Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Генеральная прокуратура в праве координировать деятельность в борьбе с преступностью, проводит экспертизу на присутствие или отсутствие коррупции законодательных актов, обязана рассматривать заявления, обращения и жалобы о нарушении законодательства.
Похоронная. Реальные коммерческие структуры, сражающиеся за каждый труп. У них есть свои люди в медицинских организациях, моргах и много где еще.
К вопросу о том, на основании какого закона работает МОРГ. Регулирует деятельность такого объекта закон под номером 8 ФЗ. В отдельных нормативных актах прописаны права и обязанности сотрудников морга. И никакой мафии там не предусмотрено.
Но это мало кого интересует. Существуют доказательства того, что ритуальщики узнавали о смерти человека, ещё в карете скорой помощи. Это к вопросу о том, как глубоко они проникли.
Все что их интересует: договор с вами. Поэтому они могут перехватить тело. И начать оказывать услуги, которые вы еще не пытались у них получить.
Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.
И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.
Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.
Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.
Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.
Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.
Он начинается с того, что вы решили отравиться. Но мозг не спешит отключаться, а тело начинает активное сопротивление. В этом случае, смерть будет или очень долгой и мучительной. Или вас успеют спасти.
Или же прыжок с высоты. Повезло, и вы приземлились не так, как планировали. Были случаи, когда люди выживали даже после полёта с 9 этажа. А рекорд по падению с выживанием, принадлежит одной стюардессе. Которая выпала из разваливающегося самолёта, но выжила.
Самый неприятный исход это та ситуация, когда вы лежите на асфальте, вроде бы дышите и даже начинаете кое-что видеть. Шок спадёт, и спустя 30 минут, вы начнёте понимать, что это была не лучшая идея. Но многочисленные повреждения органов и переломы костей, много времени на раздумья не дадут.
Ключевые задачи прокуратуры
Надзор за законностью включает в себя достаточно обширные функции. Сюда входят следующие направления:
- Контроль исполнения законов. Структура наделена функцией наблюдения за применением законодательства государственными органами, их должностными лицами и прочими организациями. Учитывается то, как их действия и решения влияют на права и интересы других лиц и государства.
- Принятие мер для устранения нарушений. Выявив допущенное нарушение закона, орган прокуратуры сам не наказывает виновных и не устраняет такое нарушение. В зависимости от обстоятельств результаты рассмотрения дела передаются уполномоченным органам или направляются в суд.
Прокуратура абсолютно независима в своей деятельности. На ее решения и действия не могут влиять ни властные органы любого уровня, ни политические партии. Любое воздействие на прокурора со стороны государственных органов, их сотрудников, общественных объединений, работников СМИ или граждан влечет за собой ответственность.
Только принцип независимости гарантирует принятие справедливых решений и устранение реально существующих нарушений закона.
Требования, минимальный возраст для вступления на должность
На должность генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ с 35 лет и имеющий соответствующее высшее образование, полученное в государственном аккредитованном вузе (п. 1.1 ст. 40.1 ФЗ № 2202-1). Это высшее образование (на выбор):
- По специальности «Юриспруденция».
- С получением диплома магистра по юриспруденции — после получения диплома бакалавра по этому направлению.
- По специальности, включенной в укрупненную группу «Юриспруденция» — с получением диплома юриста.
Кроме того, кандидат на должность генерального прокурора РФ должен иметь необходимые профнавыки, знать Конституцию РФ, ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. и обладать определенными моральными качествами. Также, его состояние здоровья не должно мешать исполнению должностных обязанностей. Гражданин РФ не может претендовать на должность генпрокурора, если он:
- имеет иностранный паспорт (является подданным), ВНЖ или другую документацию, удостоверяющую законное право на прописку гражданина РФ за границей;
- ограниченно дееспособен, недееспособен — по судебному решению;
- не вправе осуществлять прокурорские полномочия на протяжении определенного времени — по решению суда;
- был судим или еще не снята судимость;
- имеет болезнь, препятствующую трудоустройству в надзорное ведомство. Порядок медосвидетельствования на предмет того, есть ли у кандидата в генпрокуроры такое заболевание, а также, перечень болезней и форма соответствующего медзаключения установлены Постановлением Правительства РФ № 733 от 26 августа 2013 г.;
- состоит в близкородственных отношениях (муж/жена, сестра, брат, дети, мать/отец, а также, брат, родители, сестра, дети мужа/жены и супруги сына/дочери) с сотрудником прокуратуры — когда их служба связана с тем, что один из них непосредственно подчинен другому (начальник – подчиненный) или находится под контролем по работе;
- отказывается от получения допуска к гостайне.
Структура Генеральной прокуратуры РФ
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлении, в составе управлений).
1. Главное организационно-инспекторское управление:
Организационное управление;
Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации;
Инспекторское управление;
Информационно-аналитическое управление.
2. Управление кадров.
3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства:
Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;
Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;
Отдел но надзору за исполнением законодательства в экологической сфере;
Отдел по надзору за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения;
Организационно-методический отдел;
Одел документационного обеспечения.
4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
5. Главное управление по надзору за следствием:
Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации;
Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России;
Организационно-методический отдел:
Отдел документационною обеспечения.
6. Управление по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельности.
7. Управление по надзору за расследованием особо важных дел.
8. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.
9. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
10. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами:
Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации;
Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства:
Отдел по поддержанию государственного обвинения;
Организационно-аналитический отдел;
Отдел документационного обеспечения.
11. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
12. Управление но надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
13. Правовое управление.
14. Главное управление между народно-правового сотрудничества:
Управление экстрадиции;
Управление правовой помощи;
Управление международного прав;».
15. Управление взаимодействия со средствами массовой информации.
16. Первый отдел (на правах управления).
17. Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры:
Управление делами;
Управление документационного и методического обеспечения;
Управление по рассмотрению обращений и приему граждан:
Отдел по приему граждан;
Отдел по рассмотрению обращений;
Информационно-справочный отдел;
Отдел административно-хозяйственной и договорной работы;
Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления).
18. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе.
19. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.
20. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Центральном федеральном округе.
21. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе.
22. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе.
23. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.
24. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе.
25. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.
26. ФГОУ НПО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».
Начальники главных управлении, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации определены федеральным законодательством о прокуратуре и заключаются в следующем.
Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социальною обеспечения указанных работников.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ. определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.
Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно- консультативном совете утверждено приказом Генерального прокурора РФ № 1 от 3 января 1996 г. «Об образовании при Генеральной прокуратуре РФ научно-консультативного совета».
В соответствии с этим положением научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре РФ. Целью деятельности научно-консультативного совета является научное содействие органам прокуратуры Российской Федерации в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Решения совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих членов совета. Затем эти рекомендации направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.
Научно-консультативный совет возглавляется председателем совета — Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя совета, ответственного секретаря и членов совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность совета определяется Генеральным прокурором.
В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 (с изменениями от 7 сентября 2010 г.) в Российской Федерации были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ № 98 от 5 июня 2000 г. «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры.
Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском. Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе возложены на Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.
На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:
- координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
- надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
- надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими дознание и оперативно-разыскную деятельность.
При выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушении законности полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.
История создания прокуратуры
«РОССИЙСКАЯ ПРОКУРАТУРА – ОКО ГОСУДАРЕВО»
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр 1. Период XVI и начала XVII веков был отмечен значительным ростом преступности, должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества, что вызвало историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Указом от 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи (Эта дата – 12 января – провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1996 года “Днем прокуратуры”). “Сей чин есть яко око наше” – таково было напутственное слово Петра Великого первому российскому прокурору Павлу Ягужинскому. Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Стал складываться прокурорский корпус. И только спустя 80 лет в 1802 году в России было создано Министерство юстиции. На протяжении 300 летнего периода времени деятельность прокуратуры отличалась своей многогранностью, эффективностью и результативностью. Прокуратура как не один другой государственный органа надзирает за законностью в стране, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, следит за соблюдением законных интересов общества и государства. Некоторые радикальные, отрицательные силы и преступные сообщества всегда были заинтересованы в ликвидации органов прокуратуры или существенном уменьшении полномочий органа, который надзирает за единой законностью в государстве. Кроме государственных преступников, которых, не покладая рук, преследует и сажает прокуратура, есть еще группа людей, сочувствующих преступникам, помогающих им, препятствующих следователям в выполнении работы по зачистке России от злостных неплательщиков налогов и бандитов. Но каждый раз органы прокуратуры доказывали необходимость своей деятельности и реальную в ней потребность населения и государства. Только один раз, 20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов. Требования по соблюдению революционной законности явились актуальными с первых дней существования только что созданного социалистического государства. Основная тяжесть в надзоре была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губернских исполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы главного политического управления. Однако, вновь возникла насущная потребность в едином государственном органе надзирающем за законностью в стране, 28 мая 1922 года издано Постановление ВЦИК о принятии “Положения о прокурорском надзоре” и подписано председателем ВЦИК М.И.Калининым и секретарем ВЦИК М.И.Енукидзе. В настоящее время прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются генеральным прокурором Российской Федерации.
Задачи прокуратуры России – установление законности в стране, наведение порядка. Мы с каждым днем, с каждой минутой усиливаем деятельность по выявлению коррупции, нарушений, преследованию подозреваемых в тяжких преступлениях. Время неумолимо, меняются функции и приоритеты органов прокуратуры, оставаясь на острие борьбы с преступностью, прокуратура во главу угла сейчас ставит правозащитную деятельность, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, государственное обвинение в суде. Ежегодно за защитой своих прав обращаются в прокуратуру республики тысячи жителей. Прокуроры направляют в суды сотни и сотни исковых заявлений в защиту трудовых, жилищных, имущественных и других прав, остро реагируют на несоблюдение законов в отношении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда. Это только одно из направлений многофункциональных обязанностей прокуратуры. А какая титаническая работа прокуратурой была проведена по реабилитации жертв политических репрессий. Государство возложило на плечи Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации эту наиважнейшую задачу. Реабилитация проводилась с особой тщательностью и аккуратностью, с предельным уважением к лицам, невинно пострадавшим в период беззакония. Поручение государства о восстановлении светлых имен незаконно репрессированных выполнено прокуратурой достойно. Прокурору прежде всего государственные люди и нас более чем кого-либо беспокоит состояние преступности и законности в регионе, низкий уровень раскрываемости преступлений, рост экономических преступлений, преступности среди молодежи, наркомания, пьянство, негативно влияющие на правопорядок. Прокуратура во взаимодействии с другими правоохранительными органами работает в этом направлении. Сложившаяся система органов прокуратуры выдержала испытание временем, именно она была и остается надежным гарантом законности и правопорядка в стране.
Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Во многих субъектах РФ образованы только прокуратуры городов и районов. Некоторые из них подразделяются на межрайонные прокуратуры, которые осуществляют свои полномочия на территории нескольких районов. Например, в г. Москве согласно административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. Таким образом, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на основе деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Также ст. 20 ФЗ «О прокуратуре» предусматривает создание коллегий в органах прокуратуры. Данные коллегии являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.
Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:
1) единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);
2) централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);
3) системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).
Каждый из элементов (звеньев) системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры.
Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.
В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:
1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры занимает ФЗ «О прокуратуре РФ». Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.
Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ, который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.
Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).
Статьей 13 УИК РФ установлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.
За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа.
Кроме названного федерального законодательства деятельность прокуратуры регулируется также следующими федеральными законами: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О милиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-разыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».
Классные чины в прокуратуре
Классным чином называется служебный разряд, который присваивается работнику данной системы согласно ст. 41 ФЗ №2202-1. Назначается он в соответствии с занимаемой должностью и стажем трудовой деятельности. Классные чины свидетельствуют о карьерном и профессиональном росте сотрудника. Работникам прокуратуры также могут быть присвоены разряды правоохранительной структуры.
Звезды на погонах в прокуратуре соответствуют занимаемому классному чину. Всего их десять и они подразделены на несколько категорий:
- Младшие начальствующие категории: юристы 3, 2, 1 класса.
- Средние начальствующие категории: младшие советники, советники, старшие советники.
- Высшие начальствующие категории: государственные советники юстиции 3, 2, 1 класса, действующие государственные советники юстиции.
Самый первоочередной классный чин ( юрист 3 класса ) и погоны прокуратуры присваиваются работнику, имеющему высшее образование юридической направленности и прошедшему аттестацию. С 2014 года лица без специального профобразования не могут получить прокурорский служебный разряд.
Куда направлять жалобы на действия прокурора?
Если какой-либо гражданин или организация считают, что действия районного, городского прокурора, его помощника являются незаконными, нарушают их права, то обращаться с жалобами следует именно в вышестоящие органы прокуратуры. Так, при обнаружении неправомерных действий районного или городского прокурора следует подавать письменную жалобу на имя прокурора соответствующего субъекта РФ, а также дублировать ее в Генеральную прокуратуру. По результатам рассмотрения такого обращения в обязательном порядке проводится проверка, заявителю сообщается о ее результатах. Если информация о неправомерных действиях подтвердится, то виновный прокурор может быть привлечен к дисциплинарной (вплоть до освобождения от должности) или иной ответственности.
В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:
- За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
- За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
- За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
- За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.
Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:
- участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
- может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
- отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
- отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
- истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.
Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:
Этот закон регламентирует права и обязанности, которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:
- получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
- знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
- регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
- предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
- — получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
- служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
- получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
- защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.