Жалоба в порядке надзора по административному делу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба в порядке надзора по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Комментарий к ст. 333 КАС РФ
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Рассмотрение надзорной жалобы по административному делу
В случае принятия надзорной жалобы к рассмотрению, решение по ней должно быть принято в течение 2-х месяцев.
В случае необходимости суд может истребовать материалы административного дела. Если судом истребовано административное дело, то жалобы должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления в суд дела.
Судья, который принял к рассмотрению жалобу, обязан уведомить о поступлении жалобы иных участников процесса, с целью предоставления им возможности ознакомиться с жалобой и предоставить свои возражении.
При рассмотрении надзорной жалобы судом не проводиться судебное заседание, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд выносит постановление, которым, в том числе, может отменить судебный акт, на который подана жалоба.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Как подать жалобу, правила
Прежде чем подавать надзорную жалобу, необходимо пройти процедуру рассмотрения апелляции и кассации. Подготавливая обращение, следует придерживаться таких правил составления:
- обязательно указывать собственные данные и подпись — отсутствие информации о заявителе или его подписи становятся причиной отказа в принятии документа;
- основания должны быть четкими — лишние эмоции недопустимы, изложение оснований должно быть последовательны, суть претензии должна быть понятна;
- требования должны быть конкретными — просительная часть должна указывать на требование «отменить» или «изменить» решение;
- если есть возможность, сделать ссылку на законодательные акты — это не обязательно, но упростит процесс рассмотрения;
- обстоятельства необходимо подтверждать документами.
Причины обращения в Верховный суд России с надзорной жалобой
Поскольку любое судебное определение, постановление или же решение в административном судопроизводстве, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, каждый гражданин, перед обращением в Президиум, должен знать и понимать в какой именно ситуации следует прибегнуть к надзорному порядку:
- одной из самых распространенных причин обращения в надзор Верховного суда РФ, признано считать безосновательный отказ в удовлетворении жалобы;
- так же известны случаи, когда судом не были приняты ко вниманию особо важные обстоятельства дела, что негативно отразилось на конечном судебном акте. Данная ситуация является весьма веской причиной для подачи надзорной жалобы;
- и наконец, ложные показания, предоставленные как участниками судебного процесса, так и приглашенными свидетелями.
Существует целый ряд и иных ситуаций, повлекших за собой обращение в ВС РФ с надзорной жалобой.
Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.
Так, в надзорной жалобе в обязательном порядке должны присутствовать следующие сведения:
- Наименование документа — надзорная жалоба.
- Название органа, в который документ направляется.
- Полные и достоверные сведения о лице, которое подает документ: ФИО, место жительства, процессуальное положение в деле судопроизводства.
- Информация о других участниках процесса: ФИО или название организации, место проживания физического лица или юридический адрес.
- Список уполномоченных органов (судов), которые рассматривали дело на первых стадиях оспаривания: апелляционной и кассационной, а также смысл вынесенных ими решений.
- Перечень оспариваемых актов.
- Доводы, которые лицо приводит в качестве оснований для пересмотра дела.
- Просьба субъекта о пересмотре или отмене судебного постановления.
- Полный перечень прилагаемых материалов, которые подтверждают требования, указанные лицом в претензии.
- Дата составления документа и подпись заявителя.
Однако судебная практика показывает, что самостоятельно составленные жалобы редко соответствуют всем требованиям. Чтобы документ приняли к рассмотрению, подающему жалобу субъекту следует обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист составит надзорную жалобу, учитывая все нюансы и грамотно оформит ссылки на надлежащие нормативные акты.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена. Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.
Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ.
- список приложений;
- четко составленная просьба лица, оспаривающего конкретный судебный акт, например, об отмене конкретного судебного постановления, завершении производства по делу и т. д.
Кто может обратиться с жалобой
В соответствии с п. 1 ст. 332 КАС РФ подать надзорную жалобу могут:
- участники дела (административный истец, административный ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
- другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
- государственные органы;
- Генеральный прокурор РФ и его заместители (если административное дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.
Услуги адвоката по уголовным делам
Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.
Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.
Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.
Правила направления надзорной жалобы
Судебное разбирательство по административным, гражданским или уголовным делам должно строиться на анализе всех доказательств, собранных следователем и стороной защиты. Однако, не всегда принятое решение удовлетворяет стороны дела и видится им справедливым. Особенно важно принять правильное решение по уголовному делу, так как этот порядок расследования касается тяжких преступлений против здоровья и безопасности людей.
В случае несогласия с решением суда первой инстанции (городского или районного) участники дела вправе обжаловать его приговор в рамках апелляции и кассации. Если и эти способы обжалования не дали желаемых результатов, остаётся последний способ отменить судебное решение – подать надзорную жалобу в Верховный суд РФ.
Важная особенность такой жалобы заключается в отсутствии ограничений по срокам её подачи. Отменить судебное решение можно даже после его вступления в силу.
Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу
Надзорная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции.
Надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
В порядке надзора можно обжаловать не все судебные постановления по гражданским делам, а только те, которые указаны в законе (см. комментарии к статье 391.1 ГПК).
Обжаловать решения районных судов или мировых судей напрямую в Верховный Суд РФ невозможно. Обязательно нужно пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования.
Рассмотрение надзорной жалобы по административному делу
В случае принятия надзорной жалобы к рассмотрению, решение по ней должно быть принято в течение 2-х месяцев.
В случае необходимости суд может истребовать материалы административного дела. Если судом истребовано административное дело, то жалобы должна быть рассмотрена в течение месяца со дня поступления в суд дела.
Судья, который принял к рассмотрению жалобу, обязан уведомить о поступлении жалобы иных участников процесса, с целью предоставления им возможности ознакомиться с жалобой и предоставить свои возражении.
При рассмотрении надзорной жалобы судом не проводиться судебное заседание, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Какие решения по гражданским делам можно пересмотреть в порядке надзора
Их существует сразу несколько групп, которые перечислены в ст. 391.1 ГПК РФ.
Так, надзорная жалоба по гражданскому делу подается на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения.
Обжалуются в порядке надзора определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.
А также определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.
Однако в любом случае, в обжалуемом судебном акте указывается его возможность пересмотра в рамках надзорной инстанции.
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если надзорная инстанция установит, что оно нарушает:
- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права.
Когда подается надзорная жалоба: «правомерность» оспаривания, отказ в рассмотрении
В общем случае в порядке надзора оспорить можно уже действующие решения по адм. делам в республиканских верховных судах, а также краевых, областных. Не являются исключением и суды автономных округов и областей и др.
Как уже было отмечено выше, для подачи подобного иска должны быть очень веские основания. Таковыми являются, например следующие обстоятельства:
- Нарушение конституционных прав гражданина. Если он стал жертвой необоснованных нападок, если его оклеветали и т. п.
- Сомнительные обвинения, отсутствие доказательств вины, косвенные, ложные доказательства и т.п.
- Лжесвидетельство, которое можно доказать. Несоответствие, неточность показаний.
- Рассмотрены не все доказательства, материалы. Нарушены законодательные нормы в процессе рассмотрения дела.
При иных обстоятельствах, когда, казалось бы, судебное решение вынесено, опираясь на действительные факты, его также можно оспорить. Например, если таким основанием являются решения лишь отдельных должностных лиц.
Верховный Суд принимает все жалобы и протесты на вступившие в силу судебные решения по административным делам. Отказать в рассмотрении могут, прежде всего, тогда, когда оформление жалобы не отвечает требованиям, предъявляемым КАС РФ.
Типичными причинами отказа также являются: пропуск срока подачи, отзыв жалобы, подача ее неполномочным лицом. При отказе поданная надзорная жалоба возвращается адресату в течение 10 дн.
Основания для подачи надзорной жалобы по административному делу
Если гражданин или организация не согласны с решением по вменяемому правонарушению, они или их защитник могут подать соответствующую жалобу. Используя такой законный инструмент, как надзорная жалоба по административному делу, судебное решение опротестовывается уже после того, как оно вступает в силу.
Выделим несколько причин для использования протеста:
- по мнению защиты, доказательства были рассмотрены в суде не в полном объеме, суд не учел всех обстоятельств, при рассмотрении были допущены нарушения и пр.;
- недоказанная вина, сомнения по отношению к показаниям и рассматриваемым доказательствам.
Причиной протеста может стать несоблюдение, по мнению защиты, процессуальных действий и пр.
Срок подачи надзорной жалобы коап
Вот он первый важный момент, на который нужно обратить внимание, ведь если не вписаться в срок, то можно считать, что вы согласны с постановлением. И именно на этом этапе многие делают ошибку, затягивая с решением — обжаловать сомнительный штраф или оплатить его и не обременяться судебными хлопотами.
Срок подачи жалобы строго определен в нормативных документах (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ) оговорен срок обжалования постановлений – 10 суток. И в этом вопросе нужно понимать тонкости, а именно:
- срок начинается тогда, когда вам вручат письменное постановление с подписью и печатью. Это может быть постановление суда или должностного лица, а также копии постановления (если вы не присутствовали при его вынесении);
- 10 суток это календарные дни, а не рабочие дни, поэтому официальные выходные и праздники тоже входят в этот срок;
- направляйте жалобу с требованием обжаловать постановление, не дожидаясь окончания выходных дней, например, длительных новогодних каникул;
- закон (во второй части ст. 30.3 КоАП РФ) предусматривает восстановление упущенного срока обжалования, но только при наличии уважительной причины, в которые не входит причина «я не знал». Это может быть травма, командировка и т.д.;
- если у вас есть уполномоченный представитель, то даже ваши обоснованные преграды к подаче обжалования не сработают, поскольку вы имели поверенного с определенными полномочиями, который и должен был решить вопрос.
Не стоит затягивать с подачей жалобы по административному постановлению. Во-первых, за это время ничего не измениться и вам все равно нужно будет сделать этот шаг. Во-вторых, даже если вы имели причину не вложиться в 10 суток, то вы удваиваете себе работу.
Исключение: в статье 30.3 во третьей части КоАП РФ описаны исключения, когда жалобу можно подать в пятидневный срок от момента фактического получения постановления (или копии).
Не затягиваейте с подачей жалобы!
Такие действия очень часто делают невозможным дальнейшую ее подачу. Так, имея представителя, который советует потянуть время и взять больничный, некоторые делают ошибку, забывая что их справка по болезни не годится. Имея уполномоченное лицо, которое не имело причин затянуть срок обжалования, ваши помехи не имеют особого значения. Об этом важно помнить при желании «потянуть» сроки.
Право на обжалование постановления об административном правонарушении могут несколько лиц:
- лицо, которое привлекли к ответственности;
- защитник;
- уполномоченный представитель.
Жалобу может подать и пострадавшее лицо, если оно имеется при этом инциденте. Как правило, административные правонарушения имеют общий характер и пострадавших в виде конкретного лица нет. В частности в данной статье речь идет не об этих правонарушениях.
Итак, вы приняли решение не согласиться с постановлением об административном правонарушении, которое сулит вам штраф, но куда нести свою жалобу и кому? В соответствии со законом место обжалования постановления зависит от того, кем оно было вынесено. Об этом говориться в статье 30.1. КоАП РФ. Существует несколько вариантов в зависимости от источника постановления:
- постановление вынесено должностным лицом (например, сотрудник ГИБДД или инспектор другой госслужбы), то обжаловать его можно у вышестоящего должностного лица — начальника того, кто вынес постановление, а также в вышестоящий орган. Если жалоба не удовлетворена, то в районный суд;
- если постановление вынесено коллегиальным органом, то подавать жалобу нужно в районный суд по месту этого органа;
- если постановление вынесено районным судом, то подавать жалобу нужно в областной суд;
- если постановление вынесено мировым судьей, то подавать жалобу нужно в районный суд.
Как видно, логика подачи жалоб проста – ее подают в вышестоящий орган. При неудовлетворении жалобы районным судом, ее следует обжаловать в областном суде. Если и там не добьетесь положительного ответа, то подавайте надзорную жалобу в областной суд. Выше стоит уже председатель Верховного суда либо лицо его замещающее.
Жалоба – это грамотное и лаконичное письмо в уполномоченные органы с конкретными требованиями. Нужно понимать, что суд будет рассматривать только объективные данные, которые вы укажите в этой жалобе. Ваши эмоции, страдания и обстоятельства к делу не имеет никакого отношения. Поверьте, это в суде никого не интересует, а что интересует, так это наличие фактов.