Закрытие фирмы налоговым органом в одностороннем порядке в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закрытие фирмы налоговым органом в одностороннем порядке в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.09.2020 года налоговые органы получат право на исключение из ЕГРИП прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».
Исключение из ЕГРИП недействующих ИП
ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:
- с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев/ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчетность;
- ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.
Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения
Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).
В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.
Пример 2. ЗАО «Альбатрос» имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.
ЗАО «Альбатрос» решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте — в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.
Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.
Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.
Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.
Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:
— по решению регистрирующего органа;
— в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;
— в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Когда не удержанный налоговым агентом налог считается уплаченным в бюджет
Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).
В то же время по разным причинам налоговый агент может не удержать налог (или удержать не полностью) и выплатить налогоплательщику начисленный доход в полной сумме. Если налоговый агент не сообщит в инспекцию о неудержании налога (как того требует пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ), данный факт может выявиться во время налоговой проверки. В такой ситуации ИФНС в любом случае вправе взыскать с налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени, начисленные на сумму недоимки, а в отдельных случаях — еще и саму недоимку (п. 9 ст. 226 НК РФ, в ред. пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона № 325-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Причем пени начисляются до момента уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в пункте 3 статьи 45 НК РФ не установлен момент исполнения обязанности по уплате налога в рассматриваемой ситуации.
Буква закона. Филиалы и представительства
В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Пример 1. ООО «Импульс», состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
ООО «Импульс» подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.
После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО «Импульс» направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.
В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.
Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
Сообщение подается по форме N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации», которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).
Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.
В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.
Принудительная ликвидация в судебном порядке
Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.
Прежде чем обратиться в суд в приведенном случае, налоговая должна направить уведомление по адресу юрлица, чтобы им были представлены достоверные сведения об адресе.
Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.
Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ
Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.
О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.
Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.
Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая
За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:
- учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.
Итак, снять с учёта обособленное подразделение в 2023 году невозможно до того, пока не уволены все сотрудники.
Увольнение при закрытии ОП происходит по определённым правилам. Если оно расположено в том же населённом пункте, где основной офис, то следует предложить сотрудникам перевод в другие подразделения. Увольнять их можно лишь в том случае, если подходящих вакансий нет. Основание для расторжения договора – сокращение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Если у компании нет других ОП в том же городе или посёлке (селе, деревне), то договор с работником расторгается на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, так как подразделение ликвидируется.
В остальном всё как обычно. С сотрудниками необходимо рассчитаться не позже дня увольнения, а также выдать им должным образом оформленные кадровые документы. Если производится сокращение, им дополнительно обеспечиваются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом и договором.
Снятие иностранной организации с налогового учета
Не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия решения о закрытии филиала на территории России нужно подать документы в МИФНС. Их может подать как лично руководитель ликвидируемого подразделения, так и уполномоченное лицо, действующее по доверенности.
Затем сотрудники МИФНС № 47 в Москве проверяют документы на соответствие действующему законодательству в течение 10 рабочих дней. При успешном рассмотрении направляется запрос в налоговый орган, в котором состоит на учете ликвидируемое представительство иностранной компании. Если задолженности перед бюджетом и кредиторами отсутствуют, налоговая одобрит решение о ликвидации. На данном этапе ФНС может инициировать выездную налоговую проверку.
Обязательное условие – трудовые отношения с сотрудниками подразделения иностранной организации должны быть расторгнуты еще до его закрытия.
После окончания проверки и одобрение решения о прекращении деятельности в течение 5 рабочих дней МИФНС выдает:
- информационный лист, подтверждающий внесение записи о прекращении действия аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП).
- уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе (если было аккредитовано только одно подразделение).
Комментарий к Ст. 84 Налогового кодекса
Комментируемая статья в части постановки на учет налогоплательщиков непосредственно связана со ст. 83 НК РФ. В ст. 84 НК РФ конкретизируется порядок постановки на учет, а также регламентируется порядок снятия с учета организаций и физических лиц.
Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации:
— Приказ Минфина России от 21.10.2010 N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями»;
— Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»;
— Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»;
— Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»;
— Приказ Минфина России от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» и др.
Постановка на учет физического лица осуществляется на основании заявлении этого лица, которое он подает по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
На основании поданного заявления налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня его получения выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). Форма свидетельства, как и форма заявления налогоплательщика, содержится в Приказе ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
В комментируемой статье закреплен перечень персональных данных, которые включаются в состав сведений о налогоплательщике при постановке на учет физических лиц:
— фамилия, имя, отчество;
— дата и место рождения;
— пол;
— место жительства;
— данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
— данные о гражданстве.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать российской организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, индивидуальному предпринимателю — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Форма такого уведомления также утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
В пятидневный срок налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства. Те же сроки устанавливаются для снятия с учета.
Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:
организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката).
Такой же 5-дневный срок установлен для постановки на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В комментируемой статье определен также порядок:
— учета налоговыми органами изменений в сведениях о налогоплательщиках (российских организациях, обособленных подразделениях таких организаций, иностранных организаций, отделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации или индивидуальных предпринимателях, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 3 ст. 84 НК РФ);
— снятия с учета в налоговых органах в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации или места жительства физического лица (п. 4 ст. 84 НК РФ);
— снятия с учета в налоговых органах в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), а также прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Законодатель закрепляет, что постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).
Комментируя пункт 7 ст. 84 НК РФ, следует особо обратить внимание на отказ в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84, данный в Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О, как на не нарушающий прав граждан и не затрагивающий их религиозных чувств.
Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных предусмотренных законодательством случаях.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются ФНС России. В настоящее время действуют Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», а также Приказ МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать свои ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом лишь свои персональные данные.
В соответствии с п. 8 комментируемой статьи ФНС России наделяется полномочиями по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, а также порядок его ведения устанавливаются Минфином России (Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» ).
———————————
На дату подготовки Комментария Приказ не вступил в силу.
В комментируемой статье содержится норма, имеющая особое значение для установления правового режима охраны информации в налоговом праве.
Основные этапы ликвидации предприятия:
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о ликвидации юридического лица. В трехдневный срок в письменной форме об этом уведомляется регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора. Кроме того, в трехдневный срок необходимо уведомить Пенсионный фонд;
— подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации» и уведомление кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица;
— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
— прохождение документальной налоговой проверки (проверка начисления и уплаты налогов, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения кадрового учета, начисления и перечисления заработной платы) в налоговом органе;
— подача в налоговый орган ликвидационного баланса;
— закрытие всех действующих счетов (расчетных и валютных);
— для государственной регистрации ликвидации юридического лица представление в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
б) ликвидационный баланс;
в) справку из Пенсионного фонда о задолженности;
г) документ об уплате государственной пошлины;
— ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц;
— прохождение проверки во всех внебюджетных фондах и снятие с учета;
— снятие с учета в Управлении Статистики;
— уничтожение печатей.
Изменения в сведениях об организации
При изменении сведений об организации (наименования, организационно-правовой формы, адреса, состава учредителей, сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, и др.), которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, организация обязана в трехдневный срок с момента изменения указанных сведений представить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту своего нахождения) документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. На основании этих документов инспекция вносит изменения в ЕГРЮЛ, а затем в ЕГРН. Если организация не сообщит об указанных изменениях, ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности согласно статье 14.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 руб.
Непосредственно с постановкой на учет организации в налоговых органах связано только изменение адреса (места нахождения) организации, так как оно чаще всего влечет за собой необходимость постановки организации на учет в другом налоговом органе.
Сведения об адресе в соответствии с Гражданским кодексом должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Изменив место нахождения, организация обязана в течение трех дней с момента изменения представить в налоговую инспекцию по прежнему месту нахождения, то есть в инспекцию, где она состоит на учете, документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (см. таблицу на с. 68—69).
Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления необходимых для государственной регистрации документов вносит изменения в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня (после внесения изменений в ЕГРЮЛ) инспекция снимает организацию с учета и направляет соответствующие сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения и в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям (по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства и др.). Организации направляется уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5. При этом ранее выданное свидетельство о постановке на учет признается недействительным, возвращать его в инспекцию не нужно.
Документы организации направляются в налоговый орган по новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия ее с учета.
Налоговый орган по новому месту нахождения организации на основании полученных сведений обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации, поставить организацию на учет и выдать ей новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Изменения иных сведений об организации вносятся в ЕГРН налоговым органом по месту нахождения организации также на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Непредставление или несвоевременное представление измененных сведений в налоговый орган повлечет за собой не только административную ответственность должностных лиц организации, но и ряд негативных правовых последствий для самой организации. Например, налоговый орган будет считать непредставленной декларацию, подписанную должностным лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ и ЕГРН.