФЗ от 27 апреля 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

    20. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 02 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.

    21. ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 02 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

    22. ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

    23. ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 07 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

    24. Указом Президента РФ от 02 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (с изменениями от 05 октября 2004 г) // Российская газета. № 46. 10 марта 1994 г.

    25. Указ Президента РФ от 23 апреля 1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 13 августа 1998 г.) // Российская газета. № 99. 28 апреля 1996 г.

    26. Указ Президента от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» // Российская газета. № 80. 25 апреля 2000 г.

    27. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

    28. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 03 октября 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

    29. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 152. 13 августа 1996 г.

    30. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. 10 июля 1998 г.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *