Цель и результат деления территории России на федеральные округа
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цель и результат деления территории России на федеральные округа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.
Какие существуют типы экономических районов?
Состав экономических районов
Район |
Население, тыс. чел |
Площадь, тыс. км² |
---|---|---|
1. Центральный |
33 277 (2021) |
482,3 |
2. Центрально-Чернозёмный |
7058 (2021) |
167,9 |
3. Восточно-Сибирский |
6099 (2021) |
3371,8 |
4. Дальневосточный |
6122 (2021) |
6952,6 |
Федеральные округа России
В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:
Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.
По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.
Функции представителя
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Результат разделения на федеральные округи
Россия пережила ряд экономических потрясений в ходе перехода от командно-административной к рыночной модели отношений. Диспропорции, образовавшиеся в плановом распределении производительных сил. Фокус региональной политики сместился в сторону федеральных вопросов. Другим изменением стало формирование новых федеральных отношений, что позволило учесть интересы регионов, согласовать их с общими интересами государства. Также стало возможным распределение функций между федеральным и региональным уровнями власти.
Основная проблема действующей федеральной структуры — организация целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия для интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилий. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения национальных проблем.
Можно назвать положительный результат деления на федеральные штаты:
- Концентрация ресурсного потенциала.
- Прекращение экономических отношений.
- Повышение эффективности государственного регулирования.
- Обеспечение управляемости.
- Надежность, мобильность, гибкость региональной политики.
- Сочетание социально-экономических и административных элементов.
- Широкая сложность экономики.
На уровне федеральных округов в соответствии с общенациональной политикой и законодательством реализуются различные экономические и социальные программы. Разделение на федеральные округа позволяет государству более целенаправленно решать национальные проблемы. Например, они могут решать проблемы демографического кризиса, регулировать миграционные потоки и улучшать качество экономической и социальной жизни в регионах. Это увеличивает возможности создания и развития инфраструктуры с учетом потребностей территории, обеспечения свободного перемещения готовой продукции и стимулирования перераспределения выгод.
Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).
Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:
- Войска Росгвардии.
- Управление Центробанка.
- Таможенные управления ФСБ.
- Росрезерв.
- Роскомнадзор.
- Генпрокуратора.
- Росприродназдор.
- Центры
В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).
Центры федеральных округов
Как уже говорилось, у всех ФО существуют города-центры, внутри которых располагаются определенные органы власти, контролирующие деятельность всего округа. Они не всегда совпадают с самым крупным населенным пунктом административно-территориальной единицы. Всю информацию можно увидеть в таблице.
Наименование ФО | Центр |
ЦФО | Город федерального значения – Москва |
СЗФО | Город федерального значения – Санкт-Петербург |
ПФО | Нижний Новгород |
ЮФО | Ростов-на-Дону |
СКФО | Пятигорск |
УФО | Екатеринбург |
СФО | Новосибирск |
ДФО | Владивосток |
Изменение центра возможно только в случае, если определенный субъект переходит из ведомства одной территориально-административной единицы нового типа в другой. Из вышеперечисленных населенных пунктов не самыми крупными в своем ФО являются – Пятигорск и Нижний Новгород.
Экономические районы Российской Федерации
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.
В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию
Состав экономических районов
Район |
Субъекты РФ |
Площадь, |
1. Центральный |
1. Брянская область 2. Владимирская область 3. Ивановская область 4. Калужская область 5. Костромская область 6. Московская область 7. Орловская область 8. Рязанская область 9. Смоленская область 10. Тверская область 11. Тульская область 12. Ярославская область 13. Москва |
482,3 |
2. Центрально-Чернозёмный |
1. Белгородская область 2. Воронежская область 3. Курская область 4. Липецкая область 5. Тамбовская область |
167,9 |
3. Восточно-Сибирский |
1. Республика Бурятия 2. Республика Тыва 3. Республика Хакасия 4. Забайкальский край 5. Красноярский край 6. Иркутская область |
4155 |
4. Дальневосточный |
1. Республика Саха (Якутия) 2. Камчатский край 3. Приморский край 4. Хабаровский край 5. Амурская область 6. Магаданская область 7. Сахалинская область 8. Еврейская автономная область 9. Чукотский автономный округ |
6169,3 |
5. Северный |
1. Республика Карелия 2. Республика Коми 3. Архангельская область 4. Вологодская область 5. Мурманская область 6. Ненецкий автономный округ |
1476,6 |
6. Северо-Кавказский |
1. Республика Адыгея 2. Республика Дагестан 3. Республика Ингушетия 4. Кабардино-Балкарская Республика 5. Карачаево-Черкесская Республика 6. Республика Крым 7. Республика Северная Осетия — Алания 8. Чеченская Республика 9. Краснодарский край 10. Ставропольский край 11. Ростовская область 12. Севастополь |
382,1 |
7. Северо-Западный |
1. Ленинградская область 2. Новгородская область 3. Псковская область 4. Санкт-Петербург |
195,2 |
8. Поволжский |
1. Республика Калмыкия 2. Республика Татарстан 3. Астраханская область 4. Волгоградская область 5. Пензенская область 6. Самарская область 7. Саратовская область 8. Ульяновская область |
539,8 |
9. Уральский |
1. Республика Башкортостан 2. Республика Удмуртия 3. Пермский край 4. Курганская область 5. Оренбургская область 6. Свердловская область 7. Челябинская область |
823,3 |
10. Волго-Вятский |
1. Республика Марий Эл 2. Республика Мордовия 3. Чувашская Республика 4. Кировская область 5. Нижегородская область |
264,8 |
11. Западно-Сибирский |
1. Республика Алтай 2. Алтайский край 3. Кемеровская область 4. Новосибирская область 5. Омская область 6. Томская область 7. Тюменская область 8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 9. Ямало-Ненецкий автономный округ |
2454 |
Особая экономическая зона |
1. Калининградская область |
15,1 |
Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?
Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.
Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.
Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:
- Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
- Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
- Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
- Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.
Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.
Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.
Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.
В Конституции отсутствует определение понятия, то есть не входят в часть административно-территориального деления государства. Создание происходило по принципу формирования военных округов и экономических регионов, но не совпадает с ними ни по количеству, ни по составу. Можно сказать, что федеральный округ – крупная территория, в состав которой входит несколько субъектов государства.
В состав практически всех ФО входят только области и края. Исключением является Северо-Кавказский – в его состав входят только республики, образованные по национальному принципу. В каждом округе выделен город-центр. В нем расквартированы органы власти, основным действующим лицом является полпред президента, а также ряд ведомств федерального уровня.
Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).
Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:
- Войска Росгвардии.
- Управление Центробанка.
- Таможенные управления ФСБ.
- Росрезерв.
- Роскомнадзор.
- Генпрокуратора.
- Росприродназдор.
- Центры
В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).
ФО были созданы указом президента Владимира Владимировича Путина весной 2000 года. В тот момент было образовано 7 таких территориально-административных единиц. В 2010 году президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим указом вывел из состава ЮФО и создал новую единицу – СКФО. В 2014 году появилась девятый – Крымский, но в 2016 его перевели в ЮФО. С тех пор количественных изменений не проводилось.
ЦФО – единственный, в составе которого отсутствуют республики. В нем присутствуют только области и один город федерального значения – Москва, который и является центром. Обладает самой большой плотностью населения (60,37 человек на квадратный километр) и самой высокой численностью – почти 40 миллионов человек. Более 80% всех граждан проживают в городах. Большая часть из них прописаны в Москве и Московской области.
Федеральные округа — это что такое? Федеральные округа Российской Федерации
Экономическое районирование — разделение территории страны на экономические районы. Оно служит основой и одновременно методом управления территориальным развитием хозяйства России. Районирование необходимо для построения материальных, топливно-энергетических и других балансов, а также для разработки целевых и региональных программ, привязанных к территориям экономических прогнозов, обоснования региональной политики. В Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Президентом страны в 1996 г., указано, что регион — это «…часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Окончательная картина административно-территориального устройства РФ
Помимо этого подписано 260 иных соглашений о разграничении полномочий, при этом объем совместных полномочий постоянно возрастал, а их реализация все более становилась предметом ведения региональных властей при постоянном снижении активности (а нередко устранении или самоустранении) Центра.
По мнению В.М. Манохина, федеральные округа во главе с полномочными представителями Президента Российской Федерации имеют много общего с иными территориальными образованиями федеральной власти (в системе таможенной отрасли, округами для арбитражных судов). Федеральные округа также представляют собой федеральные образования, учреждаемые и формируемые федеральной властью.
У женщин с формой ног типа A очень небольшие промежутки между икрами и бедрами. Свободное пространство появляется у них возле лодыжек. Те, у кого именно такая форма ног, — женщины очаровательные, которых обожают мужчины. Они сдержаны, женственны, мягки, застенчивы, зависимы от мужчин. Этим дамам не свойственно проявлять инициативу.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
России: 102-е место среди 209 стран мира, отставание от развитых стран в 6—7 раз и от среднемирового уровня примерно на 30%.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что во всех официальных документах речь идет о субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, или о субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа. Почти нигде не говорится о территории федерального округа.
Федеративный тип государственного устройства отнюдь не предполагает «безмерную» децентрализацию, серьезное сокращение роли федерального центра в системе управления важнейшими сферами функционирования государства.
Отношения между центром и органами власти регионов базируются на началах «власти — подчинения» по вертикали, являются неотъемлемым признаком государства в любом обществе.
Проблемы эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации централизации и децентрализации властных функций, обеспечения баланса между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории Российского государства — со времени его образования по настоящее время. Поиск путей их разрешения диктовался разными потребностями и задачами государственного строительства на различных этапах и был затруднен вследствие отсутствия в стране сформированного гражданского общества, огромных территориальных размеров России при слаборазвитых коммуникациях, постоянной нехватке финансовых средств и высококвалифицированных кадров.
Потребности поддержания государственного единства современной России обусловливают необходимость не только укрупнения субъектов Федерации, но и формирования более крупных, чем субъекты Федерации, управленческих единиц. Отсутствие до создания федеральных округов промежуточного звена в системе федерального территориального администрирования значительно затрудняло управление страной, взаимодействие государственных органов различных властных уровней, снижало эффективность и возможности центральной власти при осуществлении контроля над региональными процессами. Учреждение федеральных округов, реорганизация института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, образование иных государственных органов на уровне федерального округа стало вынужденной и необходимой административной мерой на пути совершенствования государственного территориального управления, важным инструментом централизации исполнительной власти и повышения результативности функционирования территориальных органов.
[править] Состав экономических районов
Район | Субъекты РФ | Население, тыс. чел | Площадь, тыс. км² | Район на карте России |
1. Центральный |
|
32129 | 482,3 | |
2. Центрально-Чернозёмный |
|
7183 | 167,9 | |
3. Восточно-Сибирский |
|
8197 | 4155 | |
4. Дальневосточный |
|
6165 | 6169,3 | |
5. Северный |
|
4549 | 1476,6 | |
6. Северо-Кавказский |
|
22 451 | 381,6 | |
7. Северо-Западный |
|
8409 | 195,2 | |
8. Поволжский |
|
15 943 | 539,8 | |
9. Уральский |
|
539,8 | 823,3 | |
10. Волго-Вятский |
|
7236 | 264,8 | |
11. Западно-Сибирский |
|
14 783 | 2454 | |
12. Калининградский |
|
995 | 15,1 |
Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.
Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.
Название округа | Административный центр | Кол-во субъектов РФ | Площадь (тыс. км2) |
Центральный федеральный округ | Москва | 18 | 652, 8 |
Южный федеральный округ | Ростов-на-Дону | 6 | 416, 84 |
Северо-Западный федеральный округ | Санкт-Петербург | 11 | 1 677, 9 |
Дальневосточный федеральный округ | Хабаровск | 9 | 6 215, 9 |
Сибирский федеральный округ | Новосибирск | 12 | 5 114, 8 |
Уральский федеральный округ | Екатеринбург | 6 | 1 788, 9 |
Приволжский федеральный округ | Нижний Новгород | 14 | 1 038 |
Северо-Кавказский федеральный округ | Пятигорск | 7 | 172, 36 |
Эти принципы заключались в следующем: экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.
В 1938—1940 гг. была разработана новая сетка экономических районов СССР, которая отражала успехи развития народного хозяйства каждой из союзных республик, а также экономических районов и СССР в целом.
По новой схеме, утвержденной правительством, территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов: Центр, Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Юг (Украинская ССР и Молдавская ССР), Запад (Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР), Закавказье (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР).
Экономическое районирование России. Современная сетка экономических районов
В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов.
Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.
Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток).
Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В других – на привозном сырье.
Каждая территория специализируется на производстве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
В России выделяются 11 экономических районов и Калининградскую область, которая, в связи с территориальной обособленностью от основной части страны, не входит ни в один из экономических районов (рассматривается в рамках изучения Северо – Западного района).
- Учитывая резкие различия в природных условиях, соотношение важнейших ресурсов, характер хозяйственного освоения, различия в составе и размещении населения сраны, проблемы социально-экономического развития, территорию России подразделяют на две экономические зоны – Западную (Европейская Россия) и Восточную (Азиатская), в состав которых входит разное количество экономических районов.
- Территориальный состав экономических районов
Западная зона | Восточная зона | |
Экономические районы | Центральный, центрально-Черноземный | Западно-Сибирский |
Северо-Западный | Восточно-Сибирский | |
Волго-Вятский | Дальневосточный | |
Поволжский | ||
Уральский | ||
Северный | ||
Северокавказский |
Западная экономическая зона включает 8 экономических районов европейской части страны. Она занимает территорию, равную ¼ части страны, на которую приходится около 80% населения, 85% промышленного и сельскохозяйственного производства, около 90% непроизводственной сферы страны.
Она близко расположена к экономически и политически развитому региону мира — Западной Европе и имеет лучшее соседское и транспортно-географическое положение по сравнению с азиатской Россией. Здесь расположена столица России города Москва — экономический центр страны. Природные условия наиболее удобны для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Однако низкая обеспеченность многими видами природных ресурсов-водных, лесных, топливно-энергетических. Отрасли специализации – точное машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность.