Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной документ, регламентирующий наличие и проведение предрейсового осмотра техники автомехаником – это федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В нем указаны требования и приведены рекомендации по организации техконтроля.
Как заполняется Журнал регистрации
Заполнением Журнала занимаются уполномоченные медицинские специалисты. Как правило, данную обязанность выполняет медик, с компанией которого предприятие заключает договор на проведение предрейсовых осмотров. В документе, фиксирующем прохождение проверки здоровья водителей, указываются следующие сведения:
- Дата и время проведения предрейсового медосмотра;
- Данные о водителе;
- Полученные значения давления, пульса, температуры, пробы на наличие алкоголя;
- Заключение по результатам осмотра;
- Подпись медработника;
- Подпись водителя.
Как и водители, машины тоже должны проходить предрейсовый осмотр. Это позволяет проверить техническое состояние транспортного средства на соответствие требованиям.
Проведение предрейсового осмотра ТС осуществляется в том случае, если одна перевозка займет целый рабочий день. Если водителю предстоит сразу несколько рейсов за день, то нужно пройти предсменный контроль.
Внимание! Предсменный контроль проводится 1 раз в самом начале рабочего дня.
Предрейсовый технический осмотр осуществляется до начала движения ТС – на парковочном месте или стоянке. Не нужно путать такую процедуру с обязательным техосмотром, когда машину осматривают на СТО раз в 6 месяцев.
Не так давно были утверждены новые правила технического осмотра, о которых следует упомянуть:
- Водителю не нужно куда-то ехать, чтобы ТС осмотрели специалисты.
- Механик, который занимается осмотром авто, должен сам прийти к машине.
- Контролер оценивает состояние систем ТС, а также отдельных блоков.
- Лицо, которое занимается проверкой состояния ТС, должно отвечать требованиям законодательства.
- При выявлении какой-либо неисправности назначается дополнительный осмотр.
Кто проводит проверку автотранспорта
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
- Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
- обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта – эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
- техника и технологии автотранспорта;
- специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
- Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
- по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
- организации безопасного движения;
- по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
- по пожарной безопасности.
- Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.
Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится
По пятнадцатому пункту Порядка журнал допустимо вести как на бумажном, так и на электронном носителе. Пять советов кадровикам о медосмотрах В том случае, если отдается предпочтение бумажному журналу, его листы должны быть формата А4, все их следует пронумеровать и скрепить шнуровкой.
Выявление документов с истекшим сроком хранения Архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению (п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.4 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). К таким документам в том числе относятся и документы по личному составу, ответственность за хранение которых, как правило, несет кадровая служба организации (п. Обложка переплета изготавливается из плотной бумаги плотностью 160 г/м2, по Вашему желанию обложку можно заламинировать.
Таким образом, по нашему мнению, журналы предрейсовых медицинских осмотров водителей вполне можно отнести к пункту 914, а соответственно и хранить данный журнал 3 года. Также отметим, что архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению.
Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19).
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ.
Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.
Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально.
Кто должен вести журнал предрейсового и послерейсового медосмотра
Итак, для начала разберемся, кто вообще имеет право вести журнал осмотров.
Как правило журнал заполняется работником, который проводит осмотр. Однако эту функцию может выполнять и помощник. При этом важно понимать, что подпись может ставить только медицинский сотрудник, проводящий осмотр. Именно он является ответственным лицом
Зачастую в крупных компаниях, которые содержат собственный медицинский кабинет, проводят осмотр и ведут журнал медработники, числящиеся в штате. Однако более мелкие компании как правило прибегают к услугам сторонних организаций (частных и государственных). В таком случае обязанности по ведению журнала медосмотров возлагается на привлекаемые к сотрудничеству организации.
Предваряя заполнение журнала предрейсового технического осмотра, водитель проходит медицинское обследование у врача. Положительные результаты освидетельствования дают право на участие в дорожном процессе. Водитель берёт права, страховое свидетельство, получает путевой лист и направляется к контролёру осмотра, который проверяет технический статус машины.
Предрейсовое техническое освидетельствование выполняется этими работниками совместно. Их задача заключается в диагностировании определённых узлов и агрегатов перед отправкой автомобиля на дорогу.
Таковыми механизмами и системами проверяются:
- наружное состояние машины;
- исправность тормозного привода, его механизмов;
- люфтомером определяют зазор сопряжённых деталей рулевой системы, её функционирование;
- выявляется на исправность работа замыкающих дверных устройств, багажника, капота;
- требуемое наполнение воздухом шин, запасного колесатак же необходимо;
- работоспособность светотехники, механических стеклоочистителей, клаксона.
Новый реквизит путевого листа
26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Медицинские осмотры водителей
Примерно аналогичная ситуация складывается и с медицинскими осмотрами.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.
С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.
Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном — это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» не действует с 29.12.2016 года.
Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.
Согласно, п. 12 ст. 2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир — это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.
Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.
Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:
— исправность тормозной системы
— исправность рулевого управления
— работоспособность стеклоочистителей
— состояние колес и шин
— исправность клаксона
— работоспособность тахографа (при наличии)
— исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
— исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн
— проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья
— проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол
— проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов
— проверка состояния держателя запасного колеса
— проверка положения опор полуприцепов
Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:
— осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения
— проверка обзорности с места водителя
— проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида
— проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков
— проверка ремней безопасности и подголовников
— проверка работоспособности световых приборов
— проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики
— проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами
— проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования
Ответственность за отсутствие журнала
Отсутствие журнала является административным правонарушением. Непроведение контроля ТС может обернуться как административным штрафом, так и уголовным наказанием. Эта обязанность указана в статье 20 . Если не выполнить осмотр перед выездом, работодатель будет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного .
Внимание, штраф!
Нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств или нарушения в ведении журнала регистрации влекут наложение административного штрафа на водителя ТС в размере 3 тысяч рублей, на контролера, ответственного за обеспечение БДД – 5 тысяч рублей, на юридических лиц – 30 тысяч руб.
Если в ДТП с участием неисправного автомобиля пострадают люди, лицо, виновное за выпуск на линию, будет нести уголовную ответственность.
Законодательством для предприятий, которые используют автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, устанавливается обязанность ежедневного обеспечения предрейсового технического осмотра транспортных средств.
Ответственность за невыполнение обязательного предрейсового техосмотра или отсутствие отметки в путевом листе может быть суровой: весьма ощутимые штрафные санкции или категорический отказ в компенсационной выплате страховщиком, если автотранспортное средство попало в ДТП (отказ этот можно оспорить в судебном порядке).
Рассмотрим порядок проведения предрейсового техосмотра, а также какими нормативными актами регулируется процесс.
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств обязателен в организациях, занимающихся перевозками. К таким автотранспортным средствам относят автобусы, такси, а также ТС, которые перевозят грузы.
Все результаты осмотра ответственное за проведение предрейсовых осмотров лицо должно заносить в специальный журнал:
- Этот учетный регистр представляет собой книгу, страницы которой пронумерованы и прошиты.
- На последнем листе должно отмечаться количество пронумерованных листов, указывается дата, ставится подпись руководителя и печать организации. Прописывается ФИО ответственного за заполнение журнала лица.
- На первом листе следует указать полное название субъекта предпринимательской деятельности, пишется дата начала ведения учетного регистра.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Образец журнала предрейсового медосмотра водителей
Журналы предрейсового (послерейсового) мед. осмотра оформляются одинаково. Как отражать параметры измерения, оценку состояния здоровья, прочие принятые меры тестирования, не указано. Приведен только список, включающий исследования, которые необходимы при прохождении ПМО (Приказ №835н п.10):
- Опрос водителя: есть ли жалобы.
- Оценка психического поведения: твердость движений; утомленный вид, излишняя болтливость и пр.
- Осмотр слизистых, наличие повреждений на теле.
- Снятие параметров: температура; AD, пульсовая частота.
- Обнаружение признаков опьянения при помощи алкотестера: определение количества этанола в выдохе.
- Если признаки опьянения есть, а тестирование на алкоголь отрицательное, берут образец мочи для выявления наркотического отравления психотропными веществами (Приказ Минздрава РФ №40 (27/01-06 г.)).
В Журнале ПМО, если брать рекомендованный образец из Приказа №555 (Приложение 9), достаточно указать следующие параметры измерения:
- Жалобы
- Температура
- Артериальное давление
- Проба на наличие алкоголя
- Пульс
- Причина направления к врачу
Согласно п. 12 Порядка в Журнале вводят графу для отражения результатов исследования. Есть ли признаки какого-либо вредного воздействия, влияющего на управление транспортом. При обнаружении таковых, выход на линию запрещен.
Когда водитель благополучно прошел медицинский контроль, его допускают к работе на ТС. В путевом листе ставят штамп, указывают дату и время прохождения процедуры. Заверяют разрешение подписью, указывая фамилию с инициалами медработника, осуществившего медосмотр. Журнал 2021 года может выглядеть так:
журнала предрейсового медицинского осмотра водителей
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей |
Основные сведения о журнале
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г.
, регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Как и любая другая документация, журнал предрейсового осмотра должен заполняться в соответствии с существующими правилами. На титульном листе указывается наименование организации и ее адрес, а также дата начала заполнения журнала. После того как журнал заканчивается, на титульном листе проставляют дату окончания и сдают его в архив.
Внутри журнала обязательно заполняются следующие графы:
- дата и время проведения медицинского осмотра;
- пол и дата рождения осматриваемого;
- ФИО водителя;
- артериальное давление, частота пульса, температура тела, а также результат проверки на наличие алкогольного опьянения;
- если имеются отклонения от нормы или жалобы на плохое самочувствие водителя, то на рейс он не выпускается, а в соответствующей графе делается отметка о его направлении к более узкому специалисту;
- если состояние водителя в норме, то в соответствующей графе делают отметку о допуске на смену;
- подпись медицинского работника, который проводил осмотр.
Если во время заполнения журнала возникает необходимость внести исправления, нужно руководствоваться следующими правилами:
- неверные данные аккуратно зачеркиваются, а верные указываются рядом;
- пишется фраза «исправленному верить»;
- исправления обязательно заверяются двумя подписями: водителя и медицинского работника.
О пользе дистанционных медицинских осмотров
1. Они снижают вероятность мошенничества. Видеофиксация позволяет подтвердить факт прохождения процедуры каждым водителем.
2. Отсутствует возможность подкупа медика и возможность фальсификации результатов осмотра — система не позволяет вносить изменения.
3. Значительно снижается стоимость осмотров.
4. Отпадает необходимость лицензировать и оборудовать медицинский кабинет, нанимать медработников в штат предприятия.
5. Сервис экстерриториален. Для проведения осмотров нужен только интернет.
6. Отсутствует бумажная волокита (журналы и протоколы осмотров, путевые листы): вся документация генерируется автоматически и хранится не менее пяти лет.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:
- Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
- Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.
Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:
- Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
- В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.